Примеры привлечения детей к целеполаганию
Учебной деятельности
Перспективное целеполагание
История. Начиная изучать историю в 5 классе, учащихся необходимо заинтересовать новым для них учебным предметом, показать, что дает изучение истории древнего мира, чему можно научиться на этих уроках, где это можно использовать. С этой целью на урок можно пригласить учащихся 6 класса или старшеклассников, которые расскажут, что интересного они узнали на истории древнего мира, чему научились. Например, на вводный урок по истории древнего мира учитель приглашает учащихся 6 класса, которые рассказывают о своем участии в проектной деятельности и демонстрируют результаты своей работы: рекламный проспект турбюро «Семь чудес света» и часть мультимедийной презентации: «Путешествие египетского мальчика», рассказывают, чему научились на уроках истории за первый год обучения и чем им понравилось заниматься.
Один из вариантов перспективного целеполагания перед изучением нового раздела можно использовать в 6 классе. После изучения темы «Первобытное общество» начинается изучение стран Древнего Востока. Учитель спрашивает учащихся 6 класса:
-Что мы узнаем, изучая предмет «История»? С чем мы знакомимся? (людьми, их занятиями, бытом, культурой, хронологией, картой).
-Почему нас интересует, где произошло событие?
-Что нужно знать, чтобы найти нужное место на карте? Что значит «уметь работать с картой?»
-Какие страны вы знаете? Покажите их на карте.
-Определите их географическое положение. Что нужно знать и уметь, чтобы определить географическое положение страны?
-Сделайте вывод: чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
В начале изучения математики в среднем звене
Присутствуют учащиеся 5, 6 классов.
Беседа учителя с учащимися 5 класса по вопросам:
- Что изучали в начальной школе?
- Что было трудно?
- Когда было интересно?
- Если бы вы снова учились в начальной школе, на какую тему вам хотелось бы, чтобы учитель отвел больше времени?
- Выступление учащихся 6 класса «Что интересного было на уроках математики в 5 классе».
Беседа с учащимися 5 класса по вопросам:
- Нужно ли изучать математику дальше и почему?
- Что бы вы хотели узнать на уроках математики?
- Понадобятся ли вам знания, полученные в начальной школе?
- Кто из вас и по какой теме мог бы мне помочь и как?
- Где пригодятся вам знания по математике?