Особый Календарь Януша Корчака

Среди методических приемов Януша Корчака существовали интересные уроки по самоистреблению глупости и лени. Корчак играл с детьми в игру - систему ответов на вопросы: чего я не знаю и почему? Особо популярны были среди старшеклассников ежедневные задания: на полчаса стать интеллигентным и умным. Об этом Я.Корчак написал в своей книге «Воспитательные моменты». Воспитанникам особенно нравились спонтанные праздники, мастерски придумываемые Янушем Корчаком. К примеру, некоторые из специального Календаря:

22 июня. Можно бодрствовать всю ночь.

День первого снега. Снежки.

День 365-го обеда. Именины кухни.

22 декабря. Короткий день. Можно не стелить постели.

День новой одежды. Тот, кто нуждается, получит новую одежду.

День грязнули. Можно не умываться.

День умерших. Поминай умерших воспитателей.

Цепь поощрения. Когда один из величайших хулиганов за всю неделю ни разу не попал на суд чести.

Еще одной педагогической находкой Я.Корчака является удивительная коллекция Памятных открыток.

Корчак не оставлялне замеченной ни одну, даже незначительную, нравственную победу над собой.

В качестве подарка мудрый учитель присуждал воспитаннику Памятную открытку за:

- здоровье, за то, что не болеет (Открытка Здоровья);

- добросовестное дежурство (Открытка с видом Варшавы);

- заботу о других (Открытка Милосердия);

- сдержанное слово (Открытка Пунктуальности);

- большое количество полученных Открыток (Открытка «Сила воли»).

Некоторые дети теряли эти Открытки в течение жизни, а другие с трепетом хранили их всю жизнь. [86]

В.А.Сухомлинский, который сам отдавал всецело свое сердце детям, высказался о Я.Корчаке таким образом: «Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной силы и чистоты явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».[87]

Возможно, идеи Януша Корчака вдохновляли и Ш.А.Амонашвили на педагогическое творчество в русле гуманизма и любви к детям. Ведь его жизнь тоже является примером, демонстрирующим правила жизни для всех здравомыслящих гуманных педагогов современности и будущего.

Шалва Александрович Амонашвили систематизировал результаты своей педагогической деятельности в своей книге, которая адресована учителям, «Здравствуйте, дети!». По его мнению, успех обучения и воспитания в школе во многом имеет прямую зависимость от личности учителя. Настоящий учитель, как считает Шалва Александрович, должен обладать определенными личностными качествами, обеспечивающими его профессиональную пригодность (что можно тоже характеризовать как правила для учителей):

«- Любовь к детям без разделения их на хороших и плохих. Настоящий учитель способен полюбить разных детей: и сообразительных дисциплинированных отличников, и подвижных шалунов, и медлительных тугодумов. Истинная любовь к детям выражается в способности взрослого радоваться за успехи каждого ученика.

- Понимание потребностей и чувств детей, умение учителя взглянуть на ситуацию с позиции ребенка. Профессионал всегда будет серьезно относиться к любым детским делам и переживаниям. Только понимая то, что происходит в душе ребенка, можно рассчитывать на его активное сотрудничество, а также успешно воспитывать в нем личность.

- Хороший учитель обязательно будет оптимистично смотреть на процесс воспитания. Педагог живет с мыслью о том, что к каждому ребенку можно подобрать определенный ключик, следует лишь внимательно относиться к его личным особенностям.

- Хороший учитель непременно обладает теми чертами, которые наиболее симпатичны в человеке. Интеллигентность, скромность, улыбчивость и сдержанность, чуткость, отзывчивость, жизнелюбие привлекают учеников к такому учителю, придают ему авторитет и обеспечивают детские симпатии».[88]

Каждая строчка этой книги пропитана любовью и вниманием к детям и представляет собой обобщение опыта«радостной и увлекательной жизни в школе»[89] в процессе творческого и научного содружества на основе оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания.

Квинтэссенцией высокой учительской мудрости являются слова клятвы Ш.А.Амонашвили, которая наиболее концентрированно представляет его педагогическую философию.

Клятва учителя (от Ш. А. Амонашвили) звучит таким образом:

«Я – Амонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребёнка, о судьбах детей, клянусь:

любить детей, любить каждого ребёнка от всего сердца, быть им верным и преданным, следовать цели раскрытия, развития, воспитания, утверждения в Ребёнке личности, быть оптимистом в отношении любого ребёнка в любых случаях.

Обязуюсь постоянно и усердно заботиться:

о приобщении детей к высочайшим ценностям общечеловеческой культуры и нравственности, о развитии и воспитании в них доброты, заботы о людях, о Природе, о выживании человечества, об очеловечении знаний и очеловечении среды вокруг каждого ребенка, об овладении искусством гуманного общения с детьми, с Ребёнком.

Клянусь:

не вредить детям, не вредить Ребёнку». [90]

Только стремление быть хорошим наставником позволит учителю по-настоящему сотрудничать со своими воспитанниками, поскольку ученики во многом отражают его личностные черты. Они воспринимают нравственно-этические нормы через призму взглядов педагога, ведь в школе самым авторитетным человеком является именно он, Учитель.

Таким образом, можно сказать, что все правила, оставленные великими Учителями человечества грядущим поколениям педагогов, сводятся к соблюдению нравственного закона единства мыслей, слов, действий, то есть к выполнению единственного правила для учителей: сам выполняй то, чему ты учишь учеников.

Изменение сознания учителей от традиционно-авторитарных подходов на нравственно-духовное педагогическое мышление является основной проблемой развития системы образования в современных условиях, главным вопросом новой педагогики, призванной одухотворить казахстанскую школу нового времени. Поскольку в настоящее время, как никогда, роль учителя становится важнейшей для будущего страны.

Школа является одним из первых мест, где формируется его характер и предпосылки для его будущего. Учителя являются носителями положительного или отрицательного примера для подражания по отношению к ученикам. Причина, по которой первые школьные годы особо важны в жизни каждой личности, заключается в том, что здесь дети узнают основы своей жизни в социуме. Именно поэтому учителя должны любить свою профессию для того, чтобы передать энтузиазм и тепло своих сердец ученикам. И в этом смысле, безусловно, учителя наравне с родителями играют важнейшую роль в жизни ребенка, потому что ученики проводят много времени со своими учителями. Однако, в большинстве своем, учитель становится настоящим наставником спустя долгие годы обучения и получения опыта в педагогической профессии. Точно также, матерями не рождаются, материнский опыт приходит со временем. Мы знаем, что матери хотят лучшего для своих детей, и их целью является формирование их характера, чтобы они реализовались как личности. Являются ли такими же и цели учителей в отношении своих учеников?

Через жизнь ученика проходят разные учителя, бывают такие, которые просто преподают свой предмет. Они не привлекают своих учеников, поскольку редко разговаривают с ними. И ученики чувствуют учителей, которые не выказывают никакого интереса к их жизни. Один из способов для учителя, чтобы заинтересовать учеников в классе, является способность задавать им вопросы, беседовать с ними. Учитель может изменить судьбу ученика своим неравнодушием и умением вдохновлять.

Поэтому жизнь учеников зависит от отношения учителя к ним. Учитель несет большую ответственность за атмосферу, царящую в классе. Если учитель чувствует радость или гнев, это чувство будет распространяться среди детей, потому что отношение преподавателя обладает огромной силой влияния. Если учитель смеется, ученики также смеются… Почему? Потому что учителя несут ответственность за атмосферу в классе. Если что-то пойдет не так в классе, то единственным ответственным за это является учитель. Учитель должен создать теплую и безопасную среду, но в то же время быть профессионалом в своем предмете. Если ученики чувствуют себя в безопасности в классе, то результат скажется и на академической успеваемости. Хороший учитель имеет доверительные взаимоотношения с каждым учеником.

Школа - это то место, где идет обучение и в то же время, где создается настроение ребенка и кристаллизуется его характер. Учитель должен быть человеком, который направляет учеников, а не тем, который является тоталитарной фигурой в классе. Когда учитель показывает уважение к ученикам, то и они проявляют самые лучшие чувства к нему.. Учителя не должны забывать, что они учат разных учеников, которые приносятс собой в школу различные традиции и обычаи, обогащая тем самым друг друга и среду, в которой они учатся. Педагог должен быть открытым человеком, уважать разнообразие среди учащихся и дарить любовь и заботливое отношение к ним.

Учитель должен быть образцом для подражания у учеников. А для этого учителя должны иметь качества, которые они хотят воспитывать у своих подопечных. Почему? Поскольку ученики верят тому, что видят своими глазами и воспринимают мудрость всем сердцем, и они, конечно же, чувствуют искренность, с которой им преподносятся уроки в школе. Ученики рассматривают учителей как мудрых наставников, которым они могут обращаться со своими вопросами и проблемами. Дети учатся от каждого урока, который дает учитель. Поэтому учитель несет огромную ответственность за свои действия. Все учителя имеют возможность для обеспечения хороших условий нравственного воспитания учащихся. Но прежде всего, сам учитель должен быть хорошо подготовлен для того, чтобы передать ученикам свое метапослание в виде его хороших мыслей, позитивных слов и праведного поведения. Не будут эффективными никакие образовательные программы, если учитель не является главным примером нравственного и гражданского личностного поведения.

Истинное духовно-нравственное образование подразумевает воспитание, неограниченное информированием обучающегося о тех или иных ценностях, вместе с тем оно открывает перед ребенком возможности для нравственных действий. Поэтому нравственные нормы, которыми руководствуется учитель в своей жизни и работе, его отношение к ученикам, коллегам, к своему педагогическому труду, – все это имеет важнейшее значение для духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное образование молодежи является главным фактором успешного развития страны, экономической и политической стабильности в обществе. Невозможно создание современной инновационной экономики без человека, его характера и нравственных качеств. Развитие общества зависит от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, духовных ценностей, моральных норм и нравственных убеждений.[91]

Таким образом, говоря о роли учителя в нашей жизни можно сделать следующие выводы:

1. Учитель дает реальное вдохновение, чего не может дать ни одна книга.

2. Учитель является практическим примером чистоты и простоты.

3. Учитель передает свой опыт постижения духа.

4. Учитель не подавляет свободу личности, вдохновляя учеников быть смелыми перед лицом испытаний.

5. Учитель знает ученика лучше, чем он сам.

6. Учитель никогда не будет впечатлен внешним, социальным проявлением в ученике. Ученик не может скрыть своего хорошего или плохого качества от него. Так что, прежде чем думать или делать что-либо неправильно, он немного боится, что Учитель может знать, что он делает.

7. Учитель не только показывает ученику путь, но и помогает ему в каждом шаге.

8. Учитель никогда не теряет веру в ученика, даже в тех случаях, когда он не верит в себя.

9. Учитель не только говорит ученику, но и демонстрирует, как внутренняя сила может быть увеличена настолько, что человек может творить чудеса в мире.

10. Учитель побуждает ученика к осознанию духовного в жизни.

11. Учитель делает ученика бесстрашным и смелым.

12. Учитель ничего не хочет от ученика. Он не принимает деньги от людей. Он не проповедует среди толпы. Он не хочет быть знаменитым.

Как сказал выдающийся учитель современности, классик гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили, «гуманная педагогика понимает образование как насыщение ребенка образами Красоты, и считает, что основной задачей педагога, который придерживается гуманных методов в своей работе, является воспитание ребенка, что именно воспитание внутренней культуры ребенка должно быть первичным по отношению к развитию в нем умственных способностей. Качество воспитания и образования в школе зависит, прежде всего, от самого педагога, его культуры, умения мыслить по-новому, его способности быть открытым к постижению и творческому применению в своей работе как опыта классической педагогики, так и опыта своих коллег.

Вряд ли кто сейчас сомневается в том, что беды нашего образования и все сложности его обновления связаны не только и не столько с его материальными аспектами, сколько, в первую очередь, с бездуховностью и авторитаризмом, которые насаждались десятилетиями, а то и столетиями.

И пусть никто не думает, что модернизировать образование можно через введение новых учебных предметов, через насыщение учебных программ и учебников дополнительными знаниями, через оснащение школ компьютерами и обеспечение их Интернетом, через увеличение сроков обучения. Плоды нынешней цивилизации, как бы они не удивляли нас, не есть гарант одухотворения школы и образовательного мира в целом, речь, конечно, не идет о том, что все это излишне. Речь идет о том, что одухотворение школы возможно лишь духом.

Истинный учитель – это творец человеческой эволюции.

Наш оптимизм и силу устремлённости питает творческий, вдохновенный труд многих тысяч учителей, которые становятся душою и убежищем также для многих подрастающих (молодых) людей. И если мы умножим их ряды, то это будет нашим бесценным вкладом в обновление образования в столь тяжелое для всех нас и для подрастающего поколения время».[92]

Творческого вдохновения, любви, чистоты, терпения и настойчивости на пути удивительного совместного преображения вместе с учениками, дорогие коллеги!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: