Опыт Я. Корчака с системой Подарков воспитанникамдома сирот также может вдохновить современных педагогов. Как, к примеру, эта история одного подарка

«Мудрый доктор очень старался скрасить жизнь сирот маленькими праздниками - подарками.

Корчак всегда носил с собой маленькие вещицы, чтобы дарить их детям. Януш Корчак, наверное, не предполагал, что один из подарков - губная гармошка - спасёт воспитанника от смерти в Освенциме.

Совсем малышом Шмулик Гоголь осиротел и попал к Корчаку. Шмуэль мечтал о хромированной губной гармошке, которую получил от Корчака на свой седьмой день рождения в 1939 году. Та подаренная гармошка стала для Шмуэля профессиональным инструментом в оркестре при крематории в Освенциме и спасла жизнь. Там выяснилось, что заморыш умеет играть па гармошке – и его включили в лагерный оркестр, который перед крематорием играл марш. Шмулик стал самым маленьким музыкантом. Только он крепко зажмуривался, чтобы не видеть происходящего вокруг.

Мальчик выжил и в память об учителе основал единственный в мире детский оркестр, в котором музыканты играли только на губных гармошках. До конца жизни Шмуэль, играя, зажмуривал глаза.

Когда незадолго до гибели кто-то спросил Корчака, чтобы он сделал после освобождения (если это будет возможно), доктор ответил, что хотел бы воспитывать осиротевших немецких детей.

Шмуэль Гоголь воплотил и эту идею Учителя: только он воспитывал не осиротевших детей, а вплоть до своей смерти в 1993 году он приезжал в Германию со своим уникальным оркестром. 700 участников за 35 встреч. В 1990 году Шмуэль Гоголь, получив премию имени своего учителя Януша Корчака, сказал; «Мы должны всем своим существом стремиться к лучшему будущему, к братству между народами и любви. Эта любовь в сердцах последующих поколений и должна стать нашей главной задачей».

Видимо, уроки Старого Доктора: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается» - не прошли даром для самого маленького музыканта Освенцима».[84]

Поучительны стиль и глубокое внутреннее духовное содержание лекций Я.Корчака для родителей. Например, лекция о сердце ребёнка…

Однажды Януш Корчак собрал слушателей в тёмном зале рентгенологической лаборатории. Сюда он привёл мальчугана из Дома сирот. Ребёнок был напуган аппаратом, темнотой, незнакомыми людьми, обстановкой, в которой он оказался. Сердце ребёнка билось в бешеном ритме, оно просто колотилось, готовое вырваться из груди.

- В то время, когда вы устаёте, вы легко раздражаетесь, а дети для вас становятся невыносимыми. Они выводят вас из себя, вы начинаете говорить повышенным тоном, кричите на них и собираетесь их наказывать. Смотрите, вот так выглядит сердце ребёнка в этот момент, так оно реагирует на ваш крик, на ваши слова.

Так начал свою лекцию Корчак о сердце ребенка.

Сердце - это не только главный орган кровообращения, с сердцем связаны наши чувства, наши переживания.

Сердце - мембрана человеческой души, оно чутко отзывается на всё, что мы видим и слышим. Древние люди считали сердце вместилищем души. Долго тот живёт, у кого доброе сердце.

Всё доброе и злое идёт от человеческого сердца. Недаром польская пословица гласит: «Если нет цивилизации в сердце, её нет и на улице». Сердце и солнце чем-то связаны между собой. Они родственны по смыслу. Они - жизнь.

Нет, сердце - не простой дар природы. Оно – кормчий судьбы.

Ребёнок - это мотылёк над бурной рекой жизни. Что надо сделать, чтобы он летал безопасно? Ему нужно помочь, чтобы у него отросли крепкие, упругие крылья. Без погожего детства вся жизнь человека будет искалеченной. Детство показывает, каким будет человек, как утро предвещает, каким будет день.

Например, Корчак учил своих учеников умению познания мир через сердце.

- Сердце кажется мне теперь самым важным на свете, и оно берёт верх надо всем в делах моей жизни, - говорил он. - Не помню, кто сказал: человек - солнце земли, свет и тепло его сердца выше всякого другого.

Важная роль при этом отводится учителю, авторитет которого влияет на характер, обычаи и нравы народа. Когда есть забота о воспитании, можно не беспокоиться о будущем.

Есть такая индийская притча.

Отец однажды сказал своему сыну:

- Принеси-ка мне яблоко и раздели его пополам. Что ты наблюдаешь?

- Несколько маленьких семян, – говорит сын.

- Разрежь-ка одно из этих семян и теперь скажи мне, что ты видишь внутри.

- Ничего не вижу.

- Ты ничего не видишь, а ведь там живет огромное дерево, - ответил отец сыну.

Возможно, сын не понял отца. Но ясно одно, что если даже он и не понял умом, то почувствовал сердцем.

Ученики - как молодые деревца, на коре которых его сердце оставляет записи. Деревья вырастают, кроны поднимаются, а записи на коре не зарастают.[85]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: