Реформы Н.С.Хрущева 7 страница

Изменения в области экономической жизни, необходимость реформи-рования вместе с ухудшением положения народа вызвали к жизни волну критики. Сверхцентрализованному общественно политическому устройст-ву противопоставлялись идеи демократизации. Демократизация затронула идеологию, культуру и политику. Поиск альтернативных решений в про-цессе развития приводил к критике существующих партийно-государственных устоев и прошлой истории. Обстановка гласности по-зволяла узнавать о трагических страницах прошлого, о коррупции и взя-точничестве в верхних эшелонах власти. Впервые общественность узна-ла о том, что в 1985 году было совершено 2080 тыс. преступлений,а в 1990 - 2787 тыс., при этом осуждено было в 1985 г. 1269 тыс., а в 1990 - 820 тыс. человек. 5 (*) 0 Количество осужденных оказалось сопоставимо с периодом 30-х годов, то есть года-ми политических репрессий. К 1988 году явственно обозначилось обострение внутренней идеологиче-ской борьбы. В печати выдвигались непримиримые политические пози-ции от официально-консервативных до антисоветизма и национализма. Широкое распространение получил антикоммунизм. Идейные шатания ох-ватили и политическое руководство. Менялось отношение людей к рели-гии, к западным духовным ценностям. В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руко-водстве происходит раскол. М.С.Горбачев, А.Н.Яковлев и некоторые другие пришли к выводу о необходимости отказа от руководящей роли коммунистической партии, отмене конституционных гарантий этой роли. В июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С.Горбачева на XIX партийной конференции. Впервые за историю партии доклад был сделан без предварительного обсуждения в ЦК, но конференция одобри-ла положения доклада. Это событие стало рубежным. Отказ правящей партии от руководства, сохранение за ней лишь идеологической, про-светительской функции означал переход к коренному изменению поли-тической системы. Конференция провозгласила задачу построения правового демократиче-ского государства.Были определены основные направления политической реформы: - отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе; - формирование Советов на альтернативной демократиче-ской основе и утверждение их полновластия; - демократизация орга-нов государственной власти; - расширение гласности и плюрализм в идеологической сфере; - перестройка национальных отношений на де-мократической основе. ----------------------------------------------------------- 5* 0 4СССР в цифрах в 1990 году. - С.104,105. Положения конференции не были единодушно восприняты в са-мой партии. В январе 1989 года на Пленуме ЦК была отправлена "в от-ставку" третья часть Центрального Комитета, не согласная с реше-ниями конференции. Значительно увеличился выход из рядов партии. Если в 1989 году ряды КПСС покинуло 140 тыс. человек, то в 1990 году - 2,7 млн. человек. Из КПСС вышла большая часть состава компартий Лит-вы, Латвии и Эстонии, организовав самостоятельные партии социал-демократической ориентации. Компартии Грузии, Армении, Молдовы фактически прекратили свое существование. Последний XXVIII съезд КПСС (1990 г.) показал неспособность партии оказывать определяющее влияние на жизнь страны. После XIX партконференции были приняты законы,сыгравшие решающее значение в реформировании политической системы.В их числе закон "Об изменениях и дополнениях Конституции СССР", который ликвидировал статью 6 о руководящей роли КПСС, а также закон "О выборах народных депутатов", утвердивший выборы депутатов Советов на альтернативной основе. Подлежали изменению высшие органы государственной власти. Верховным представительным органом власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал двухпалатный Верховный Совет, дейст-вующий постоянно. Вводился пост Председателя Верховного Совета СССР. Создавался Комитет конституционного надзора. В марте 1989 года состоялись первые в истории Советской власти альтер-нативные выборы. На I и II съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III съезд (март 1990 г.) впервые в ис-тории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М.С.Горбачев. Введение президентского правле-ния явилось мерой к укреплению расшатывающейся политической систе-мы. Отмена 6-ой статьи Конституции СССР способствовала активизации дея-тельности новых политических партий. Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя "Демократический союз" в мае 1988 года. С апреля 1988 года возникают Народные фронты, первые национальные организации, носившие массовый характер: "Народный фронт Эстонии", "Народный фронт Латвии", "Саюдис" (Латвия). Позже аналогичные орга-низации возникли во всех союзных и автономных республиках. 1989 год стал годом появления многих партий. Вновь образованные партии отра-жали все ведущие направления политической жизни. Ультралиберальное направление представлял "Демсоюз", выступающий за смену модели об-щественного развития. К этому же крылу можно отнести: "Российское христианско-демократическое движение", "Христианско-демократический союз России", "Христианско-демократическую партию России" и др. Первыми представителями либерального направления ста-ли "Демократическая партия Советского Союза", "Демократическая пар-тия", "Либерально-демократическая партия" и три конституционно- демократические партии. В мае 1990 года оформилась крупнейшая пар-тия либерального лагеря - "Демократическая партия России", а в ноябре - "Республиканская партия Российской Федерации". В октябре 1990 года на базе движения избирателей "Демократическая Россия" (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 года), оформилась одноименная массовая общественно-политическая организация, объеди-нившая партии, общественные организации и движения либеральной на-правленности. Социал-демократическое направление было представлено двумя основ-ными организациями: "Социал-демократической ассоциацией" и "Социал-демократической партией России". В июне 1990 года была основана "Со-циалистическая партия". Анархистское направление нашло отражение в деятельности "Конференции анархо-синдикалистов" и "Анархо-коммунистического революционного союза". Многие из этих партий были малочисленными, не имевшими прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались. Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу- КПСС. В 1990 - нач. 1991 г. в ней обозначились пять направлений: со-циал-демократическое, "Демократическое движение коммунистов", цен-тристское, "Марксистская платформа в КПСС", традиционалистское. Каждое из них предлагало свой вариант реформ. На базе КПСС были соз-даны партии социалистическое направленности (Народная партия свобод-ной России, Социалистическая партия трудящихся), прокоммунистиче-ской ориентации (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия). С осени 1990 года началось формирование политических партий, вы-ступающих с позиций праворадикального переустройства общества: Рус-ская национал-демократическая партия и др. Особняком держались орга-низации российского государственного традиционализма (монархисты) и революционно-социалистического традиционализма, группа "Единство" и др. Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Рос-сийское христианско-демократическое движение, Исламское возрожде-ние. При все многообразии партий и движений в центре политической борьбы оказалось два направления коммунистическое и либеральное. Ли-бералы (демократы) выступали сторонниками коренных реформ, а коммунисты - сохранения старого строя. Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились ре-акцией на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из соз-давшегося положения. Их возникновение показывало, что прежняя одно-партийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти, сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический кризис. Явственно обозначились три тенденции общест-венно-политического развития: а) реформаторско-демократическая.. Представленная партиями демократической направленности эта тенден-ция отражала стремление к обществу западно-европейского образца с его демократическими институтами и свободами и рыночно-капиталистической экономикой. б) национально-патриотическая.. Эта тенденция проявлялась в многонациональной стране и выражалась в образовании националистических партий и движений, в том числе рус-ских. Этому способствовали религиозные, региональные и культурно-национальные различия между народами СССР, ставшие противоречиями в условиях экономического и политического кризиса. в) традиционно-коммунистическая.. Сформированный десятилетиями социалистический образ жизни со многими элементами коммунистического распределения, сохранения остатков почти 20 миллионной Коммунистической партии и 1,5 миллионного партийного аппарата способствовали проявлению данной тенденции. Таким образом, пятилетка "перестройки" привела к глубоким изменениям политической надстройки на основе многопартийности, плюрализма и вы-звала с неизбежностью острую политическую борьбуОбострение национальных отношений

Советский Союз в течение нескольких десятилетий существовал как уни-кальное многонациональное федеративное государство, которое объе-диняло 53 национально-государственных формирования и более 100 на-ций и народностей. Сотнями лет складывалось общежитие народов, присоединившихся к России как добровольным путем, так и завоеван-ных. Многие из этих народов имели многовековую самобытную исто-рию и гордились ею. Несмотря на различия исторические, культурные, национальные, региональные, экономические, религиозные, народы России и СССР объединяли такие факторы, как экономическая взаимо-помощь, общие интересы в борьбе с завоевателями, общее территориальное пространство без зафиксирован-ных границ, многовековое культурно-этническое взаимопроникновение и взаимообогащение. В годы Советской власти единство подкреплялось тесными экономическими связями на основе единых промышленных, транспортных, энергетических, информационных систем, единого воен-но-промышленного комплекса, а также государственной системой с од-ной централизованной интернациональной партией. Такая структура по-казала свою эффективность и жизнеспособность в годы Великой Отечест-венной войны. Однако вместе с экономическими трудностями стали усиливаться центробежные тенденции, все более выделяться различия и обостряться межнациональные противоречия.. В условиях разрушения прежней поли-тической системы центробежные процессы приобрели обвальный ха-рактер, национальные противоречия в ряде случаев приняли конфликт-ный облик, на карте страны появились горячие точки. В 1988 - 1989 гг. возник конфликт между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Ка-рабаха, впоследствии поставивший обе республики на грань войны. Страну потрясли кровавые события в Фергане (1989 г.), в Ошской облас-ти Киргизии (1990 г.), где жертвами национальной розни стали сотни невинных людей. Обострились отношения между Грузией, с одной сторо-ны, Абхазией и Южной Осетией - с другой, которые превратились в воо-руженные конфликты. с многочисленными жертвами. В кровавые по-громы вылилось противостояние между русскоязычным Преднестровьем и Молдавией. Тяжелая обстановка сложилась в Прибалтийских республи-ках, где нарастала напряженность между коренным и русскоязычным населением. Серьезным дестабилизирующим фактором стала проблема беженцев, которых в 1990 году насчитывалось по стране более 600 тыс. человек. Национализм выплеснулся на улицы под знаменем многочис-ленных политических партий и движений, открывая свои темные сторо-ны. Союзное руководство, лишенное опоры бывшей правящей партии, всей своей вертикальной структурой обеспечивавшей межнациональные связи и поддержку государственной власти, предприняло карательные действия с помощью вооруженной силы. Большой общественно-политический резонанс вызвали события в Тбилиси в апреле 1989 го-да, где в результате пресечения войсками несанкционированной демонстрации погибло 18 человек. В январе 1990 года при вводе войск в Баку для предотвращения погромов было убито около 100 человек. В янва-ре 1991 года произошли столкновения с войсками в Вильнюсе и Риге, сопровождающиеся человеческими жертвами. Эти события резко обост-рили противоречия между центром и республиками, усилили стремление к суверенизации.. С распадом правящей партии и самоустранением ее от власти начался процесс отделения национальных республик. от общесоюзного центра. В ноябре 1988 года, через несколько месяцев после XIX партконференции Верховный Совет Эстонии принял декларацию о суверенитете. В марте 1990 года Верховный Совет Литвы принял решение "О восстановлении независимости литовского государства". К 1990 году стремление к суверенизации приняло широкий характер. В представительных органах союзных республик под влиянием националь-ных фронтов и движений все чаще стали раздаваться голоса о выходе из Союза ССР. Попыткой удержать этот процесс под контролем явилось принятие в апреле 1990 года Верховным Советом СССР законов "Об основах экономических отношений Союза СССР, союзных и автономных республик", "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союз-ной республики из СССР". Тяготение к национальной независимости не обошло стороной Российскую Федерацию, опорный столп Союза ССР. Ранее в национальной полити-ке коммунистической партии всячески подчеркивалось политическое ра-венство всех республик и закреплялось в государственном устройстве. К примеру, в Совете национальностей Верховного Совета СССР Эстонская республика с 1,5 млн. населением была представлена 32 депутатами, как и Российская Федерация с ее 140 млн. населением. Эти и другие несо-ответствия привели в тому, что в печати все чаще стали появляться ста-тьи, показывающие, что Россия обделена, является донором других рес-публик. В результате I Съезд народных депутатов Российской Федерации 12 июня 1990 г. почти единогласно принял Декларацию о государствен-ном суверенитете России. Этот день был объявлен национальным празд-ником. Спустя год 12 июня 1991 года всенародным голосованием Пре-зидентом Российской Федерации был избран Б.Н.Ельцин. Распад Советского Союза стал неизбежным. Еще одна попытка спасти Союз была предпринята весной 1991 года. В соответствии с решениями IV Съезда народных депутатов СССР 17 марта по всей стране был прове-ден первый в истории всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. 76,4 процента проголосовавших ответили утвердительно, несмот-ря на то, что руководство Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Армении и Грузии отказались участвовать в референдуме. Результаты референдума дали основание для подготовки нового Союз-ного договора, подписание которого было назначено на конец августа 1991 годаСоветский Союз в течение нескольких десятилетий существовал как уни-кальное многонациональное федеративное государство, которое объе-диняло 53 национально-государственных формирования и более 100 на-ций и народностей. Сотнями лет складывалось общежитие народов, присоединившихся к России как добровольным путем, так и завоеван-ных. Многие из этих народов имели многовековую самобытную исто-рию и гордились ею. Несмотря на различия исторические, культурные, национальные, региональные, экономические, религиозные, народы России и СССР объединяли такие факторы, как экономическая взаимо-помощь, общие интересы в борьбе с завоевателями, общее территориальное пространство без зафиксирован-ных границ, многовековое культурно-этническое взаимопроникновение и взаимообогащение. В годы Советской власти единство подкреплялось тесными экономическими связями на основе единых промышленных, транспортных, энергетических, информационных систем, единого воен-но-промышленного комплекса, а также государственной системой с од-ной централизованной интернациональной партией. Такая структура по-казала свою эффективность и жизнеспособность в годы Великой Отечест-венной войны. Однако вместе с экономическими трудностями стали усиливаться центробежные тенденции, все более выделяться различия и обостряться межнациональные противоречия.. В условиях разрушения прежней поли-тической системы центробежные процессы приобрели обвальный ха-рактер, национальные противоречия в ряде случаев приняли конфликт-ный облик, на карте страны появились горячие точки. В 1988 - 1989 гг. возник конфликт между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Ка-рабаха, впоследствии поставивший обе республики на грань войны. Страну потрясли кровавые события в Фергане (1989 г.), в Ошской облас-ти Киргизии (1990 г.), где жертвами национальной розни стали сотни невинных людей. Обострились отношения между Грузией, с одной сторо-ны, Абхазией и Южной Осетией - с другой, которые превратились в воо-руженные конфликты. с многочисленными жертвами. В кровавые по-громы вылилось противостояние между русскоязычным Преднестровьем и Молдавией. Тяжелая обстановка сложилась в Прибалтийских республи-ках, где нарастала напряженность между коренным и русскоязычным населением. Серьезным дестабилизирующим фактором стала проблема беженцев, которых в 1990 году насчитывалось по стране более 600 тыс. человек. Национализм выплеснулся на улицы под знаменем многочис-ленных политических партий и движений, открывая свои темные сторо-ны. Союзное руководство, лишенное опоры бывшей правящей партии, всей своей вертикальной структурой обеспечивавшей межнациональные связи и поддержку государственной власти, предприняло карательные действия с помощью вооруженной силы. Большой общественно-политический резонанс вызвали события в Тбилиси в апреле 1989 го-да, где в результате пресечения войсками несанкционированной демонстрации погибло 18 человек. В январе 1990 года при вводе войск в Баку для предотвращения погромов было убито около 100 человек. В янва-ре 1991 года произошли столкновения с войсками в Вильнюсе и Риге, сопровождающиеся человеческими жертвами. Эти события резко обост-рили противоречия между центром и республиками, усилили стремление к суверенизации.. С распадом правящей партии и самоустранением ее от власти начался процесс отделения национальных республик. от общесоюзного центра. В ноябре 1988 года, через несколько месяцев после XIX партконференции Верховный Совет Эстонии принял декларацию о суверенитете. В марте 1990 года Верховный Совет Литвы принял решение "О восстановлении независимости литовского государства". К 1990 году стремление к суверенизации приняло широкий характер. В представительных органах союзных республик под влиянием националь-ных фронтов и движений все чаще стали раздаваться голоса о выходе из Союза ССР. Попыткой удержать этот процесс под контролем явилось принятие в апреле 1990 года Верховным Советом СССР законов "Об основах экономических отношений Союза СССР, союзных и автономных республик", "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союз-ной республики из СССР". Тяготение к национальной независимости не обошло стороной Российскую Федерацию, опорный столп Союза ССР. Ранее в национальной полити-ке коммунистической партии всячески подчеркивалось политическое ра-венство всех республик и закреплялось в государственном устройстве. К примеру, в Совете национальностей Верховного Совета СССР Эстонская республика с 1,5 млн. населением была представлена 32 депутатами, как и Российская Федерация с ее 140 млн. населением. Эти и другие несо-ответствия привели в тому, что в печати все чаще стали появляться ста-тьи, показывающие, что Россия обделена, является донором других рес-публик. В результате I Съезд народных депутатов Российской Федерации 12 июня 1990 г. почти единогласно принял Декларацию о государствен-ном суверенитете России. Этот день был объявлен национальным празд-ником. Спустя год 12 июня 1991 года всенародным голосованием Пре-зидентом Российской Федерации был избран Б.Н.Ельцин. Распад Советского Союза стал неизбежным. Еще одна попытка спасти Союз была предпринята весной 1991 года. В соответствии с решениями IV Съезда народных депутатов СССР 17 марта по всей стране был прове-ден первый в истории всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. 76,4 процента проголосовавших ответили утвердительно, несмот-ря на то, что руководство Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Армении и Грузии отказались участвовать в референдуме. Результаты референдума дали основание для подготовки нового Союз-ного договора, подписание которого было назначено на конец августа 1991 года. Советский Союз в течение нескольких десятилетий существовал как уни-кальное многонациональное федеративное государство, которое объе-диняло 53 национально-государственных формирования и более 100 на-ций и народностей. Сотнями лет складывалось общежитие народов, присоединившихся к России как добровольным путем, так и завоеван-ных. Многие из этих народов имели многовековую самобытную исто-рию и гордились ею. Несмотря на различия исторические, культурные, национальные, региональные, экономические, религиозные, народы России и СССР объединяли такие факторы, как экономическая взаимо-помощь, общие интересы в борьбе с завоевателями, общее территориальное пространство без зафиксирован-ных границ, многовековое культурно-этническое взаимопроникновение и взаимообогащение. В годы Советской власти единство подкреплялось тесными экономическими связями на основе единых промышленных, транспортных, энергетических, информационных систем, единого воен-но-промышленного комплекса, а также государственной системой с од-ной централизованной интернациональной партией. Такая структура по-казала свою эффективность и жизнеспособность в годы Великой Отечест-венной войны. Однако вместе с экономическими трудностями стали усиливаться центробежные тенденции, все более выделяться различия и обостряться межнациональные противоречия.. В условиях разрушения прежней поли-тической системы центробежные процессы приобрели обвальный ха-рактер, национальные противоречия в ряде случаев приняли конфликт-ный облик, на карте страны появились горячие точки. В 1988 - 1989 гг. возник конфликт между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Ка-рабаха, впоследствии поставивший обе республики на грань войны. Страну потрясли кровавые события в Фергане (1989 г.), в Ошской облас-ти Киргизии (1990 г.), где жертвами национальной розни стали сотни невинных людей. Обострились отношения между Грузией, с одной сторо-ны, Абхазией и Южной Осетией - с другой, которые превратились в воо-руженные конфликты. с многочисленными жертвами. В кровавые по-громы вылилось противостояние между русскоязычным Преднестровьем и Молдавией. Тяжелая обстановка сложилась в Прибалтийских республи-ках, где нарастала напряженность между коренным и русскоязычным населением. Серьезным дестабилизирующим фактором стала проблема беженцев, которых в 1990 году насчитывалось по стране более 600 тыс. человек. Национализм выплеснулся на улицы под знаменем многочис-ленных политических партий и движений, открывая свои темные сторо-ны. Союзное руководство, лишенное опоры бывшей правящей партии, всей своей вертикальной структурой обеспечивавшей межнациональные связи и поддержку государственной власти, предприняло карательные действия с помощью вооруженной силы. Большой общественно-политический резонанс вызвали события в Тбилиси в апреле 1989 го-да, где в результате пресечения войсками несанкционированной демонстрации погибло 18 человек. В январе 1990 года при вводе войск в Баку для предотвращения погромов было убито около 100 человек. В янва-ре 1991 года произошли столкновения с войсками в Вильнюсе и Риге, сопровождающиеся человеческими жертвами. Эти события резко обост-рили противоречия между центром и республиками, усилили стремление к суверенизации.. С распадом правящей партии и самоустранением ее от власти начался процесс отделения национальных республик. от общесоюзного центра. В ноябре 1988 года, через несколько месяцев после XIX партконференции Верховный Совет Эстонии принял декларацию о суверенитете. В марте 1990 года Верховный Совет Литвы принял решение "О восстановлении независимости литовского государства". К 1990 году стремление к суверенизации приняло широкий характер. В представительных органах союзных республик под влиянием националь-ных фронтов и движений все чаще стали раздаваться голоса о выходе из Союза ССР. Попыткой удержать этот процесс под контролем явилось принятие в апреле 1990 года Верховным Советом СССР законов "Об основах экономических отношений Союза СССР, союзных и автономных республик", "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союз-ной республики из СССР". Тяготение к национальной независимости не обошло стороной Российскую Федерацию, опорный столп Союза ССР. Ранее в национальной полити-ке коммунистической партии всячески подчеркивалось политическое ра-венство всех республик и закреплялось в государственном устройстве. К примеру, в Совете национальностей Верховного Совета СССР Эстонская республика с 1,5 млн. населением была представлена 32 депутатами, как и Российская Федерация с ее 140 млн. населением. Эти и другие несо-ответствия привели в тому, что в печати все чаще стали появляться ста-тьи, показывающие, что Россия обделена, является донором других рес-публик. В результате I Съезд народных депутатов Российской Федерации 12 июня 1990 г. почти единогласно принял Декларацию о государствен-ном суверенитете России. Этот день был объявлен национальным празд-ником. Спустя год 12 июня 1991 года всенародным голосованием Пре-зидентом Российской Федерации был избран Б.Н.Ельцин. Распад Советского Союза стал неизбежным. Еще одна попытка спасти Союз была предпринята весной 1991 года. В соответствии с решениями IV Съезда народных депутатов СССР 17 марта по всей стране был прове-ден первый в истории всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. 76,4 процента проголосовавших ответили утвердительно, несмот-ря на то, что руководство Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Армении и Грузии отказались участвовать в референдуме. Результаты референдума дали основание для подготовки нового Союз-ного договора, подписание которого было назначено на конец августа 1991 годаСоветский Союз в течение нескольких десятилетий существовал как уни-кальное многонациональное федеративное государство, которое объе-диняло 53 национально-государственных формирования и более 100 на-ций и народностей. Сотнями лет складывалось общежитие народов, присоединившихся к России как добровольным путем, так и завоеван-ных. Многие из этих народов имели многовековую самобытную исто-рию и гордились ею. Несмотря на различия исторические, культурные, национальные, региональные, экономические, религиозные, народы России и СССР объединяли такие факторы, как экономическая взаимо-помощь, общие интересы в борьбе с завоевателями, общее территориальное пространство без зафиксирован-ных границ, многовековое культурно-этническое взаимопроникновение и взаимообогащение. В годы Советской власти единство подкреплялось тесными экономическими связями на основе единых промышленных, транспортных, энергетических, информационных систем, единого воен-но-промышленного комплекса, а также государственной системой с од-ной централизованной интернациональной партией. Такая структура по-казала свою эффективность и жизнеспособность в годы Великой Отечест-венной войны. Однако вместе с экономическими трудностями стали усиливаться центробежные тенденции, все более выделяться различия и обостряться межнациональные противоречия.. В условиях разрушения прежней поли-тической системы центробежные процессы приобрели обвальный ха-рактер, национальные противоречия в ряде случаев приняли конфликт-ный облик, на карте страны появились горячие точки. В 1988 - 1989 гг. возник конфликт между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Ка-рабаха, впоследствии поставивший обе республики на грань войны. Страну потрясли кровавые события в Фергане (1989 г.), в Ошской облас-ти Киргизии (1990 г.), где жертвами национальной розни стали сотни невинных людей. Обострились отношения между Грузией, с одной сторо-ны, Абхазией и Южной Осетией - с другой, которые превратились в воо-руженные конфликты. с многочисленными жертвами. В кровавые по-громы вылилось противостояние между русскоязычным Преднестровьем и Молдавией. Тяжелая обстановка сложилась в Прибалтийских республи-ках, где нарастала напряженность между коренным и русскоязычным населением. Серьезным дестабилизирующим фактором стала проблема беженцев, которых в 1990 году насчитывалось по стране более 600 тыс. человек. Национализм выплеснулся на улицы под знаменем многочис-ленных политических партий и движений, открывая свои темные сторо-ны. Союзное руководство, лишенное опоры бывшей правящей партии, всей своей вертикальной структурой обеспечивавшей межнациональные связи и поддержку государственной власти, предприняло карательные действия с помощью вооруженной силы. Большой общественно-политический резонанс вызвали события в Тбилиси в апреле 1989 го-да, где в результате пресечения войсками несанкционированной демонстрации погибло 18 человек. В январе 1990 года при вводе войск в Баку для предотвращения погромов было убито около 100 человек. В янва-ре 1991 года произошли столкновения с войсками в Вильнюсе и Риге, сопровождающиеся человеческими жертвами. Эти события резко обост-рили противоречия между центром и республиками, усилили стремление к суверенизации.. С распадом правящей партии и самоустранением ее от власти начался процесс отделения национальных республик. от общесоюзного центра. В ноябре 1988 года, через несколько месяцев после XIX партконференции Верховный Совет Эстонии принял декларацию о суверенитете. В марте 1990 года Верховный Совет Литвы принял решение "О восстановлении независимости литовского государства". К 1990 году стремление к суверенизации приняло широкий характер. В представительных органах союзных республик под влиянием националь-ных фронтов и движений все чаще стали раздаваться голоса о выходе из Союза ССР. Попыткой удержать этот процесс под контролем явилось принятие в апреле 1990 года Верховным Советом СССР законов "Об основах экономических отношений Союза СССР, союзных и автономных республик", "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союз-ной республики из СССР". Тяготение к национальной независимости не обошло стороной Российскую Федерацию, опорный столп Союза ССР. Ранее в национальной полити-ке коммунистической партии всячески подчеркивалось политическое ра-венство всех республик и закреплялось в государственном устройстве. К примеру, в Совете национальностей Верховного Совета СССР Эстонская республика с 1,5 млн. населением была представлена 32 депутатами, как и Российская Федерация с ее 140 млн. населением. Эти и другие несо-ответствия привели в тому, что в печати все чаще стали появляться ста-тьи, показывающие, что Россия обделена, является донором других рес-публик. В результате I Съезд народных депутатов Российской Федерации 12 июня 1990 г. почти единогласно принял Декларацию о государствен-ном суверенитете России. Этот день был объявлен национальным празд-ником. Спустя год 12 июня 1991 года всенародным голосованием Пре-зидентом Российской Федерации был избран Б.Н.Ельцин. Распад Советского Союза стал неизбежным. Еще одна попытка спасти Союз была предпринята весной 1991 года. В соответствии с решениями IV Съезда народных депутатов СССР 17 марта по всей стране был прове-ден первый в истории всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. 76,4 процента проголосовавших ответили утвердительно, несмот-ря на то, что руководство Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Армении и Грузии отказались участвовать в референдуме. Результаты референдума дали основание для подготовки нового Союз-ного договора, подписание которого было назначено на конец августа 1991 годаСоветский Союз в течение нескольких десятилетий существовал как уни-кальное многонациональное федеративное государство, которое объе-диняло 53 национально-государственных формирования и более 100 на-ций и народностей. Сотнями лет складывалось общежитие народов, присоединившихся к России как добровольным путем, так и завоеван-ных. Многие из этих народов имели многовековую самобытную исто-рию и гордились ею. Несмотря на различия исторические, культурные, национальные, региональные, экономические, религиозные, народы России и СССР объединяли такие факторы, как экономическая взаимо-помощь, общие интересы в борьбе с завоевателями, общее территориальное пространство без зафиксирован-ных границ, многовековое культурно-этническое взаимопроникновение и взаимообогащение. В годы Советской власти единство подкреплялось тесными экономическими связями на основе единых промышленных, транспортных, энергетических, информационных систем, единого воен-но-промышленного комплекса, а также государственной системой с од-ной централизованной интернациональной партией. Такая структура по-казала свою эффективность и жизнеспособность в годы Великой Отечест-венной войны. Однако вместе с экономическими трудностями стали усиливаться центробежные тенденции, все более выделяться различия и обостряться межнациональные противоречия.. В условиях разрушения прежней поли-тической системы центробежные процессы приобрели обвальный ха-рактер, национальные противоречия в ряде случаев приняли конфликт-ный облик, на карте страны появились горячие точки. В 1988 - 1989 гг. возник конфликт между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Ка-рабаха, впоследствии поставивший обе республики на грань войны. Страну потрясли кровавые события в Фергане (1989 г.), в Ошской облас-ти Киргизии (1990 г.), где жертвами национальной розни стали сотни невинных людей. Обострились отношения между Грузией, с одной сторо-ны, Абхазией и Южной Осетией - с другой, которые превратились в воо-руженные конфликты. с многочисленными жертвами. В кровавые по-громы вылилось противостояние между русскоязычным Преднестровьем и Молдавией. Тяжелая обстановка сложилась в Прибалтийских республи-ках, где нарастала напряженность между коренным и русскоязычным населением. Серьезным дестабилизирующим фактором стала проблема беженцев, которых в 1990 году насчитывалось по стране более 600 тыс. человек. Национализм выплеснулся на улицы под знаменем многочис-ленных политических партий и движений, открывая свои темные сторо-ны. Союзное руководство, лишенное опоры бывшей правящей партии, всей своей вертикальной структурой обеспечивавшей межнациональные связи и поддержку государственной власти, предприняло карательные действия с помощью вооруженной силы. Большой общественно-политический резонанс вызвали события в Тбилиси в апреле 1989 го-да, где в результате пресечения войсками несанкционированной демонстрации погибло 18 человек. В январе 1990 года при вводе войск в Баку для предотвращения погромов было убито около 100 человек. В янва-ре 1991 года произошли столкновения с войсками в Вильнюсе и Риге, сопровождающиеся человеческими жертвами. Эти события резко обост-рили противоречия между центром и республиками, усилили стремление к суверенизации.. С распадом правящей партии и самоустранением ее от власти начался процесс отделения национальных республик. от общесоюзного центра. В ноябре 1988 года, через несколько месяцев после XIX партконференции Верховный Совет Эстонии принял декларацию о суверенитете. В марте 1990 года Верховный Совет Литвы принял решение "О восстановлении независимости литовского государства". К 1990 году стремление к суверенизации приняло широкий характер. В представительных органах союзных республик под влиянием националь-ных фронтов и движений все чаще стали раздаваться голоса о выходе из Союза ССР. Попыткой удержать этот процесс под контролем явилось принятие в апреле 1990 года Верховным Советом СССР законов "Об основах экономических отношений Союза СССР, союзных и автономных республик", "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союз-ной республики из СССР". Тяготение к национальной независимости не обошло стороной Российскую Федерацию, опорный столп Союза ССР. Ранее в национальной полити-ке коммунистической партии всячески подчеркивалось политическое ра-венство всех республик и закреплялось в государственном устройстве. К примеру, в Совете национальностей Верховного Совета СССР Эстонская республика с 1,5 млн. населением была представлена 32 депутатами, как и Российская Федерация с ее 140 млн. населением. Эти и другие несо-ответствия привели в тому, что в печати все чаще стали появляться ста-тьи, показывающие, что Россия обделена, является донором других рес-публик. В результате I Съезд народных депутатов Российской Федерации 12 июня 1990 г. почти единогласно принял Декларацию о государствен-ном суверенитете России. Этот день был объявлен национальным празд-ником. Спустя год 12 июня 1991 года всенародным голосованием Пре-зидентом Российской Федерации был избран Б.Н.Ельцин. Распад Советского Союза стал неизбежным. Еще одна попытка спасти Союз была предпринята весной 1991 года. В соответствии с решениями IV Съезда народных депутатов СССР 17 марта по всей стране был прове-ден первый в истории всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. 76,4 процента проголосовавших ответили утвердительно, несмот-ря на то, что руководство Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Армении и Грузии отказались участвовать в референдуме. Результаты референдума дали основание для подготовки нового Союз-ного договора, подписание которого было назначено на конец августа 1991 годаСоветский Союз в течение нескольких десятилетий существовал как уни-кальное многонациональное федеративное государство, которое объе-диняло 53 национально-государственных формирования и более 100 на-ций и народностей. Сотнями лет складывалось общежитие народов, присоединившихся к России как добровольным путем, так и завоеван-ных. Многие из этих народов имели многовековую самобытную исто-рию и гордились ею. Несмотря на различия исторические, культурные, национальные, региональные, экономические, религиозные, народы России и СССР объединяли такие факторы, как экономическая взаимо-помощь, общие интересы в борьбе с завоевателями, общее территориальное пространство без зафиксирован-ных границ, многовековое культурно-этническое взаимопроникновение и взаимообогащение. В годы Советской власти единство подкреплялось тесными экономическими связями на основе единых промышленных, транспортных, энергетических, информационных систем, единого воен-но-промышленного комплекса, а также государственной системой с од-ной централизованной интернациональной партией. Такая структура по-казала свою эффективность и жизнеспособность в годы Великой Отечест-венной войны. Однако вместе с экономическими трудностями стали усиливаться центробежные тенденции, все более выделяться различия и обостряться межнациональные противоречия.. В условиях разрушения прежней поли-тической системы центробежные процессы приобрели обвальный ха-рактер, национальные противоречия в ряде случаев приняли конфликт-ный облик, на карте страны появились горячие точки. В 1988 - 1989 гг. возник конфликт между Азербайджаном и Арменией из-за Нагорного Ка-рабаха, впоследствии поставивший обе республики на грань войны. Страну потрясли кровавые события в Фергане (1989 г.), в Ошской облас-ти Киргизии (1990 г.), где жертвами национальной розни стали сотни невинных людей. Обострились отношения между Грузией, с одной сторо-ны, Абхазией и Южной Осетией - с другой, которые превратились в воо-руженные конфликты. с многочисленными жертвами. В кровавые по-громы вылилось противостояние между русскоязычным Преднестровьем и Молдавией. Тяжелая обстановка сложилась в Прибалтийских республи-ках, где нарастала напряженность между коренным и русскоязычным населением. Серьезным дестабилизирующим фактором стала проблема беженцев, которых в 1990 году насчитывалось по стране более 600 тыс. человек. Национализм выплеснулся на улицы под знаменем многочис-ленных политических партий и движений, открывая свои темные сторо-ны. Союзное руководство, лишенное опоры бывшей правящей партии, всей своей вертикальной структурой обеспечивавшей межнациональные связи и поддержку государственной власти, предприняло карательные действия с помощью вооруженной силы. Большой общественно-политический резонанс вызвали события в Тбилиси в апреле 1989 го-да, где в результате пресечения войсками несанкционированной демонстрации погибло 18 человек. В январе 1990 года при вводе войск в Баку для предотвращения погромов было убито около 100 человек. В янва-ре 1991 года произошли столкновения с войсками в Вильнюсе и Риге, сопровождающиеся человеческими жертвами. Эти события резко обост-рили противоречия между центром и республиками, усилили стремление к суверенизации.. С распадом правящей партии и самоустранением ее от власти начался процесс отделения национальных республик. от общесоюзного центра. В ноябре 1988 года, через несколько месяцев после XIX партконференции Верховный Совет Эстонии принял декларацию о суверенитете. В марте 1990 года Верховный Совет Литвы принял решение "О восстановлении независимости литовского государства". К 1990 году стремление к суверенизации приняло широкий характер. В представительных органах союзных республик под влиянием националь-ных фронтов и движений все чаще стали раздаваться голоса о выходе из Союза ССР. Попыткой удержать этот процесс под контролем явилось принятие в апреле 1990 года Верховным Советом СССР законов "Об основах экономических отношений Союза СССР, союзных и автономных республик", "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союз-ной республики из СССР". Тяготение к национальной независимости не обошло стороной Российскую Федерацию, опорный столп Союза ССР. Ранее в национальной полити-ке коммунистической партии всячески подчеркивалось политическое ра-венство всех республик и закреплялось в государственном устройстве. К примеру, в Совете национальностей Верховного Совета СССР Эстонская республика с 1,5 млн. населением была представлена 32 депутатами, как и Российская Федерация с ее 140 млн. населением. Эти и другие несо-ответствия привели в тому, что в печати все чаще стали появляться ста-тьи, показывающие, что Россия обделена, является донором других рес-публик. В результате I Съезд народных депутатов Российской Федерации 12 июня 1990 г. почти единогласно принял Декларацию о государствен-ном суверенитете России. Этот день был объявлен национальным празд-ником. Спустя год 12 июня 1991 года всенародным голосованием Пре-зидентом Российской Федерации был избран Б.Н.Ельцин. Распад Советского Союза стал неизбежным. Еще одна попытка спасти Союз была предпринята весной 1991 года. В соответствии с решениями IV Съезда народных депутатов СССР 17 марта по всей стране был прове-ден первый в истории всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. 76,4 процента проголосовавших ответили утвердительно, несмот-ря на то, что руководство Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Армении и Грузии отказались участвовать в референдуме. Результаты референдума дали основание для подготовки нового Союз-ного договора, подписание которого было назначено на конец августа 1991 года


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: