Реформы Н.С.Хрущева 6 страница

ЗА К Л Ю Ч Е Н И Е

История России - это история государства, раскинувшегося между Европой и Азией, и история народа, собравшего воедино многие народы, объ-единившихся с русскими. В этой истории было немало славных и трагиче-ских страниц, когда страна буквально возрождалась из пепла. Вспомним некоторые из них. 1240 г.. После татаро-монгольского нашествия самое крупное европей-ское государство - Киевская Русь - лежала поверженной. От 60 городов остались одни пепелища, оставшиеся в живых немногочисленые люди бродили по лесам. Вслед за татаро-монголами западные районы русского государства подверглись польско-литовской оккупации, продолжавшейся около 300 лет. Казалось, с Древнерусским государством было покончено. Однако в междуречьи Оки и Волги вокруг Московского княжества площа-дью всего лишь 6000 кв. км собралась новая Русь. Спустя 140 лет войско Московского князя Дмитрия Донского разбило на Куликовом поле почти 200-тысячную армию татарского хана Мамая. Ещё через 100 лет татаро-монгольское иго было сброшено, территория русского государства дос-тигла 500 тыс. кв. км, а спустя ещё столетие - около 3 млн. кв. км. Воз-родилось из малого княжества Русское государство. 1612 г.. Великая смута в Российском государстве, широкомасштабные на-родные восстания вккупе с иностранной польско шведской интервенцией. Польский гарнизон расположился в столице России - Москве. Ждут на царство польского королевича Владислава. Судьба го-сударства Российского предрешена. Но в глубине государства Россий-ского собирается народное ополчение. Патриоты земли русской во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским изгоняют чужеземцев из столицы, а затем из пределов страны. Российское государство возро-ждается вновь. Спасён народ, его культура и вера. 1812 г.. Москва вновь в руках чужеземного полководца императора французов Наполеона Бонапарта. Но непокорный народ не сдаётся. Вновь, как и 200 лет назад, собирается ополчение, пополняется русская армия, в оккупированных врагом районах растёт и ширится партизанское движе-ние. Горит земля под ногами захватчиков, жалкие остатки огромной французской армии, завоевавшей всю Европу, спасаются бегством. Спа-сена Москва, спасена Россия. 1941 г.. Самая крупная из когда-либо созданных 8-миллионная немецко-фашистская армия, захватив почти всю европейскую часть советской стра-ны, вплотную подступила к Москве. Из пригородов столицы приходят со-общения о прорвавшихся разведгруппах противника. Гитлер обсуждает порядок и церемониал предстоящего в скором времени парада немецких войск в Москве, собран гранит для создания грандиозного памятного мо-нумента в честь победы над Россией. Но не исчерпаны силы гордого наро-да. Фашистские войска отброшены от столицы, а затем и изгнаны за пре-делы советского государства. В столице Германии Берлине поднято зна-мя Победы и воздвигнут монумент в честь советского воина-освободителя. Эти примеры из истории Российского государства являются подтвержде-нием неистребимой силы её народа, способного преодолеть любые невзго-ды. Характерными чертами, отличающими тысячелетнюю историю России от других европейских государств, достигших высот благополучия по нынешним меркам, были следующие: - многочисленные войны. в за-щиту русского государства, которые были наиболее жестокими, истреби-тельными и, зачастую, решавшими судьбу народа; - феодальный строй. со всеми его архаическими пережитками, господствующий почти на всём протяжении российской истории. Помещичье феодальное земле-владение как главный атрибут феодализма было ликвидировано лишь в 20-х годах ХХ столетия; - отсутствие выхода к морям., связывающим с европейскими высокоразвитыми странами, на протяжении столетий тормозившее эко-номическое развитие Российского государства, было преодолено лишь в XVIII веке. Страна две трети своей истории была лишена естественно необходимых торгово-экономических и культурных связей с другими стра-нами; - многонациональный характер. Российского государства при-давал его жизни особые черты развития, связанные с совместным прожи-ванием народов, стоящих на разных этапах общественно-экономического развития, с различным национально-культурным и рели-гиозным укладом жизни, что означало извечное существование тенденции к национальному самоопределению части народа внутри страны. Таких условий развития не знала ни одна из западно-европейских, да и восточных стран. Особые испытания выпали на долю Российского госу-дарства в ХХ веке. Они начались со всенародной буржуазно-демократической революции 1905-1907 годов, поражения в русско-японской войне и вспыхнувшей в 1914 году мировой войной. На исходе первой мировой войны доведённый до отчаяния народ России осуществил одну за другой две революции, изменившие облик и судьбу государства. 7 ноября 1917 года к власти в стране пришла партия комму-нистов-большевиков, провозгласившая в качестве программных целей по-строение социализма с главным принципом распределения материальных благ по труду, и постепенным переходом к коммунизму с уравнительным принципом распределения. Поддержанная значительной частью народа, прежде всего трудовых масс, партия большевиков стала правящей, и на протяжении 70 лет проводила в жизнь свои программные принципы. Возникшие еще в годы первой российской революции Советы депутатов трудящихся утвердились как форма власти, государство стало называться советским, и под советским красным флагом бывшая российская импе-рия прошла новый этап истории. Этот исторический отрезок, названный "советским периодом", оставил заметный след в жизни страны. В наши дни, в условиях кризисного переходного состояния, исторические оцен-ки советского периода носят полярный характер: от резко негативного от-ношения до восторженной апологетики. Беспристрастный исследова-тель, однако, увидит в нем значительные достижения и победы, а также объективные и субъективные условия, приведшие к глубокому политическому и экономическому кризисуПри оценке этого периода истории отечества, называемого советским, не-обходимо учитывать следующие обстоятельства. 1.Значительное отставание России от западно-европейских стран в промышленно-технологическом отношении.. К началу первой мировой войны огромная российская империя представляла собой аграрную стра-ну со значительной долей натурального хозяйства. До 80% машин и меха-низмов покупались за границей, практически отсутствовали такие отрасли промышленности, как автомобильная, тракторостроение. До 70% насе-ления было неграмотным, а более 80% проживало и трудилось в сельской местности. Россия постепенно превращалась в колониально-сырьевой придаток развитых капиталистических стран. 2. Разрушительное воздействие первой мировой войны.. России пришлось испытать всю тяжесть этой мировой катастрофы вплоть до почти полно-го истощения ресурсов. Более 7 миллионов погибших, десятки миллионов искалеченных; половина рабочих выпускала вооружение, а 11 миллионов мужчин активного трудоспособного возраста находились под ружьем. Четыре года тотальной войны довели народные массы до отчаяния, что при смене политической власти и переделе собственности привело еще к трем годам жестокой гражданской войны. Новый общественно-экономический строй рождался в условиях смертельной схватки проти-воборствующих социальных группировок при наличии огромного количе-ства оружия, предельного экономического обнищания и продолжающей-ся мировой войны. Последствия этой схватки еще долгое время сказыва-лись на общественных отношениях. Война рождала чрезвычайные формы власти и методы управления, которые зачастую применялись в мирное время. Изоляционистская политика западных держав по отноше нию к 3.Советскому государству.. Бывшие союзники России по первой мировой войне, потеряв над ней контроль и свои капиталы, предприняли сначала совместный вооруженный поход против Советской страны,а затем ввели режим экономической блокады,который продолжался двадцать лет до второй мировой войны, и возобновился вновь после ее окончания. Около десяти лет после гражданской войны на территории европейских стран со-хранялись многотысячные русские эмигрантские вооруженные формиро-вания,ждавшие команды на вторжение.Лишь через 15 лет после установления Советской власти она была признана Соединенными Шта-тами Америки и установлены дипломатические отношения. Последствия довоенной изоляции и послевоенной конфронтации создали устойчивый синдром неприязни и даже враждебного отношения к нашей стране. И в современный период "партнерства" западные страны не стремятся увели-чить экономическую поддержку России. Тем самым советское государство развивалось практически в условиях незначительных внешнеэкономиче-ских связей, которые для многих стран являются решающими. 4. На советский период приходятся самые кровопролитные и разруши-тельные войны, которые испытала наша страна.. Будучи продолжением первой мировой войны и сопровождавшаяся вооруженными вторжениями интервенционистских войск многих стран, гражданская война унесла но-вые миллионы жизней россиян. Пандемия испанского гриппа 1918 - 1919 гг. и голод 1921 года добавили еще несколько миллионов. В результа-те за 1914 1921 гг. страна потеряла четвертую часть национального богат-ства и около 20 миллионов умершими и погибшими. За годы Великой Отечественной войны потери составили третью часть национального богатства и около 27 миллионов погибшими. Ни одна страна в мире не испытала таких потерь и разрушений всего за 30 лет своей истории, как наша страна. После подобных катастроф требовался продолжительный пе-риод залечивания ран и восстановления народного хозяйства. Однако этого не произошло. После второй мировой войны началась изнуритель-ная "холодная война". 5.Послевоенный период характеризовался конфронтацией с западны-ми. странами и почти полувековой гонкой. вооружений. Применение Соединенными Штатами против Японии нового смертоносного ядерного оружия огромной разрушительной силы в конце войны заставило содрог-нуться все народы. Испепеленные в течение нескольких секунд японские города Хиросима и Нагасаки знаменовали собой новую военно-политическую ситуацию в мире. Она означала возможность новой ядер-ной войны. В 1947 году была принята доктрина Трумэна, нецеленная на подготовку войны против СССР с применением атомных бомб. Началась невиданная гонка вооружений, съедавшая львиную долю бюджетов, поро-дившая военно-промышленные комплексы и тотальную милитаризацию. Вместо мирных атомных электростанций.Советский Союз к 1980-м годам имел в строю около 300 атомных подводных лодок, тысячи ракет и ядерных боеголовок, чтобы нейтрализовать постоянно растущую военную мощь США и НАТО. Все меньше средств оставалось для социальных нужд, развития сельского хозяйства, мирных отраслей. Все сильнее проявлялись элементы кризиса. Таким образом, советский период: это из 70 лет - 11 лет войны, 20 лет восстановления разрушенного войной, 45 лет конфронтации и "холод-ной войны". Все эти испытания выпали на долю советского народа и можно только поражаться тому, что страна не только выдержала труд-ности, но и сделала гигантский шаг в научно-промышленном развитии. К середине 70-х годов Советский Союз, имея около 5% мирового населения, производил более 20% мировой промышленной продукции, вышел на первое место в мире по выплавке чугуна и стали, добычи нефти и газа, производству многих видов промышленной продукции. Однако удер-жать эти приоритеты не удалось. К середине 80-х годов стали проявляться черты глубокого экономическо-го кризиса. Он был вызван возникшей диспропорцией между промышлен-ностью и сельским хозяйством, огромными непроизводительными во-енными расходами, отставанием от передовых стран в области научно-технического развития. Военно-политическая конфронтация с Западом тормозила вхождение страны в мировой рынок. Политическое руково-дство оказалось неспособным оценить изменившиеся реалии и принять эффектиные меры. Разразился политический кризис, который привел к замене руководства коммунистической партии демократическими инсти-тутами, к выбору нового политического курса, нацеленного на сближение с развитыми капиталистическими странами, отказ от конфронтации. С конца 80-х годов страна вступила в новый исторический период, который получил название "переходного".. Он знаменовал собой переход от государственно-социалистической к рыночно-капиталистической эко-номике, переход от партийно-государственного руководства к многопар-тийно-демократической системе управления, переход от централизован-ной федеративной системы содружества союзных государств к полному национальному самоопределению народов, входивших в СССР. Наряду с позитивными процессами демократизации крутая ломка общественных отношений привела к разрушению экономических и национальных связей, значительному спаду производ-ства, снижению жизненного уровня населения, обострению социальных противоречий. Итак, отечественная история - это период выдающихся побед и глубоких кризисов, крупных социальных завоеваний и человеческих трагедий, всего того, что проходят многие народы в своей истории на этапе перехода от одного общественного строя к другому. Вспомним историю Франции. После Великой французской революции 1789 года утверждение нового буржуазного строя проходило в крупных социальных и политических потрясениях, занявших все XIX столетие. Это революции 1830, 1848, 1871 годов, наполеоновские войны 1795 - 1815 гг., периоды реставрации Бурбонов и государственных переворотов. Нынешняя государственно-политическая структура во Франции носит название V республики, что свидетельствует о многих переменах в истории этой страны за 200 лет. Каждый народ гордится своей историей. Все основания гордиться ис-торией Отечества есть и у нас. Нет сомнения в том, что великий и гор-дый российский народ преодолеет трудности и добавит новые славные страницы к своей истории. vv.narod.ru/lekcii/008_02.html

Экономическое содержание "перестройки"

Помимо правительственной, был ряд альтернативных программ,в том чис-ле программа межрегиональной депутатской группы Верховного Совета, которая предлагала более радикальные ----------------------------------------------------------- 5* 0 4СССР в цифрах в 1990 году. - С.41,6. меры, ускоренный переход к рыночной экономике. Для нормализации потребительского рын-ка и обеспечения социальной защищенности трудящихся предлагалось создать два сектора на рынке: 1. Ввести карточки и обеспечить всех необходимым минимумом продуктов и товаров по низким ценам. 2. Свободный рынок (коммерческие цены), который должен был постепен-но расширяться. Съезд народных депутатов СССР утвердил правительственную программу. Однако уже через несколько месяцев стало ясно, что она не действу-ет.Положение на потребительском рынке усложнилось. В сложившейся обстановке правительство срочно приступило к подготовке целого пакета законопроектов с целью ускорить переход к регулируемой рыночной эко-номике. На третьей сессии Верховного Совета СССР правительство выступило с новой программой осуществления экономических реформ (докладчик Н.И.Рыжков), в которой намечалось резкое повышение цен на продукты (на хлеб в три раза) и на промышленные товары с частичной компенсаци-ей. В июле 1990 года состоялась встреча Президента СССР М.С.Горбачева и Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина, на которой была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы. Бы-ла создана комиссия под руководством академика С.С.Шаталина и заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Г.Я.Явлинского. Таким образом, разработкой программы перехода к рыночной экономике одновременно занимались две комиссии: правительственная и Шаталина - Явлинского. Комиссия Шаталина Явлинского подготовила общесоюз-ную "Программу 500 дней". В ее разработке принимали участие предста-вители почти всех союзных республик. В чем ее суть? В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. При этом цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "опускаться" по группам товаров при сохранении контроля над ценами по другим товарам. Авторы про-граммы расписали по периодам - какие меры должны быть осуществ-лены в течении каждого из них. Это давало возможность осуществлять постепенный контроль за выполнением программы. В ней были также обстоятельно проработаны такие вопросы как разгосударствление и при-ватизация экономики, вопросы структурной перестройки хозяйства, внеш-неэкономической деятельности и валютной политики, социальной защи-ты населения и т.д. В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года. Затем эта программа была представлена на Верховный Совет СССР. Одновременно был заслушан доклад Председателя Совета Министров Н.И.Рыжкова о правительственной программе. Обсуждение на сессии не привело к принятию ни той, ни другой про-граммы.Было решено выработать единый компромиссный вариант, хотя эти программы были концептуально несовместимы. В октябре 1990 года Верховный Совет СССР утвердил новый вариант президентской Програм-мы "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и пере-хода к рыночной экономике". Многие специалисты оценили ее как скорее документ политический, чем экономический: она носила общий некон-кретный характер, не указывала сроки осуществления тех или иных мер. В отличие от " Программы 500 дней " предусматривались более медлен-ные темпы приватизации. В президентскую программу не вошли наибо-лее радикальные предложения шаталинской группы. Президентская про-грамма по существу фактически блокировала выполнение "Программы 500 дней", что вызвало конфликт между Центром и Россией. Однако в 1991 году разразился экономический кризис., который принял комплексный характер, затрагивая политическую и межнациональную сферу. В 1990 году, впервые за послевоенный период, валовый нацио-нальный продукт снизился на 2 процента по сравнению с предыдущим годом, национальный доход - на 4 процента. В 1991 году положение еще более усугубилось. Падение производства в 1991 году в процентах к 1990 году составило по продукции промышленности - 6,2, сельского хозяйства - 11. валовый национальный продукт снизился на 10 процентов. Добыча нефти упала до уровня середины 70-х годов, угля - до уровня начала 70-х годов. Инфляция переросла в гиперинфляцию и составила 145 процентов в 1991 году. Таким образом, пятилетний эксперимент на базе планово-государственного хозяйства и командных методов руководства оказался неудачным. Более того, недостаточно глубокий анализ причин спада и застойных явлений, недооценка происшедших качественных изменений в международной политике и структурных сдвигов в экономическом ме-ханизме, расчет на волевые воздействия со стороны руководства и прове-дение непродуманных до конца экспериментов привели к глубокому эко-номическому, а также политическому и межнациональному кризису. Неэффективность принимаемых мер приводила к выводу о необходимо-сти коренной перестройки политического механизма, что проявилось в реформе политической системы советского общества.

Экономическое содержание "перестройки"

В начале 1985 года новое руководство партии выбрало курс на ради-кальную реформу экономики. В основу экономической политики была положена концепция "ускорения социально-экономического развития страны". Выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС и закре-пленная XXVII съездом партии (март - апрель 1986 г.), экономическая реформа нашла свое выражение в "Основных направлениях экономиче-ского и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года." Под ускорением понималось повышение темпов экономического роста. Так, за 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в два раза при удвоении производственного потенциала, повысить производи-тельность труда в 2,3 - 2,5 раза. Стратегия "ускорения" была основана на всемерной интенсификации производства на базе научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда. Чтобы быстрее получить желаемый результат, были усилены волевые рычаги, проведен ряд "кампаний". Основными из них были: антиалко-гольная кампания, борьба с нетрудовыми доходами, введение госприемки, активизация человеческого фактора и др. В конце мая 1985 года, то есть спустя два месяца после избрания М.С.Горбачева Генеральным секрета-рем ЦК КПСС, была объявлена решительная борьба с пьянством, резуль-таты которой должны были сказаться на значительном повышении производительности труда и укрепить трудовую дисциплину. В ряде мест ликвидировались винно-водочные заводы, вы-рубались виноградники. В итоге антиалкогольной кампании производст-во винно-водочных изделий значительно сократилось. Так, если в 1980 году выпускалось 295 млн. декалитров водки и 323 млн. декалитров ви-на, то в 1985 году - 238 и 265, а в 1988 - 142 и 179 соответственно. Жите-ли стали изготовлять самогон из сахара, которого в 1984 году было про-изведено 160 млн. декалитров. 5 (*) Вместо повышения производительности труда борьба с пьянством вызвала нежелательные явления, а именно: - была подорвана экономическая база южных винодельческих районов, например, Нагорного Карабаха в Азербайджане, Молдавии и др; - увеличились потери рабочего време-ни в силу того, что возникли большие очереди за алкогольными напитка-ми; - участились случаи отравления людей от самодельных и техниче-ских спиртосодержащих жидкостей; - значительно сократились посту-пления в доходную часть бюджета, возникли перебои с выплатой зара-ботной платы, правительство начало денежную эмиссию. Впервые после войны был включен денежный станок. В результате подобного рода кампаний государственный финансово-кредитный механизм оказался разбалансированным, кризисные прояв-ления стали возрастать. Общие показатели народнохозяйственной дея-тельности продолжали оставаться низкими: Это означало, что концепция "ускорения" фактически провалилась. На-чались поиски иных путей реформирования.В июне 1987 года Пленумом ЦК КПСС были приняты "Основные положения коренной перестройки управления экономикой". Тем самым политическое руково-дство сделало упор на изменение системы управления народным хозяйст-вом. Поскольку управление огромной 300-млн. страной с сотнями тысяч предприятий из одного центра представлялось затруднительным, был оп-ределен путь предоставления самостоятельности предприятиям. Принятый закон "О государственном предприятии (объединении)" суще-ственно расширил права предприятий, предоставил им полный хозрасчет, самоокупаемость и самоуправление. Директивный государственный план был заменен госзаказом. Был принят также закон "О кооперации", кото-рый стимулировал развитие кооперативных форм в сфере производства и обслуживания, предоставлял возможность возникшим кооперативам полу-чения значительных субсидий из государственной казны. В условиях господства государственной экономической системы без налаженного рыночного механизма такие меры могли привести лишь к негативным последствиям, что не замедлило сказаться. Новые коопера-тивы, не имевшие первоначального капитала из-за отсутствия соответст-вующих социальных слоев в советском обществе, получили огромные финансовые кредиты, которые не дали сиюминутной прибыли, а лишь способствовали оттоку денежных средств из бюджета и стимулировали инфляцию. Тем более, что налог на кооперативы был установлен в раз-мере всего лишь 3 процентов. Расширение прав предприятий сразу же привело к повышению заработной платы при минимальном росте выпуска продукции. Если прирост де-нежных доходов населения в процентах к предыдущему году в 1987 году составил 3,9,то в 1988 - 9,2, в 1989-13,1, а в 1990-16,9 процента. В 1990 году эмиссия наличных денег по сравнению с 1989 годом возросла в 1,5 раза 5(*) 0. В результате с 1988 года разбалансировка народного хозяйства стала при-обретать кризисные черты, которые проявились в глубоком расстройстве финансовой системы, возрастающем дефиците бюджета, усиливающейся инфляции, процветании теневого рынка, нехватке потребительских то-варов. С лета 1989 года острота экономических проблем усугубилась серией забастовок на шахтах основных угольных бассейнов и осенью в Воркуте. Ухудшение условий труда, продовольственного снабжения вы-звало взрыв недовольства. Принятый осенью 1988 года закон о порядке разрешения трудовых кон-фликтов не дал результатов. Складывающаяся обстановка требовала новых подходов. В 1989 - 1991 гг. в основу стратегии преобразования хозяйственного механизма закла-дывается идея его построения по рыночным принципам. В конце 1989 года правительство продолжило свою программу перехода к "планово-рыночной экономике", рассчитанную на 6 лет. На первом этапе (1990-1992 гг.) должен был осуществиться комплекс чрезвычайных мер. Предпо-лагалось использовать как директивные методы управления, так и эко-номические рычаги, роль которых постепенно должна была возрастать. На втором этапе (1993-1995 гг.) ведущее местоведущее место отводилось экономиче-ским методам руководства

Экономическое содержание "перестройки"

Помимо правительственной, был ряд альтернативных программ,в том чис-ле программа межрегиональной депутатской группы Верховного Совета, которая предлагала более радикальные ----------------------------------------------------------- 5* 0 4СССР в цифрах в 1990 году. - С.41,6. меры, ускоренный переход к рыночной экономике. Для нормализации потребительского рын-ка и обеспечения социальной защищенности трудящихся предлагалось создать два сектора на рынке: 1. Ввести карточки и обеспечить всех необходимым минимумом продуктов и товаров по низким ценам. 2. Свободный рынок (коммерческие цены), который должен был постепен-но расширяться. Съезд народных депутатов СССР утвердил правительственную программу. Однако уже через несколько месяцев стало ясно, что она не действу-ет.Положение на потребительском рынке усложнилось. В сложившейся обстановке правительство срочно приступило к подготовке целого пакета законопроектов с целью ускорить переход к регулируемой рыночной эко-номике. На третьей сессии Верховного Совета СССР правительство выступило с новой программой осуществления экономических реформ (докладчик Н.И.Рыжков), в которой намечалось резкое повышение цен на продукты (на хлеб в три раза) и на промышленные товары с частичной компенсаци-ей. В июле 1990 года состоялась встреча Президента СССР М.С.Горбачева и Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина, на которой была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы. Бы-ла создана комиссия под руководством академика С.С.Шаталина и заместителя Председателя Совета Министров РСФСР Г.Я.Явлинского. Таким образом, разработкой программы перехода к рыночной экономике одновременно занимались две комиссии: правительственная и Шаталина - Явлинского. Комиссия Шаталина Явлинского подготовила общесоюз-ную "Программу 500 дней". В ее разработке принимали участие предста-вители почти всех союзных республик. В чем ее суть? В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. При этом цены на основные продукты и товары планировалось сохранить на неизменном уровне и лишь по мере стабилизации рубля они должны были "опускаться" по группам товаров при сохранении контроля над ценами по другим товарам. Авторы про-граммы расписали по периодам - какие меры должны быть осуществ-лены в течении каждого из них. Это давало возможность осуществлять постепенный контроль за выполнением программы. В ней были также обстоятельно проработаны такие вопросы как разгосударствление и при-ватизация экономики, вопросы структурной перестройки хозяйства, внеш-неэкономической деятельности и валютной политики, социальной защи-ты населения и т.д. В начале сентября 1990 г. сессия Верховного Совета РСФСР в целом одобрила "Программу 500 дней" и определила начало ее осуществления - 1 октября 1990 года. Затем эта программа была представлена на Верховный Совет СССР. Одновременно был заслушан доклад Председателя Совета Министров Н.И.Рыжкова о правительственной программе. Обсуждение на сессии не привело к принятию ни той, ни другой про-граммы.Было решено выработать единый компромиссный вариант, хотя эти программы были концептуально несовместимы. В октябре 1990 года Верховный Совет СССР утвердил новый вариант президентской Програм-мы "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и пере-хода к рыночной экономике". Многие специалисты оценили ее как скорее документ политический, чем экономический: она носила общий некон-кретный характер, не указывала сроки осуществления тех или иных мер. В отличие от " Программы 500 дней " предусматривались более медлен-ные темпы приватизации. В президентскую программу не вошли наибо-лее радикальные предложения шаталинской группы. Президентская про-грамма по существу фактически блокировала выполнение "Программы 500 дней", что вызвало конфликт между Центром и Россией. Однако в 1991 году разразился экономический кризис., который принял комплексный характер, затрагивая политическую и межнациональную сферу. В 1990 году, впервые за послевоенный период, валовый нацио-нальный продукт снизился на 2 процента по сравнению с предыдущим годом, национальный доход - на 4 процента. В 1991 году положение еще более усугубилось. Падение производства в 1991 году в процентах к 1990 году составило по продукции промышленности - 6,2, сельского хозяйства - 11. валовый национальный продукт снизился на 10 процентов. Добыча нефти упала до уровня середины 70-х годов, угля - до уровня начала 70-х годов. Инфляция переросла в гиперинфляцию и составила 145 процентов в 1991 году. Таким образом, пятилетний эксперимент на базе планово-государственного хозяйства и командных методов руководства оказался неудачным. Более того, недостаточно глубокий анализ причин спада и застойных явлений, недооценка происшедших качественных изменений в международной политике и структурных сдвигов в экономическом ме-ханизме, расчет на волевые воздействия со стороны руководства и прове-дение непродуманных до конца экспериментов привели к глубокому эко-номическому, а также политическому и межнациональному кризису. Неэффективность принимаемых мер приводила к выводу о необходимо-сти коренной перестройки политического механизма, что проявилось в реформе политической системы советского общества. Политические преобразования в период "перестройки"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: