Реформы Н.С.Хрущева 3 страница

Итоги Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война была составной частью второй мировой войны. Но Советский Союз и его Вооруженные Силы сыграли решаю-щую роль в победоносном исходе мировой войны. На протяжении почти 4-х лет советско-германский фронт приковывал к себе основную массу сил и средств фашистской Германии. Против советских войск одновременно действовало от 190 до 270 наиболее боеспособных дивизий фашистского блока, в то время как англо-американским войскам в Северной Африке в 1941 - 1943 гг. противостояло от 9 до 20 дивизий, в Италии в 1943 - 1945 гг. - от 7 до 26, в Западной Европе после июня 1944 гг.- от 56 до 75 дивизий. Результаты военных действий - один из главных показателей роли Совет-ских Вооруженных Сил в войне. На советско-германском фронте были разгромлены и пленены основные силы фашистского блока - 607 дивизий, тогда как союзники за все время войны разгромили и пленили 176 ди-визий. Советскими войсками было уничтожено и захвачено более 75% оружия и военной техники врага. Победа явилась ярким свидетельством неоспоримого превосходства оте-чественной военной науки и военного искусства, мастерства выдающихся полководцев. Однако главным источником победы были великий патриотический дух, стойкость, мужество, упорство, величайшее трудолюбие советского народа, качества, которые всегда позволяли преодолевать неимоверные тяготы и лишения. Советский Союз вел войну против международного похода во главе в фашистской Германией. На стороне гитлеровцев сражались Румыния, Венгрия, Италия, Финляндия. В советском плену к концу войны оказалось 2,4 млн. немцев, 156 тыс. австрийцев, 514 тыс. венгров, 202 тыс. румын, 49 тыс. итальянцев, 2,4 тыс. финнов, около 500 тыс. словаков, чехов, ис-панцев, бельгийцев, французов и др. 5 (*) 0 В конце 1945 года добавилось более 600 тыс. японцев. Безвозвратные потери Германии на советском фронте составили около 7 млн. человек, ее союзников - 1,7 млн., в том числе Венгрии - 863 тыс., Италии - 94 тыс., Румынии - 680 тыс., 5 0Финляндии - 5 086 тыс. чело-век. 5 (**) Потери Советских Вооруженных Сил в боевых действиях вместе с внутренними и пограничными войсками составили 8,7 млн. человек, 5(***) 0 в том числе 1,1 млн. человек пали, освобождая другие страны 5 0 Европы. Советская Армия в ходе освободительной миссии изгнала фаши-стов из 13 стран с населением в 147 млн. человек. Вторая мировая война стала гигантской кровавой бойней. Развязанная фашистской Германией и милитаристской Японией война унесла жизни 60 млн. человек. Потери самой Германии составили более 16 млн. че-ловек, в том числе 13,6 млн. на фронтах и 2,5 млн. гражданского населения от бомбардировок. 12 млн. человек было замучено гитлеров-цами в концлагерях, в том числе 6 млн. евреев. Более всего пострадал со-ветский народ----------------------------------------------------------- См.: Гриф сек-ретности снят: Потери Вооруженных Сил СССР 4в 5 войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Статисти 4ческие 0 исследования. - М.: 1993. - С.391. 5** 0 4См.: Гриф секретности снят. - С.392. См.: Гриф секретности снят. - С. 129., потерявший более 20 млн. человек погибшими на фронтах, замученных во вражеском плену, в фашистских лагерях и гетто, погибших от бомбардировок и умерших от голода. Такова была цена этой войны, до основания потрясшей устои мировой цивилизации. Итоги Великой Отечественной войны: 1.Советский народ отстоял свою свободу и независимость, су веренное государство. в борьбе с самы-ми могучими вооруженными силами иностранных держав. Главную тя-жесть войны вынес великий русский народ, сплотивший многие народы Советского Союза в едином порыве. 2. Победа Советского Союза внесла решающий вклад в спасение европейской и мировой цивилиза-ции. от фашизма. Народы Европы получили возможность самостоятель-но развиваться на демократической основе. Страны Восточной Европы из-брали путь социалистического строительства, влившись в число стран со-циалистического содружества; другие развивались на основе буржуазной демократии. 3. Значительно укрепился авторитет Советского государ-ства. Победа в войне показала способность страны концентрировать политические, экономические, духовные, национальные и военные силы в интересах разгрома могущественного агрессора. Творческий потенциал народа показал свои неисчерпаемые возможности. Международное положение и внешняя политика Советского государства

(1946 - 1964 гг.) Послевоенное двадцатилетие - важный период в мировом развитии. В эти годы все более отчетливее стали обозначаться глобальные процессы, надолго определившие развитие мира, такие как: научно-техническая ре-волюция, крушение старого колониализма, ядерное противостояние двух самых крупных держав - СССР и США. Для советского общества это время величайшего напряжения духовных и физических сил народа, вре-мя героическое и трагическое, время надежд и разочарований. 1. Международное положение и внешняя политика Советского государства. Советский Союз вышел из войны победителем, он представлял собой са-мую могущественную в военном отношении державу. Авторитет госу-дарства, внесшего самый крупный вклад в разгром германского фашизма, неизмеримо возрос. Война показала жизнестойкость нового обществен-ного строя, способность советского руководства мобилизовать усилия всего многонационального народа на решение исторических задач. Осво-бождение многих европейских государств от германской оккупации, спа-сение миллионов людей создавало образ народа - освободителя, запечат-ленного монументом в Берлине. Война вызвала серьезные геополити-ческие изменения.. а) Изменилось соотношение сил между ведущими державами. США превратились в сверхдержаву, претендующую на миро-вое господство. Германия, Япония и Италия потерпели поражение, на их территории были размещены оккупационные войска. Потеряла свое до-военное могущество Франция. Позиции Англии оставались сильными, но это во многом основывалось на былом могуществе. Принципиально но-вым явлением стал взлет могущества СССР, несмотря на разруху и огром-ные потери. Советский Союз превратился в главное действующее лицо международных отношений. Это вызвало коренные изменения в сфере мировой политики. Решающим компонентом в ней теперь станови-лись взаимоотношения СССР и США. Если же говорить об экономическом соотношении сил СССР и США, то оно было не в пользу Советского Союза. Он был заинтересован в продол-жении советско-американского сотрудничества, основы которого были заложены еще в годы войны. Начиная с 1945 года советское руководство неоднократно обращалось к американскому правительству с просьбой о кредите, однако эта просьба оставалась без ответа. Экономическое пре-восходство США послужило важной причиной такого явления послевоен-ной политики, как "холодная война". В годы войны Соединенные Штаты значительно усилились. Потери аме-риканцев во второй мировой войне составили всего 450 тыс. человек. Население США за годы войны выросло, а не уменьшилось, приблизив-шись по численности к советскому (тогда как перед войной разница со-ставляла 60 млн.). В экономике США, которые были крупным поставщи-ком техники и вооружения, произошел настоящий скачок. Потенциал мощностей промышленности вырос на 50%, производство продукции увеличилось в два с половиной раза. Сельскохозяйственное производство выросло на 36%. Без учета СССР промышленное производ-ство США было большим, чем производство всех других стран вместе взятых. Создание и применение атомной бомбы значительно усилило претензии США на роль мировой сверхдержавы. Руководители США рассчитывали, что благодаря своему научному и техническому потенциалу им надолго удастся сохранить монополию на это смерто-носное оружие. Единственным препятствием на пути к мировой гегемонии США был Советский Союз, показавший в годы войны огромные военные возможно-сти. США не могли примириться с присутствием в модели мирового по-рядка новых революционных движений и стран просоветской ориента-ции. Это порождало все возрастающую вражду США и СССР. Инициа-тором нового антисоветского похода выступил бывший премьер-министр Великобритании У.Черчилль. В речи, произнесенной в марте 1946 г. в американском городе Фултоне, он сформулировал задачу соз-дания союза Британской империи и США против советской угрозы. Он представил мир расколотым надвое: на добро (Англия, США, Западные страны) и зло (СССР и его коммунистические агенты во всем мире). Это было объявление о конце антигитлеровской коалиции и о создании новой схемы международных отношений, где СССР занимал уже место не со-юзника, а противника. Год спустя была сформулирована доктрина Г.Трумэна, президента США, по подготовке ядерной войны против СССР. Началась "холодная война". Советское руководство приняло реше-ние ускорить работы по созданию атомной бомбы. Был образован спе-циальный комитет во главе с наркомом Ванниковым. В распоряжение комитета были переданы большие технические и финансовые средства. Политика "холодной войны" включала в себя такие действия, как военно-политическое давление, создание военных баз и военных блоков, идеоло-гическую пропаганду, балансирование на грани войны, массированную гонку вооружений. "Холодная война" продолжалась 45 лет, превратив мир в арсенал и полигон оружия массового поражения. б) Новым яв-лением мировой политики и международных отношений стал раскол Ев-ропы на две группы стран., одна из которых (Албания, Болгария, Венг-рия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) ориентировались на СССР, а другая - на США. Изгнание пособников фа-шистов вместе с приходом Советских войск подтолкнуло процесс ради-кальных политических и социальных изменений в странах Восточной Европы, которые выбрали путь социалистической ориентации. в) Со-ветское руководство проводило четкую дифференциацию в отношении бывших союзников и противников Германии. Первые, за исключением Болгарии, должны были выплачивать репарации. Советские войска до-вольно быстро были выведены из Чехословакии, Югославии и Болгарии. В ограниченном количестве они оставались на территории Румынии, Венг-рии, Польши. Советское влияние было обусловлено военным присут-ствием Советского Союза, его политической ролью в мировых отноше-ниях, а также экономической зависимостью Восточной Европы от СССР. Оно ускорило те социально-политические преобразования, начало кото-рых было положено в годы освобождения от фашизма. В странах Восточ-ной Европы были проведены глубокие реформы, которые изменили все социальные и политические структуры. Монархии, сохранявшиеся в Венг-рии, Румынии, Болгарии, Югославии, Албании, были заменены респуб-ликами. Реформы проводились правительствами, созданными на базе национальных и народных фронтов, в которых коммунисты играли наи-более активную роль. На всех этих реформах, особенно в начальный пе-риод их реализации, лежал сильный отпечаток национальной специфики. Первые послевоенные годы были годами общего национального возрож-дения в этих странах, уровень жизни приблизился к довоенным стандар-там, инфляция была побеждена. Однако в некоторых странах, прежде все-го в Югославии, усилились тенденции к выбору самостоятельного пути развития. В результате, 25 октября 1949 года конфликт с руководством Югославии привел к разрыву дипломатических отношений с СССР Важным фактором, ускорившим раскол Европы, был знаменитый план Маршалла (госсекретарь США). Суть его - в предоставлении европейским странам (независимо от того, на чьей стороне они воевали) безвозмездной экономической помощи с целью подтягивания их уровня к уровню США, укрепления экономических позиций США на Европейском континенте, подготовки экономических условий для интеграции. Политический смысл плана экономически подорвать всю европейскую политику СССР, которо-му Соединенные Штаты предъявили требование выплатить долги в сумме более 10 млрд. долларов за поставленную в годы войны технику и вооружение по ленд-лизу. Это означало открытое противоборство с Америкой, отказ от надежд получить у нее прямой заем, прекращение германских репараций. В результате страны Восточной Европы вынуждены были образовать единый фронт с СССР против США, что усилило раскол Европы. Благодаря американской помощи в Европе создавался блок запад-ных стран, враждебных СССР. Экономический союз, рожденный в рамках плана Маршалла, быстро превратился в политический и военный. 4 ап-реля 1949 года США и Канада подписали совместно с десятью западноев-ропейскими странами (Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Норвегия, Дания, Исландия) Атлантический пакт (НАТО). В сентябре 1949 года на территории Германии, являвшейся окку-пационной зоной США, Англии и Франции, было создано сепаратное германское государство ФРГ, в нарушение послевоенных договоренностей о сохранении целостности германского государства. 7 октября 1949 года на территории Германии, являвшейся оккупационной зоной СССР, было создано государство - Германская Демократическая Республика. Раскол Европы завершился. г) Война изменила ситуацию и в странах третьего мира.. В период войны западноевропейские державы были вынуждены в значительной степени черпать материальные и людские ресурсы в своих колониях (индийцы воевали под английским флагом, африканцы в войсках генерала де Голля). Военные потребности воюющих держав в некоторой степени стимулиро-вали развитие промышленности в колониях, формировался рабочий класс и национальная буржуазия, что усиливало национально-освободительное движение. Существенную роль сыграло ослабление государств - метропо-лий в годы войны. Англия, ведущая колониальная держава, потеряла по-ловину своего флота и не могла уже эффективно контролировать свои владения. Важное значение имела также поддержка Советского Союза в освобождении Китая, Кореи от японского милитаризма, что в дальней-шем способствовало освобождению многих колониальных стран Азии. Социалистические страны оказывали помощь национально-освободительному движению. В 1947 году Индия добилась независимо-сти, хотя и ценой расчленения страны на две части (мусульманский Па-кистан и Индия), которые вошли в состав Британского Содружества. Страны Индокитая и Индонезии освободились от японских захватчиков. Сирия и Ливан отвергли восстановление власти французов. В 50-е годы освободительное движение развернулось в Африке. Началось крушение старого колониализма, что существенно изменило карту мира. д) Новым существенным фактором мировой политики стал рост влияния коммунистических и социалистических идей и партий., сдвиг всей политической атмосферы влево. Это было вы-звано не только ростом авторитета СССР, но и тем, что в наиболее ре-шающие моменты схватки с фашизмом впереди оказывались коммуни-сты, возглавлявшие антифашистские силы сопротивления. Число коммунистов в мире за пределами СССР увеличилось с 1,5 млн.чел.в предвоенные годы,до 4,8 млн.в 1945-46 гг. 5(*) Доля голосов, поданных за коммунистов на выборах сразу после войны колебалась от 10 до 20% почти во всех западноевропейских странах. В 12-ти капиталисти-ческих странах коммунисты вошли в коалиционное правительство. Морис Торез (Франция) и Пальмиро Тольятти (Италия) стали вице-премьерами. В Великобритании в 1945 году на выборах победили лейбористы, а консерваторы во главе с Черчиллем проиграли выборную кампанию, не-смотря на авторитет своего лидера. Программа партии лейбористов пре-дусматривала национализацию важных секторов экономики. Аналогич-ные предложения выдвигались на Европейском континенте многим други-ми политическими силами. Установление государственной собственности на основные средства производства стало рассматриваться как вполне разумное требование, а не разрушение основ капитализма. е) Важней-шим результатом второй мировой войны явилось соз дание Организации Объединенных Наций (ООН). - международной организации по под-держанию мира, безопасности и развитию сотрудничества между госу-дарствами. Устав ООН был предварительно разработан в 1944 году на конференции трех держав участниц антигитлеровской коалиции - СССР, США, и Великобритании----------------------------------------------------------- Ме-ждународные отношения после второй мировой войны. - М.: 41962. - Т.1.-С.73.т. Затем он был подписан 50-ю государствами на международной конференции в Сан-Франциско в июле 1945 года. Однако лидирующая роль принадлежала США, выделявшим крупные суммы на содержание ООН, что в дальнейшем во многом затрудняло осуществление провоз-глашенных в ее Уставе целей. Таким образом, Вторая мировая война положила начало кардинальным переменам во всем мире. Человечество вступило в новую полосу своего развития. Большой успех ожидал те страны, которые в силу объективных и субъективных причин смогли наиболее эффективно адаптироваться к новым условиям, быстрее "оседлать" научно-техническую революцию. Основные направления внутренней политики в восстановительный период

Восстановление разрушенного войной хозяйства явилось первооче-редной задачей Советского государства. Решение ее было сопряжено с большими трудностями. Страна потеряла треть национального достояния, 25-27 млн. советских граждан. Резко сократилась численность мужчин 1910-1925 гг. рождения, многие женщины этой возрастной группы оста-лись без мужей, что привело к снижению рождаемости. Около 25 млн. чел. остались без крова, 32 тыс. предприятий было разрушено, 6,5 тыс. км железнодорожных путей выведено из строя, сократилось поголовье скота, 1710 городов и 70 тыс. деревень было разрушено. Тяжесть поло-жения усугублялась страшной засухой 1946 года. Кроме чисто экономи-ческих трудностей война породила целый ряд социальных проблем, та-ких как возвращение к жизни миллионов, вернувшихся с фронта, угнанных в Германию, преодоление вооруженного сопротивления националистиче-ских формирований в западной части СССР и Прибалтике. Положение значительно осложняла начавшаяся "холодная война", ко-торая потребовала огромных расходов на создание ядерного оружия и средств его доставки, на качественное перевооружение армии, что полу-чило название "революции в военном деле". Фактически страна была ли-шена мирной послевоенной передышки и сразу включилась в изнуритель-ную гонку вооружений. Уже через четыре года, в 1949 году, прошло испытание советской атом-ной бомбы. Учитывая новое военно-политическое состояние, возникшее с превращением СССР в ядерную державу, руководство США в 1949 году разработало секретный план "Дропшот", официальное название которого - "Американский план мировой войны против Советского Сою-за в 1957 году". Он предусматривал применение против СССР в течение первого месяца войны 300 атомных бомб и 250 тыс. тонн обычных бомб. В этом же году был создан военно-политический блок НАТО, объеди-нявший военные усилия западноевропейских государств, США и Кана-ды в борьбе против Советского Союза и его союзников. Год спустя, в 1950 году началась война между Северной Кореей, выбравшей путь социа-листической ориентации, и Южной Кореей. Перед руководством страны встала задача, подобная той, которая стояла после гражданской войны: какую избрать стратегию в экономической по-литике, где найти средства на восстановление, как решать социальные проблемы? На зарубежную помощь рассчитывать не приходилось, репа-рации СССР получил не в полном объеме, необходимо было также ока-зывать помощь странам социалистической ориентации. Выбор эконо-мической стратегии стал предметом дискуссии в высшем эшелоне вла-сти при рассмотрении в 1945-46 гг. проекта четвертого пятилетнего пла-на. Была избрана модель развития с жесткой централизацией руководства и ресурсов, прямым регулированием экономики из центра, абсолютным приоритетом развития военно-промышленного комплекса. Такая модель подтвердила свою жизнеспособность и эффективность в чрезвычайных ус-ловиях, в которых до этого времени приходилось существовать Совет-скому государству. Минусы ее заключались в том, что жесткая централи-зованная система, ориентированная на преимущественное развитие не-скольких базовых отраслей тяжелой промышленности и наличественные показатели, оказалась недостаточно мобильной в относительно спокой-ных условиях развития, мало восприимчивой к научно-техническому про-грессу. Упор на ускоренное развитие индустрии как главный принцип экономической политики, отсутствие необходимого внимания отраслям легкой промышленности, прогрессивным технологиям, не связанным с во-енно-промышленным комплексом, консерватизм по отношению к пере-довым направлениям биологии, физики, механики несли в себе зародыш отставания СССР от мирового уровня. В первые послевоенные годы основными направлениями внутрен-ней политики. были следующие: - перестройка форм и методов госу-дарственно-партийного руководства; - демобилизация Вооруженных Сил и репатриация советских граждан, угнанных в Германию; - конверсия оборонной промышленности; - проведение денежной реформы; - принятие мер по улучшению жизни и быта со-ветских граждан; - осуществление 4 пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства. Советское правительство развернуло активную деятельность по перехо-ду СССР от войны к миру. Одним из главных направлений была пере-стройка форм м методов государственно-партийного руководства стра-ной.. Введенное в начале войны чрезвычайное положение было отмене-но. Был упразднен Государственный Комитет Обороны и все функции управления перешли к Совнаркому СССР. Также были упразднены дру-гие чрезвычайные органы, действовавшие в военные годы. Перестаива-лась работа Советов всех уровней. В 1946 году были проведены выборы в местные Советы, которые укрепили Советскую власть на местах и способствовали эффективному осуществлению мероприятий централь-ной власти. Правящая Коммунистическая партия также меняла формы своей работы, осуществив перераспределение коммунистов из военных ор-ганизаций в производственные. Произошли перемены в руководстве страны. После смерти М.И.Калинина в 1946 году Председателем Президиума Верховного Сове-та СССР был избран Н.М.Шверник. Совет Народных Комиссаров - прави-тельство СССР был преобразован в Совет Министров СССР. Его Предсе-дателем был оставлен секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин, занявший этот пост в мае 1941 года. В состав Совета Министров входило 48 союзных ми-нистров. Важным направлением внутренней политики послевоенного времени явилась демобилизация Советских Вооруженных Сил и репатриация советских граждан, угнанных в Германию.. Его важность обусловливалась тем, что дело касалось судеб миллионов людей. В конце войны Совет-ская Армия и Флот насчитывали более 11 млн. человек. Демобилизации первой очереди со второй половины 1945 года подлежали военнослу-жащие 13 возрастов призыва. После капитуляции Японии началась демо-билизация 10 возрастов второй очереди. Кроме того увольнялись лица, имевшие высшее и среднее специальное образование, студенты, учителя, воины, получившие 5 и более ранений, женщины - военнослужащие. В марте 1946 года началась демобилизация третьей очереди. Процесс де-мобилизации в основном завершился в 1948 году. Было демобилизовано 8,5 млн. человек. Уволенные обеспечивались единовременным денежным вознаграждением, бесплатным проездом, питанием в пути следования, полным комплектом обмундирования, им предоставлялась ссуда на строительство домов, работа по специальности с оплатой не ниже, чем до войны. Одновременно проводилась репатриация советских граждан, угнанных в Германию,и военнопленных. В мае 1945 года было заключено соглаше-ние с союзными державами о взаимной репатриации. К январю 1953 года на родину возвратилось 5,5 млн. советских граждан. Примерно 500 тыс. по разным причинам осталось за границей. К началу 50-ых годов из Советского Союза было репатриировано более 4 млн. иностранных граждан, в том числе 2 млн. немецких и 600 тыс. япон-ских военнопленных. период проведения репатриации осуществлялась проверка по выяс-нению причастности к антисоветской деятельности: выявлялись немецкие полицаи, старосты, власовцы, участники карательных акций, пособники фашистов. По архивным данным в течение 1946 года в проверочно-фильтрационных лагерях проходили проверку 228 тыс. репатриантов. Из них было отправлено к месту жительства и передано в промышленность 199 тыс., а 30 тыс. подверглись дальнейшей проверке или были отправ-лены в исправительно-трудовые лагеря. 5 (*) Необходимым направлением перехода к мирной жизни явилась конверсия оборонной промышленности.. Она включала в себя определе-ние новых пропорций между отраслями, перераспределение рабочей силы и кадров, изменение структуры финансирования. Перепрофилировались наркоматы военной промышленности. На базе наркоматов танковой про-мышленности и боеприпасов были созданы наркоматы транспортного и сельскохозяйственного машиностроения. Наркомат среднего машино-строения был преобразован в наркомат автомобильной промышленности, а наркомат минометного вооружения - в наркомат машиностроения и приборостроения. Конверсия промышленности была проведена в рекордно короткие сроки - за 1,5 года. К концу 1946 года перевод промышленности на мирные рель-сы был в основном завершен. Развитие народного хозяйства тормозила ситуация в денежно-финансовой сфере. В 1945 году в обращении находилось в 4 раза больше денег, чем до войны. Инфляция снижала покупательную способность рубля. Поэтому в декабре 1947 года была проведена денежная реформа., быстрая и по-всеместная замена денежных знаков на новые в ограниченных размерах. Одновременно СССР первым в Европе отменил карточную систему и пе-решел к единым госценам. В последующем до1953 года проводилось ежегодное снижение цен на продукты и товары народного потребления. Однако материальное положение советских людей оставалось тяжелым, по уровню жизни Советский Союз заметно -----------------------------------------------------------См: Аргументы и факты. - 1989. - N 45. - С.6 отставал от развитых стран, хотя правительство последовательно проводило меро-приятия по улучшению жизни и быта советских граждан. Наиболее сложной задачей была хозяйственная. В марте 1946 года на первой сессии Верховного Совета СССР 2-ого созыва был принят 4 пяти-летний план восстановления и развития народного хозяйства.. Пяти-летка имела целью восстановление пострадавших районов страны, дос-тижения довоенного уровня промышленного и сельскохозяйственного производства. Основной упор делался на развитие тяжелой промышлен-ности и транспорта. Восстановление разрушенного хозяйства стало величайшим подвигом советского народа, истощенного суровыми испытаниями войны. Оно бы-ло проведено в рекордные (немыслимые, по оценкам западных экспертов) сроки - в течение шести-семи лет. К 1950 году был превышен довоенный уровень в производстве чугуна, стали, угля, нефти, электроэнергии и це-мента. Тракторов было выпущено в 3 раза больше, чем в 1940 году. Однако не удалось преодолеть однобокость в развитии экономики. Сельское хозяйство получало средства на развитие по остаточному прин-ципу. Основные бюджетные ассигнования выделялись на перевооружение армии, флота и создание новых отраслей оборонной промышленности, таких как производство атомного оружия, ракетостроения, создание ре-активной авиации, зенитно-ракетных комплексов и радиолокации. Про-мышленность быстро развивалась, а деревня продолжала бедствовать. С фронта не вернулись наиболее сильные, работоспособные мужчины, большинство которых погибло в боях, было искалечено. Производитель-ные силы деревни были практически разрушены. Если в 1950 году ос-новные производственные фонды промышленности возросли на 41% по сравнению с 1940 годом, то в сельском хозяйстве лишь на 1%. 5 (*) Важным этапом послевоенного развития страны явился -----------------------------------------------------------См: Страна Советов за 50 лет. - С.35. пяти-летний план развития народного хозяйства СССР (1951 1955).. Учиты-вая необходимость создания новой оборонной промышленности, произ-водства новейшего поколения вооружения и военной техники, основой которой стало ракетно-ядерное оружие, в ответ на развертывание в ги-гантских размерах гонки вооружений на Западе, Советское правительст-во было вынуждено главный упор сделать на рост тяжелой индустрии. Какая-либо помощь от Запада исключалась, особенно в условиях пря-мого военного столкновения в период войны в Корее (1950-1953 гг.). В целом объем промышленной продукции должен был возрасти на 70%, а уровень сельскохозяйственного производства на 40-50%. В результате напряженного труда советского народа объем валовой про-мышленной продукции увеличился на 85%. Вошли в строй около 3000 крупных промышленных объектов, в том числе Куйбышевская ГЭС, Че-реповецкий и Орско-Халиловский металлургические комбинаты, Волго-Донской канал, в 1954 году была пущена первая в мире Обнинская атомная электростанция. Повышалось благосостояние народа. За 1946-1950 гг. был введен 201 млн. кв.м. жилья, что почти столько же, сколько за все довоенные пяти-летки, вместе взятые. В 5 пятилетке эти показатели удвоились. Однако плановые задания по развитию сельского хозяйства не были вы-полнены. Эта отрасль народного хозяйства продолжала отставать. В целом первые послевоенные пятилетки представляли собой крупный шаг на пути восстановления и дальнейшего развития народного хозяйст-ва СССР. Вновь проявила себя великая сила российского и всего совет-ского общества - патриотизм и трудовой героизм народных масс. Вместе с тем, жесткая централизация управления, строгая подчиненность огром-ного хозяйственного механизма одному центру сдерживала творческий потенциал масс. Углубилось противоречие между центром и регионами, между жесткой структурой вертикальной подчиненности и демократиче-скими тенденциями. Положение усугублял сложившийся культ личности И.В.Сталина, значительно возросший в годы Великой Отечественной войны. Страна стояла на пороге демократических пере-мен.

5 марта 1953 года умер И.Сталин, со смертью которого завершилась целая эпоха в истории страны. Уже первые действия послесталинского политического руководства во главе с Г.Маленковым отражали попытку выработать новую политиче-скую линию. Решения августовской сессии Верховного Совета СССР (1953 г.) фактически обозначили поворот к социальным программам. Сво-боднее вздохнуло крестьянство, освобожденное от бремени сверхналога и получившее возможность для развития приусадебного хозяйства. Загово-рили о материальном интересе. Менялся и внешнеполитический курс, который определял новый термин - "разрядка". В дальнейшем политическое руководство, которое с сентября 1953 года возглавил Н.С.Хрущев, стремилось ускорить ход экономического разви-тия, при этом предпринимались попытки ввести в действие материальные стимулы. Особое внимание было обращено на развитие сельского хозяй-ства, началось освоение целинных и залежных земель.За 1954-1956 гг. в районах Казахстана, Поволжья, Урала и Сибири было освоено 42 млн. га новых земель, создано 425 зерновых совхозов. В июле 1955 года анализ развития промышленности привел в выводу о необходимости ускорения научно-технического прогресса с учетом разворачивавшейся в мире НТР. В середине 50-ых годов в стране начались важнейшие по литические сдвиги., значительный импульс которым дал ХХ съезд КПСС (февраль 1956 года). Его решения открыли возможности для многих позитивных перемен, социально-экономическим и политическим реформам, которые затронули практически все сферы жизни советского общества. Стали ме-няться прежние подходы во внутренней и внешней политике. К этому времени окрепло международное положение СССР. Со-ветская Армия и Флот были перевооружены ракетно-ядерным оружием, о чем заявил на ХХ съезде КПСС министр обороны Маршал Советского Союза Г.К.Жуков. Возросшая экономическая и оборонная мощь Совет-ского государства и союзных стран поставила под сомнение всю запад-ную политику "с позиции силы". Соотношение противостоящих военно-политических сил приближалось к равновесию, что позволяло пе-реходить от политики глу хой защиты. к разговору на равных. Опираясь на анализ тех изменений, которые произошли в мире в после-военный период, политическим руководством был сделан ряд важней-ших выводов по вопросам международного развития, ставших основой внешнеполитической деятельности Советского государства. Во-первых, применительно к новым условиям были рассмотрены идеи по-литики мирного сосуществования государств с различным социальным строем. Эта политика стала рассматриваться как долговременная. Во-вторых, был сделан вывод о возможности предотвращения мировой войны, что фатальной неизбежности ядерной войны нет. В-третьих, важное значение имел и сформулированный тогда же вывод о расширении возможностей для перехода народов различных стран к со-циализму. Эти выводы характерны тем, что они демонстрировали отказ от некоторых устоявшихся в течении десятилетий представлений о враждебности окру-жающего мира, которые перестали отвечать новым историческим реально-стям. Следуя обновленным подходам к мировым процессам, во второй поло-вине 50-ых - начале 60-ых годов политическим руководством были пред-приняты внешнеполитические акции., которые, к сожалению не всегда были последовательны, но тем не менее отражали изменившуюся в мире ситуацию и противоречивость международной обстановки. В 1955 году восстанавливаются отношения с Югославией, тогда же были установлены дипломатические отношения с ФРГ. По соглашению с КНР и Финляндией Советский Союз ликвидировал военные базы в Порт-Артуре (КНР,1955 г.) и в Поркалла-Удд (Финляндия,1956 г.). Пред-принимаются новые шаги в области разоружения: Советская Армия бы-ла сокращена на 2,5 млн. человек, уменьшены расходы на оборону. В 1958 году СССР в одностороннем порядке прекратил испытания ядерного ору-жия, а в 1963 году СССР, США и Англия подписали Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия на земле, под водой и в кос-мосе. В эти же годы Советский Союз оказал активную помощь нацио-нально-освободительному движению, предотвратив агрессию против Египта и Кубы, само советское общество становилось более открытым. Противоречивость международной обстановки этого времени проявилась в том, что в 1954 году ФРГ вступила в НАТО, на ее территории стало раз-мещаться ядерное оружие. В ответ на это СССР и союзные страны в мае 1955 года создали Организацию Варшавского Договора. Блоковое противостояние усилилось. В октябре 1956 года произошли антиправи-тельственные выступления в Венгрии, которые привели к вводу советских войск в эту страну. В 1961 году возникла кризисная ситуация в Цен-тральной Европе, связанная с усилением подрывной деятельности про-тив ГДР. Тогда была построена берлинская стена, ставшая символом по-литического разделения мира на Восток и Запад. В этом же году была совершена агрессия против революционной Кубы. В октябре 1962 года возник карибский кризис, в результате которого мир был поставлен на грань ядерной катастрофы. В итоге интенсивных контактов между руко-водством СССР и США кризис был преодолен. Верх взяло благоразумие. Следует заметить, что накопление атомного оружия постепенно подводило политических деятелей в мире к пониманию необходимости отхода от во-енного противостояния и политики "холодной войны". Вместе с тем, в стратегическом плане мирового развития политическое руководство веду-щих капиталистических стран и СССР оставалось на старых позициях. Крупную негативную роль для СССР сыграл раскол между Коммуни-стической партией Китая и КПСС, который с 1961 года привел к разрыву политических и экономических связей между СССР и Китаем, к кон-фронтации вплоть до враждебности с этой великой страной Азии. К середине 50-ых годов многое изменилось и в жизни со ветского обще-ства.. Оно вышло на новые рубежи своего развития. Однако дальнейшее его развитие объективно требовало проведения преобразований в поли-тической и социально-экономической сферах. Процесс обновления начался прежде всего с обновления демократиче-ских основ деятельности Коммунистической партии и осуждения культа личности Сталина. Критика и осуждение культа личности Сталина прозвучали с трибуны ХХ съезда КПСС в докладе, с которым выступил Н.С.Хрущев. В целом была дана открытая и принципиальная критика культа лично-сти Салина и его последствий. В этой критике признавались злоупот-ребления властью, грубые искажения ленинских принципов социализма, попирание демократии, вопиющие факты беззакония и произвола. 30 июня 1956 года было принято постановление ЦК КПСС "О преодоле-нии культа личности и его последствий", которое сыграло важнуюроль в утверждении демократических принципов в стране и партии. Политическая система нуждалась в коренной перестройке в связи с но-вой политической обстановкой. Однако продолжали сохраняться автори-тарные, волюнтаристские методы управления. Н.С.Хрущев вместе с по-стом Первого секретаря ЦК КПСС принял на себя также пост главы пра-вительства, Председателя Совета Министров СССР. Действия политического руководства, которое возглавлял Н.С.Хрущев,не вызвали глубоких перемен в политической жизни и в социальной психо-логии народных масс. Практически оказались незатронутыми и старые общественные структуры: власть, экономические отношения, управле-ние, судопроизводство и пра во, место партии в обществе и т.д. Вместе с тем, после развенчания культа личности Сталина и осуществле-ния некоторых демократических преобразований, полная реставрация порядков старого режима была уже невозможной. Но командно-административная система сохранилась, правда, уже в несколько смяг-ченном виде. Это проявилось в рецидивах применения осужденных методов сталинского руководства обществом, в том числе гонении на творческую интеллигенцию, применение силы к выступлениям протеста со стороны рабочих (Новочеркасск,1962 г.), в нарушении принципов внут-рипартийной демократии, коллективности руководства. Попытки демократизировать общественную жизнь должны были найти адекватное продолжение в экономике. Послевоенный восстановительный период закончился - об этом свидетельствовали показатели развития на-родного хозяйства, известные успехи в области науки и техники: 1954 г. - первая в мире АЭС, 1956 г. - атомный ледокол "Ленин", реактивный пас-сажирский самолет ТУ-104, 1957 г. - запуск в космос спутника, 1961 г. - первый в мире полет советского человека в космическое пространст-во. Имелись крупные достижения в области физики, математики, но со-хранилось отставание в области ЭВМ, генетики, сельскохозяйственных на-ук, кибернетики, химии. Окрепнувшая экономика позволила решать и социальные вопросы: принимается закон о пенсиях, увеличивается продолжительность декрет-ных отпусков для женщин, отменяется плата за обучение в старших клас-сах школ и вузах, вводится обязательное восьмилетнее обучение в школах, осуществлен перевод рабочих на шести- и семи-часовой рабочий день, широко развертывается жилищное строительство на основе индустриаль-ных методов, расширяются права союзных республик, восстанавливаются права репрессированных в годы войны народов: чеченцев, ингушей, ка-рачаевцев, калмыков. Экономическая перестройка второй половины 50-х годов по замыслу, бы-ла призвана решить проблему демократизации управ ления.: расширить хозяйственные права союзных республик путем передачи в их ведение вопросов, которые раньше решались в центре, приблизить управление к "местам", выработать новый хозяйственный механизм, сократить управ-ленческий аппарат и др. И объективно и субъективно реформа была направлена на модерниза-цию громоздкой командно-административной системы управления эко-номикой. В 1957 году были упразднены отраслевые министерства и осуществлен переход на территориальный принцип управления. Страна была разде-лена на 105 экономических районов, созданы совнархозы, что на первое время способствовало развитию местной инициативы и дало положи-тельные результаты. Однако уже через короткий период выявилось влия-ние негативных тенденций новой системы управления: быстро расло ме-стничество, бумаготворчество, терялась отраслевая перспектива развития и единая научно-техническая политика. Поиски причин сбоев экономической реформы привели к возврату к методам нажима и диктата. В действиях политического руководства страны по проведению преобра-зований все больше ощущалась непоследовательность. Были допущены и ошибки в определении перспектив развития советского общества. Анализ объективных изменений, которые произошли в мире и внутри страны привели политическое руководство к выводу, сделанному на ХХI съезде КПСС (январь-февраль 1959 г.), о полной и окончательной побе-де социализма в СССР. Это положение трактовалось как завершение строительства в СССР первой фазы коммунистической формации - со-циализма и вступлении страны в новый исторический период развития - в период развернутого строительства коммунизма. При этом решение задач строительства коммунизма мыслилось главным образом в рамках уже существовавших форм политической и экономиче-ской организации общества. Какие-либо новые формы его организации предложены не были. В октябре 1961 года на ХХII съезде КПСС была принята третья Про-грамма партии, в которой ставилась задача строительства коммунистиче-ского общества, на что отводилось 20 лет. Такие сроки явились резуль-татом поспешных умозрительных выводов, основанных на волюнтаризме. Жизнь, вместе с тем, все более настоятельно требовала отказа от умо-зрительных представлений о перспективах общественного развития, власт-но диктовала необходимость творческого анализа состояния дел в общест-ве и принятия адекватных практических шагов. Однако вместо коренных преобразований политических и экономиче-ских отношений,принципиального пересмотра основ научно-технической политики руководство страны упорно предлагало различные варианты ре-организации партийного и государственного аппарата. Венцом этих реорганизаций явилось разделение в ноябре 1962 года пар-тийных и советских органов по производственному принципу, на про-мышленные и сельскохозяйственные. Абсурдность этих решений показы-вала, что реорганизаторская деятельность зашла в тупик. Реформа хозяйственной системы во многом оказалась формальной. Хо-зяйственный механизм не обновился и продолжал работать, ориентируясь на количественные показатели. Авторитарно-командные отношения в эко-номике оказались незатронутыми. Повышения темпов роста промышлен-ного производства не произошло. Более того, новые капитальные вложе-ния давали все меньшую отдачу. Развитие научно-технического прогрес-са замедлилось. Особенно заметное отставание наблюдалось в сельском хозяйстве. Многочисленные планы подъема сельскохозяйственного производства оставались нереальными. Более того, по отношению к сельскому хозяйст-ву во второй половине 50-х годов стали проявляться рецидивы старых подходов, то есть изъятие средств из этой отрасли на иные нужды, в том числе было принято решение о ликвидации МТС и продаже сельскохозяй-ственной техники колхозам по высоким ценам, о сокращении приусадеб-ных участков и части домашнего скота, обложении крестьян высокими налогами и др. В первой половине 60-х годов ежегодно рассматривались проблемы развития сельского хозяйства. Однако ситуация в этой отрасли продолжала ухудшаться. Критическим стал 1963 год, когда производ-ство зерна было ниже уровня 1913 года. Закончилось дело тем, что стра-на стала делать массовые закупки зерна за рубежом. Жизнь диктовала проведение коренных преобразований во всем народ-ном хозяйстве с учетом требований научно-технической революции. Раз-витые капиталистические страны на основе НТР начали осуществлять переход на интенсивный путь развития. Наша страна продолжала ориен-тироваться на экстенсивный путь и на количественные показатели. Таким образом, многообещающие реформы, начатые во второй половине 50-х годов не состоялись. Они сошли постепенно на нет и уступили ме-сто прежним методам руководства и управления. Вторая половина 50-х и начало 60-х годов прошла под знаком борьбы демократической и бюрократической тенденций в развитии общественной жизни. В конце этого периода в результате ошибок руководства демокра-тическая тенденция стала ослабевать, что впоследствии послужило прямой предпосылкой для укрепления позиций командно-административной сис-темы. Одним из результов неосуществившихся преобразований второй поло-вины 50-х - начала 60-х годов явилась отставка Н.С.Хрущева. В октябре 1964 года неожиданно прозвучало сообщение о том, что вне-очередной Пленум ЦК КПСС удовлетворил просьбу Хрущева об осво-бождении его от обязанностей 1-го секретаря ЦК КПСС, члена Президи-ум ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в связи с пре-клонным возрастом и ухудшением состояния здоровья. На Пленуме ЦК в докладе, с которым выступил М.А.Суслов, Н.С.Хрущев обвинялся в волюнтаризме, субъективизме, некомптентности руководства, грубости, личной нескромности и т.д. Первым секретарем ЦК КПСС на Пленуме был избран Л.И.Брежнев, а на пост Председателя Совета Министров СССР был рекомендован А.Н.Косыгин. Кроме того, было признано целесообразным не соединять в одном лице должности 1-го секретаря ЦК КПСС и Председателя СМ СССР. Освобождение Н.С.Хрущева от первых должностей в партии и государстве подвело черту под одним из наиболее значительных и непро-стых периодов в истории нашей страны. Именно тогда была предпринята существенная попытка определить и реа-лизовать новый политический курс страны. Именно тогда советское обще-ство вдохнуло воздух обновления, жило в атмосфере оттепели, пережива-ло переломный момент. В этот период в области международной. сохранились позиции Советско-го Союза как одной из великих держав мира. Не удались попытки дик-тата США в мировой политике, Советский Союз успешно противостоял им в различных районах земного шара, в значительной мере способство-вал крушению колониальной системы путем поддержки национально-освободительного движения. В области экономической. наша страна сделала новый крупный шаг впе-ред, сохранив позиции второй в мире промышленной державы. В 1960 году в результате успешной реализации трех послевоенных пятилеток основные производственные фонды возросли по сравнению с 1940 годом в 3,3 раза. Произведенный национальный доход увеличился в 4,4 раза, производительность общественного труда в народном хозяйстве повыси-лась в 4 раза. Крупные сдвиги произошли в области социальной.. Значительно выросли реальные доходы населения, улучшились жилищно-бытовыеНародное хозяйство СССР за 70 лет. - С.48. условия людей. Только за период с 1950 по 1966 гг. получили квартиры в новых домах или улучшили свои жилищные условия 155 млн. ч. Значи-тельно возрос научно-образовательный потенциал страны. Но, пожалуй, самыми существенными явились достижения в военной области.. Несмотря на огромные трудности, нехватку средств, было про-ведено полное перевооружение армии на новое ракетно-ядерное оружие, реактивную авиацию и артиллерию. Пехота как род войск изжила себя. Ее заменили механизированные войска. Главным итогом военной политики Советского государства явился срыв планов развязывания ми-ровой термоядерной войны, обеспечение мирных условий экономиче-ского строительства. Не все проводимые преобразования оказались удачными. Многие экс-перименты структурного плана в народном хозяйстве показали свою не-состоятельность, страна оказалась не готовой к глубинным перестроеч-ным процессам в области политической, экономической и духовной. В значительной степени сказывались еще последствия разрушительной вой-ны, отставание в области научно-технического прогресса, тяжелое бре-мя гонки вооружений и "холодная война". Необходимы были новые ре-формы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: