Правила для учителей

Правила обучения, касающиеся учителя, оставили после себя многие выдающиеся учителя в истории мировой педагогики. Эти правила, как правило, были руководством в жизни и самих этих учителей. Они именно примером собственной жизни учили последующие поколения нравственным канонам человечности. Таким выдающимся гражданином своей страны и всего мира был и Адольф Дистервег (1790–1866) – немецкий педагог, либеральный политик, преподававший математику и физику, служил директором учительской семинарии. Стремился объединить немецкое учительство: открыл в Берлине 4 учительских общества в 1831-41 гг., его избрали председателем «Всеобщего немецкого учительского союза» в 1848 г. Он выпускал педагогический журнал,боролся с реакционными законами по образованию, до конца жизни активно участвовал впрогрессивной общественной и педагогической деятельности. Написал в 1835 году свою главную книгу «Руководство к образованию немецких учителей» - произведение, не потерявшее своей актуальности и значимости для педагогов и по сей день. В этой работе педагог оставил свод правил для учителей, который гласит:

«I. Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту

1.1.Обучай природосообразно!

1.2. Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития подрастающего человека!

1.3. Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

1.4. Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, ещё не нужно, и не учи тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно!

1.5. Обучай наглядно!

1.6. Переходи от близкого к далёкому, от простого к сложному, от более лёгкого к более трудному, от известного к неизвестному!

1.7. Веди обучение не научным, а элементарным способом!

1.8. Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и материальную

1.9. Никогда не учи тому, чего ученик ещё не в состоянии усвоить!

1.10. Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!

1.11. Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы человеческого, гражданского и национального образования!

1.12. Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!

1.13. Считайся с индивидуальностью твоих учеников!

II. Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта

2.1. Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем развития и (вышеуказанными) законами развития ученика!

2.2. Задерживайся главным образом на изучении основ!

2.3. При обосновании производных положений возвращайся почаще к первоначальным основным понятиям и выводи первые из последних!

2.4. Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные части!

2.5. Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя её, однако, в полной мере!

2.6. Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось предыдущее!

2.7. Связывай родственные по содержанию предметы!

2.8. Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот!

2.9. Считайся при выборе метода обучения с природой предмета!

2.10. Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих схем, а всегда рассматривай его всесторонне!

2.11. Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай их из природы предмета!

2.12. Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки

III. Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом, положением и т.д.

3.1. Проходи со своими учениками предметы скорее последовательно, чем одновременно!

3.2. Считайся с (предполагаемым) будущим положением твоего воспитанника!

3.3. Обучай культуросообразно!

IV. Правила обучения, касающиеся учителя

4.1. Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)!

Увлекательным и интересным мы называем то, что особенно привлекает наше внимание и сочувствие, естественным образом возбуждает и повышает нашу жизненную энергию. Понятно, что мы охотно занимаемся тем, что нас увлекает, потому что чувство удовольствия связано у человека с возбуждением его внутренних духовных сил. Поэтому, если мы желаем завладеть нераздельно вниманием собравшейся толпы, приковать его к себе, мы должны внушить ей живой интерес, заинтересовать её своей личностью или своим способом изложения предмета, что опять-таки проистекает из стремления личности вызывать интерес или быть интересной.

4.2. Обучай энергично!

Мне много раз случалось задумываться над тем, в чём собственно может заключаться дисциплинирующая дидактическая сила некоторых учителей, обладающих этими свойствами, и почему во многих школах её недостаёт. Я нашёл источник этой силы в энергии и решительности воли, одним словом, в силе характера учителя. При нерешительности, нечёткости, отсутствии мужественности нельзя создать в какой бы то ни было области что-либо достойное внимания современников. Следовательно, было бы величайшим заблуждением полагать, что при шаткости убеждений, неясности чувств и отсутствии воли можно превратить глупость юношества в рассудительность, неловкость в искусство, рассеянность во внимание, невежество в образование.

4.3. Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи всегда за хорошим выговором, отчётливым ударением, ясным изложением и логическим построением речи!

Говорить самому (т.е. учить) гораздо легче, чем заставлять говорить другого: приучать его к правильной, беглой речи. Это требует неистощимого терпения, постоянного внимания к ученику: не только к содержанию его речи, но также к форме и способу изложения. Вредная привычка – заставлять ученика больше слушать, чем говорить. Мы требуем от учителя добровольного участия в трудном деле, неизбежного при этом самоотречения и самопожертвования. Это не пустяки; это нелегко – мы хорошо это знаем. В особенности это трудно для подвижных, живых, темпераментных учителей. Последние обосновывают свой неправильный образ действий тем, что иначе дело подвигалось бы вперёд слишком медленно; они ссылаются на то, что ученики слышат хорошую речь, когда говорит учитель. Но действительно ли ученики подвигаются вперёд только слушая? И учатся ли ученики для школы или для жизни? Впрочем, подобные оговорки не заслуживают даже опровержения.

Как лучшие воспитатели лаконичны там, где речь идёт о правильной деятельности самого ученика, так и лучшие учителя если не лаконичны, то, во всяком случае, неразговорчивы и несловоохотливы. Страдающие словоохотливостью – самые худшие из всех.

У ученика должно войти в привычку всё, что он слышит и учит, выражать мысленно про себя в правильных предложениях, хотя бы от него и не требовалось передачи их вслух. Я знал одного учителя, который за несколько часов преподавания не говорил и десяти предложений, ученики же наоборот – сотни их. То был настоящий учитель. Вредная привычка – заговаривать учеников до одури, обрекать их на вечное слушание. Они должны, конечно, научиться внимательно слушать, и они учатся этому во многих наших школах при живом увлекательном преподавании. Но правильная речь самих учеников важнее этого; она также бесконечно важнее, чем правильное писание.

Ученика обязательно следует заставить изложить ход мыслей в связном и последовательном порядке, и ни в каком другом. С обратным ни в коем случае нельзя мириться! Иначе никогда не появятся ясность и прочность знаний, отчётливость суждений и последовательность вывода. Итак, как птицу по пению, так ученика можно узнать по речи.

4.4. Никогда не останавливайся!

Недостаточно только помнить пословицу: «Остановка - шаг назад». К этому надо добавить, что лишь до тех пор являешься способным начать образование другим, пока продолжаешь работать над собственным образованием и видишь в самой школе, в общении с детьми и преподавании главное образовательное средство.

Образование никогда и нигде не является чем-то законченным и завершённым. Оно находится в становлении и изменении, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, роста. Если верно, что образование других состоит преимущественно в их вдохновении, а это вдохновение зависит от самодеятельности вдохновляющего, то отсюда следует, что подобное обучение для самого учителя является школой самообразования в высшем смысле слова. Так как учитель большую часть дня занимается обучением, то его дальнейшее собственное образование должно ему даваться легче, чем остальным людям, при условии, если его обучение действительно является вдохновением других и вместе с тем самовдохновением».[78]

Другим выдающимся педагогом, оставившим для учителей правила для руководства в жизни, был великий педагог Януш Корчак, который говорил: «Детей нет, есть люди». Пример его собственной жизни является образцом для подражания для всех педагогов настоящего и будущего.

Генрик Гольдшмидт (Януш Корчак) родился 22 июля 1878 года. Его отца, известного варшавского адвоката, звали Юзеф Гольдшмидт, мать - ЦецилияГембицкая. Они оба были из давно ассимилированных в польское общество еврейских семейств, поэтому никогда не говорили о своем происхождении, и Генрик не знал ни идиша, ни иврита. Он получил хорошее воспитание и рос преданным патриотом своей страны. Генрик учился на медицинском факультете Варшавского университета с 1898 по 1903 годы.

Как Януш Корчак он становится известным, благодаря своим замечательным произведениям: «Дети улицы» (1901), «Дитя гостиной» (1906), «Моськи, Иоськи и Срули» (1910), «Король Матиуш I» (1923), «Как любить ребёнка» (1914), «Право ребёнка на уважение» (1929) и другим.

Корчак начал работать врачом в 1903 году в маленькой варшавской детской больнице, где проявилась его тяга к детскому воспитанию. С начала 10-х годов XX столетия он начинает работать в приюте для еврейских сирот, с которым он был связан до конца своей жизни.

В детском доме существовала система самоуправления, служившая самовоспитанию, воспитанию самостоятельности, справедливости. Воспитатель же по этой системе был помощником для детей. Действовали стенгазета, почтовый ящик для переписки воспитанников с воспитателями, доска для контактов с детьми, совместные заседания, товарищеский суд (для него Корчак составил кодекс воспитания). Дети могли подавать в суд не только друг на друга, но и на взрослых. В предисловии к «Кодексу товарищеского суда» Корчак написал:

«Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его.

Если сделал плохое, потому что не знал, что это плохо, теперь уже будет знать.

Если сделал плохое не нарочно, в будущем будет осторожнее.

Если сделал плохое, так как ему трудно привыкнуть, постарается больше не делать этого.

Если сделал плохое, потому, что его подговорили, больше не послушается.

Если кто-то сделал что-нибудь плохое, лучше всего простить его, подождать, пока не исправится».[79]

В суде соблюдалась свобода высказывания, судьями были дети, которых сами же и выбирали в обстановке полной гласности. Воспитатель при этом выполнял роль секретаря с правом совещательного голоса. Судебный совет составлял основу для Совета самоуправления, который исполнял функции и законодательного, и исполнительного органа суда. Он разрабатывал принципы для регулирования жизни Дома сирот. Совет включал в себя десять детей и воспитателя в роли секретаря и председателя.

Совет принимал решения, которые касались и всего коллектива, и отдельных групп воспитанников. Решения носили временный или бессрочный характер. Совет выполнял свои воспитательные функции через комиссии по проблемам (например, комиссия по проверке чистоты учебников и тетрадей), контролю и указаниям которых подчинялись все дети.

Затем Совет превратился в исполнительный орган, когда стали избирать детский сейм, который находился на вершине системы детского самоуправления и состоял из 20 депутатов. Сейм избирался путем всеобщего голосования один раз в год. В его задачи входило принятие или отклонение решений Совета самоуправления, а также установление знаменательных дат и праздников в жизни Дома, присвоение наград и т.д. Позже Сейм даже принимал участие в принятии решений о приёме и отчислении воспитанников.

Органы самоуправления занимались решением и конкретных задач (поддержание чистоты и порядка, организация концертов, спектаклей и т.д.), и постоянных задач (организация работы, охрана собственности и т.д.).

Однако, самоуправление, несмотря на большие полномочия, не могло отменить деятельность самих воспитателей, которые входили в состав Педагогического совета, несшего ответственность за цели и результаты обучения, опеку над детьми, программу воспитательной работы, организацию жизни в Доме и развитие каждого воспитанника.

Кроме этого, реформы Януша Корчака включали в себя и введение широкой системы мелкой стимуляции и мотивов к самовоспитанию. К примеру, шкаф находок, почтовые ящики, списки благодарностей и извинений, нотариальная контора, «списки драк», «списки раннего вставания» и «плебисциты доброты и антипатии», через которые воспитанники давали оценку друг другу, тем самым, учреждая категории «гражданства».

Януша Корчака можно характеризовать как великого экспериментатора, отрицавшего любую догматичность и замкнутость любойсистемы.

Когда началась Вторая Мировая война, немцы создали гетто в Варшаве, в которое в 1940 году переселили и Дом сирот. На территории Польши началось планомерное истребление еврейского населения.

С зелёным флагом, символом надежды, расцвета, роста, в знак немого протеста против ужасов фашизма 5 августа 1942 года дети заходили в вагон очередного состава, отправлявшегося от Гданьского вокзала в лагерь смерти Треблинка. С ними находился и Януш Корчак, который мог спастись, поскольку ему предлагал спасение немецкий офицер на вокзале, который в детстве читал его книгу «Банкротство юного Джека» и узнал писателя. Великий Януш Корчак сказал ему: «Вы ошибаетесь. Дети прежде всего!». И дверь захлопнули, а доктор Януш Корчак и его воспитанники погибли в лагере смерти Треблинка.[80]

Жизнь Корчака является примером жертвенности, с которой связывали профессию учителя все выдающиеся классики педагогики от Сократа до Сухомлинского. Это планка, которую установили настоящие Учителя, и каждый учитель может задать себе вопрос: «А готов ли я к этому?» Тот Учитель, которого ждут ученики, так или иначе всегда жертвует, в той или иной степени отдавая частичку себя детям.

Педагогическое наследие Я. Корчака содержит также 10 заповедей воспитания:

«1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот -третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека-это его встречи с детьми.

Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучай себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок-это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок-это праздник, который пока с тобой».[81]

Полезными для учителей могут быть определенные правила жизни, оставленные Корчаком:

«1. Если трудно, исправляйся не сразу, а постепенно.

2. Выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и, прежде всего, кончай с ним.

3. Не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшение.

4. Не ставь слишком легких условий, но такие, чтоб ты мог выиграть.

5. Не слишком радуйся, если сразу отучишься; избавляться от приобретенных недостатков легко, а от врожденных трудно.

6. Делая то, что ты не любишь, и не делая того, к чему ты привык, ты закаляешь волю. А это самое главное. Стать хозяином своих рук, ног, языка, мыслей...»[82]

Система пари, как способ познать себя, демонстрирует мудрость воспитательного подхода Януша Корчака и также может быть добавлена в копилку любого учителя. В своей книге «Как любить ребёнка» Я. Корчак так описывает победу воспитанника по системе пари:

«Помню последнюю победу одного мальчика. Он стоял на лестнице. Другой мальчишка мчался по лестнице вниз, пихнул его, этот того. Но тот вспетушился и дал сдачи. А мой покраснел, насупил брови, закусил губы, сжал кулаки... Это длилось какое-то мгновение. И вдруг ринулся вниз прямо во двор. Там он долго стоял и ждал, когда успокоится.

Когда пришёл срок нашему пари, он сказал улыбаясь:

- Чуть не проиграл, на волосок был от драки!

Мальчик этот уже взрослый и говорит, что благодаря пари, он отучился драться.

Таких записанных у меня в тетрадках пари, пожалуй, уже тысяч с пятьдесят. Я заключаю каждую неделю таких пари с разными мальчишками и девчушками по пятидесяти и более. Дело тут не в конфетках, а в победе.

Спорят о том, что будут вставать сразу, как проснутся, умываться как следует, не опаздывать к столу, читать по пятнадцать минут в день; что не будут выскакивать с ответами в школе, стоять в углу, забывать, терять, лезть, приставать, надоедать, давать прозвища, болтать; что будут переписывать старательно по пяти строчек в день и чистить зубы. Что будут или не будут что-либо делать.

От вранья трудно отвыкнуть. Тот, кто часто врёт, начинает с четырнадцати раз в неделю (по два раза в день).

Да, но кто проверяет, что без обмана? Никто, ведь чтобы выиграть, можно оговорить любое число.

- На прошлой неделе ты оставлял за собой право соврать четырнадцать раз, а на этой семь. Не мало ли?

- Хватит.

- А трудно тебе не врать?

- Сначала было очень трудно».[83]

При этом необходимо отметить, что для того, чтобы эта система пари реально работала, важно доверие учеников к учителю и собственный правдивый образ жизни педагога…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: