Пример двух Чингизов и муки манкуртизма

(построчный перевод)

Два Чингиза проживали в этом забывчивом мире,

Два следа они оставили народам и временам.

Два гения пламенем озаряли мир,

Один саблей, бандитским клинком, другой духом великим объял.

Оба полонили миллионы людей,

Об обоих хранят память киргизские горы.

Один из них насильно взобрался на небеса славы,

Полмиракровью заливший военачальник Чингиз хан.

Оружие второго – духовные крылья чести и совести,

Темной силе он противопоставил суть человечности,

В каждом сердце он светился благородным пламенем,

Это был новый Манас – великийЧингиз Айтматов.

Он поднял впервые проблему манкуртизма,

Почему сейчас это не трагедия, а печальная новость?

В этот век быть манкуртом подобно счастью,

Будто благая весть манкуртизма охватывает многих.

Можно ли народ оградить от этой напасти?

Сегодня многиеказахи и киргизы манкурты.

Неужели народы пришли к этому, пройдя многовековые пути?

Диковиной стало, появление начальника неманкурта…

МухтарШаханов

Чингиз Айтматов – великий мировой писатель, благодаря которому мир задумался о том как связана жизнь отдельного человека с общечеловеческой судьбой. Например, роман «Буранный полустанок», «Плаха», «И дольше века длится день», «Плаха» в которых Айтматов поднимает проблему ответственности каждого из нас за судьбу Вселенной. Как подчеркивает Г.Есим: «Эта тема под силу не каждому писателю. Чтобы взяться за нее, нужны и смелость, и глубина мысли».[25]

Жизнь Чингиза Айтматова была подтверждением его писательской и гражданской позиции. Он никогда не стремился к наградам и званиям, однажды он даже отказался от возможности стать президентом Кыргызстана. Поэт МухтарШаханов так вспоминает об этом: «Оказывается, парламент попросил его стать президентом и остановил работу на 1,5 часа. Столько ждали ответ Айтматова. В итоге он не согласился быть во главе государства. Айтматов потом мне позвонил и сказал: «Мухтар, Бог миловал! Я чуть было не стал президентом Кыргызстана». Ему даже предлагали пост Генерального секретаря ООН. Но он опять-таки отказался, хотел остаться просто писателем. Если бы Айтматов стал президентом, то государственная политика была бы прозрачной и справедливой».[26]

Отказываясь от должностей и регалий, Чингиз Айтматов никогда не отказывался от своей ответственности за все происходящее в стране. И в трудные минуты всегда был с народом и защищал идеи справедливости, братства и мира. Его безусловный авторитет истинного лидера помогал ему оказывать влияние на развитие событий. Так однажды во время печально известных ошских событий, когда вспыхнул конфликт между кыргызами и узбеками, Чингиз Айтматов откликнулся немедленно и срочно выехал на место событий. Вот что написал об этом С.Аманбеков в статье «Чингиз Айтматов – первый учитель независимого Кыргызстана»: «Очевидцы потом рассказывали, как великий писатель буквально грудью встал между двумя конфликтующими народами и выступил с потрясающей речью, в которой призвал братский народ прекратить бессмысленную междоусобицу и вспомнить те времена, когда кыргызы и узбеки жили в дружбе и братстве, помогая друг другу в самые сложные времена. Обращение Айтматова было наполнено такой жизненной силой, что даже самые экстремистские силы остановились и прислушались к словам мудреца. Кыргызско-узбекское историческое братство, прошедшее через века, выдержало это испытание. Вскоре два родственных народа простили друг другу свои обиды и заключили мир. И в этом была воистину историческая заслуга Чингиза Айтматова»[27].

Много лет Чингиз Айтматов был в дипломатической миссии сначала Советского Союза, потом Кыргызстана. Несомненно, обладая врожденным дипломатическим даром, он пользовался огромной любовью и уважением в Евросоюзе и внес огромный вклад в развитие взаимопониманияи культурного сотрудничества между Европой и Центральной Азией.

Чингиз Айтматом яркий представитель истинного лидера современности. Хотя, по его собственногму признанию, он до сих пор не освоил три важные вещи: автомобиль, компьютер и не выучил ни одного иностранного языка. Действительно, истинное лидерство выражается не в приобретенных знаниях и навыках, а в духовной силе человека, в его чистом желании служить людям, нести людям свет возвышенных мыслей и благородных поступков.

Современные людихотят знать, как им реализовать свой лидерский потенциал и стать достойными и эффективными лидерами в той или инойсфере деятельности. Например, как можно стать эффективным лидером класса или школы, спортивной команды стать лидером в университете, в сфере обслуживания или на автомобильном заводе, в клинике или в армейском подразделении и т.д. Много различных исследований проводится в этом направлении.

Например, было замечено, что лидерство и управление не одно и тоже. Можно быть хорошим руководителем и при этом не быть достойным лидером. Но никто не сможет быть достойным лидером, не будучи хорошим руководителем. Но было бы неплохо иметь в виду, что руководство и управление – это очень полезный инструмент в руках лидера. По словам Петера Друкера и Уоррена Бениса:

«- Управление фокусирует свое внимание на низшем уровне. Как мне наилучшим образом достичь определенной цели? Лидерство имеет отношение к высшему уровню. Чего я хотел бы достичь?

- Управление делает вещи, как надо. Лидерство делает, что надо.

- Эффективность управления заключается в том, чтобы выстроить лестницу в направлении к успеху; лидер же определяет, к той ли стене приставлена лестница» [28]

Слово лидер произошло от английского слова lider, что означает ведущий за собой. Лидер это тот, кто пользуется авторитетом в определенной группе, и группа закрепляет за ним право принимать решения и урегулировать взаимоотношения в группе

Вообще, определений понятия лидерства очень много, только в англоязычных академических изданиях содержится более 350 определений. Это указывает не только на все­общую путаницу по поводу этого предмета, но и на его сложность.

Одно из определений было предложено лордом Мораном, врачом британского пехотного бата­льона во время Первой мировой войны (1914 – 1918 гг.) во Франции.

«Лидерство – это способность построить такой план, который увенчается успехом, и дар вдохновить других на его выполне­ние при любых условиях, включая смерть» [29].

Это определение состоит из двух частей. Первая часть каса­ется способности построить план (программу, проект и т.п.), кото­рый имел бы высокую вероятность успеха. Это подразумевает, что план должен быть реалистичным. Вторая часть определения касается реализации. Но никакой план не может быть воплощен так, как первоначально было заду­мано, люди, реализующие планы обречены сталкиваться с трудностями и препятстви­ями на своём пути. Вот почему лидер должен обладать да­ром убеждать других исполнить план вопреки трудностям, упад­ку духа и неудачам. На обычном языке принятое нами определение может быть выражено очень просто. В любой ситуации, неважно в какой об­ласти и неважно насколько сложной, лидерство означает:

Лидер = Знание куда идти + способность вдохновить других туда идти

Часто возникает вопрос: каждый ли человек способен стать лидером? Возможно это особый дар, данный человеку от природы. Иногда говорят, что некоторые люди от природы обладает харизмой, то есть неким свойством исключительности, сверхъестественности, и потому только такие избранные люди могут стать лидерами. Иногда говорят, что «Нужна милость Бога» для того чтобы стать лидером. Так ли это?

В этом плане, Стенфордский Исследовательский Институт в США сделал важное открытие. В восьмидесятые годы многие американские ученые задались вопросом, почему японцы обгоняют американцев почти во всех видах деловой активности и предпринимательства. И это происходит вопреки тому, что в Японии нет достаточного количества учебных заведений, обучающих бизнесу, в то время как в Америке находится несколько лучших в мире институтов этого профиля. Открытие Стенфордского Исследовательского Института заключалось в обнаружении области, которую американцы до сих пор игнорировали, но которая, тем не менее, входит составной частью в структуру достойного лидера, и ее следовало открыть заново. В тоже время в Японии именно этому аспекту лидерства исторически уделялось большое внимание. Исследователи пришли к заключению, что:

«Двенадцать процентов эффективного управления (что является управленческим аналогом понятия лидерства) зависят от познаний, а восемьдесят восемь процентов – от правильного взаимодействия с людьми». [30]

М.Л. Чиббер отмечает в своей книге, что правильно взаимодействовать с людьми лидеру позволяет именно его характер. Никакие поверхностно усвоенные навыки не могут поколебать этой фундаментальной истины:

«Девяносто процентов лидерства определяется нашим характером» [31].

Таким образом, сильный характер – это общее условие для лидерства в любой сфере деятельности и он составляет девяносто процентов нашего потенциала. Если в качестве остающихся десяти процентов добавим познания в избранной нами сфере деятельности, то мы станем в ней лидерами. Например, успех деятельности генерала в армии на девяносто процентов зависит от его характера и на десять процентов от профессиональных познаний и способностей в военном искусстве. Аналогично, эффективность лидера в деловой сфере на девяносто процентов зависит от его характера и на десять процентов от его знакомства с вопросами управления в бизнесе.

Но свой характер человек развивает сам, следовательно, и свою способность быть лидером человек создает сам. В каждом человеке есть лидерский потенциал, и от самого человека зависит, будет он его развивать или нет.Таким образом, ответ на вопрос: каждый ли человек способен стать лидером? – однозначен: «Да, если приложит соответствующие усилия по совершенствованию своего характера». Как сказал Робин Шарма: «Лидерство – это целая философия жизни. Замечательным лидером может быть не только руководитель компании или менеджер, им может быть и заботливый учитель, и увлеченный исследователь, и нежная мать. Но при этом все начинается с характера.С самодисциплины, помогающей управлять собой и познавать себя»[32].

Так как мы рассматриваем качества истинного лидера, то следовательно можно сказать, что девяносто процентов истинного лидерства определяется совершенным характером, то есть характером, который проявляется в единстве мысли слова и дела.

Вспомним, что цель духовно-нравственного образования – становление человека совершенного характера, основанного на вечных нравственно-духовных ценностях, живущего в единстве мысли, слова, дела.Только человек с пробужденным духовно-нравственнымсамосознанием сможет отличить вечные ценности от временных, истинное от ложного, обрести счастье и сделать счастливыми других людей. Именно такое образование способствует расцвету человеческого совершенства. В этом плане следует помнить заветы великого Абая, который ещё в своё время писал, что: «Сосуд, хранящийум и знания характер человека. Не будет пользы от учения, если нет надежного хранилища для знаний»[33].

Духовный рост может происходить, если мы в своей повседневной жизни живем в согласии с вечными общечеловеческими ценностями. Духовность – это глубочайшая человечность!Духовность – это честность, благородство, мудрость, бескорыстная любовь, проявленная в теплых и искренних человеческих взаимоотношениях.Современное общество нуждается в образованных людях с открытым сердцем, обладающих широтой мысли, способных к бескорыстному служению обществу.

Таким образом, истинным и эффективным лидером может стать только такой человек, чьи мысли, слова и дела находятся в единстве. Мыс­ли такого человека чисты – их источник не замутнен страстями, гневом, привя­занностью, жадностью, завистью или себялюбием. Он говорит то, что думает – в этом у него нет никакой раздвоенности, он посту­пает так, как говорит, – в его поведении нет ни лицемерия, ни неискренности.

Когда в нашей жизни встречается такой честный, достойный человек с чистыми бескорыстными помыслами и добрым сердцем, мы доверяем ему, готовы прислушаться к его советам и даже следовать его руководству. Если наш начальник обладает подобными качествами, то мы являемся поистине счастливыми людьми и идем на работу с легким сердцем. Тогда работа осуществляется не ради денег, карьеры или любой другой выгоды, а ради осуществления возвышенных идей служения обществу, в любви и благости, и даже финансовая и карьерная сторона осуществляемой деятельности не будет иметь решающего значения. Действительно, сама возможность работать в хорошей команде с мудрым руководством, ощущая себя нужным и востребованным в осуществлении высокой идеи, приносит радость и внутреннее удовлетворение, которое не сравнить ни с каким финансовым эквивалентом.

Итак, мы доверяем человеку, у которого мысли, слова и дела на­ходятся в гармонии. Именно этот тип людей реализует свой лидерский потенциал, часто даже не стремясь и не желая быть лидером.

В современном мире много умных людей, но мало мудрых. Но именно в мудрых лидерах нуждается общество сегодня, поэтому умным людям следует искать мудрости и духовно-нравственного обновления.

Если же человек по обычным меркам умный, образованный и энергичный, но его мысли затронуты эгоистическими желаниями и намерениями скорейшего карьерного роста, то он думает одно, говорит другое, а делает третье. Такой человек, даже если он займет руководящую должность, не сможет стать истинным лидером, за которым искренне пойдут люди. Более того, эгоистические желания и нечистые мысли создадут на работе атмосферу зависти, подозрительности, недовольства, эмоциональных и психологических перегрузок, что превратит любую деятельность в нежеланную и тяжелую, выполняемую чисто из необходимости зарабатывать деньги.

Следовательно, именно духовно-нравственное образование позволяет каждому человеку раскрыть свой лидерский потенциал.

Заметим важную особенность лидерства, основанного на духовно-нравственном развитии: духовно развитый человек не стремится к лидерству и успеху. Успех приходит к нему как неизбежное следствие его достойной жизни. То есть лидерство – это непреднамеренный, побочный результат нравственно-духовного развития человека.

В этом плане интересно то, что Виктор Франкл говорил об успехе: «Снова и снова я предостерегаю своих студентов и в Европе, и в Америке: не нацеливайтесь на успех – чем больше вы стремитесь к нему, превращая в цель, тем в большей степени готовитесь его упустить.

Ибо успех, как и счастье, не может быть навязан. Он должен прийти как результат, и только так он приходит, как ненамеренный побочный результат личной преданности вещам большим, чем он сам.

Счастье должно случиться, то же справедливо и для успеха. Вы должны позволить ему случиться тем, что не заботитесь о нем. Мне бы хотелось, чтобы вы получше прислушались к тому, что требует от вас ваше сознание, и начали бы это воплощать так хорошо, как только это возможно с учетом уровня ваших познаний.

И тогда вы доживете до того дня, когда увидите, что, в конце концов, я повторяю, в конце концов, успех придет к вам именно потому, что вы и думать забыли о нем» [34].

Если человек же устремлен к личному успеху всеми силами и умеет мастерски манипулировать другими людьми, вынуждает их делать то, что он хочет для достижения своих целей, то в его характере будут присутство­вать фундаментальные пороки и его жизнь будет отмечена двойственнос­тью и неискренностью, что в длительной перспективе никогда не принесет успеха.

Д-р Чиббер в книге «Лидерство» подробно описал процесс лидерства.

Процесс лидерства: Быть; Делать; Видеть; Говорить.

Быть – это источник лидерства. Делать – это стиль лидерства, основанный на личном примере. Видеть –видеть реальную картину четко, до мелочей, видеть перспективу и возможные последствия тех или иных решений. Говорить – просто и ясно, от сердца, мягко и с любовью, искренне и не очень много. Слишком много говорящий руководитель утомляет, лишает слушателей энергии и попусту тратит драгоценное время.

Видеть и говорить – это функции, инструменты и техники лидерства. Когда есть основа лидерства, то инструменты и техника нарабатывается с опытом и постепенно совершенствуется и оттачивается.

Далее рассмотрим более подробно основу лидерства – быть и делать.

Быть – значит соединить в единое целое все, чем обладает лич­ность: характер, мысли, опыт, способности, качества и познания, иными словами все, что представляет тотальное бытие личности. «Быть – вот начало и конец лидерства»42. Это простое выска­зывание содержит в себе подтвержденную историей истину, что потенциал и эффективность лидера находится в прямой зависимости от силы его Бытия. Вот почему на рисунке 3 слово Быть изображено в виде самого крупного компонента процесса лидерства. Именно по этой причине в целостном и практическом подходе к проблеме лидерства, основной упор делается на Бытие. Однако, уместно повторить, что девяносто процентов Бытия лидера образуется его характером.

Рисунок 3. Процесс лидерства



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: