double arrow

Реформы Н.С.Хрущева 4 страница


Трудности и проблемы социально-экономического развития СССР

Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание механизма торможения стали предметом острой научной дискуссии, им посвящены публикации в периодической печати, специальные статьи. Историки совершенно справедливо выделяют 70 - первую половину 80-х годов в особый этап развития нашего общества. Период 70-х-первой половины 80-х годов, связанный с именем руково-дителя партии и страны Л.И.Брежнева получил определение как застойно-го. Анализ причин тех трудностей, с которыми наша страна столкнулась в эти годы, поможет нам понять причины последовавшего затем глубокого кризиса советского общества и социалистического общественного строя. 1.Трудности и проблемы социально-экономического развития СССР. В сфере экономики в 60-80-е годы были предприняты попытки прове-дения одной из самых крупных экономических реформ. Реформа хозяй-ственного механизма была подготовлена и проработана еще в хрущевское время, но была реализована при Брежневе. Начало реформе положили решения мартовского и сентябрьского Пле-нумов ЦК КПСС 1965 года. Мартовский пленум сосредоточил внимание на механизмах управления сельским хозяйством, которое пыта-лись реформировать на основе увеличения материальной заинтересованно-сти колхозников и работников совхозов в росте производства. Снижался план обязательных закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет. Сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным це-нам. Снимались ограничения с личных подсобных хозяйств, введенные при Хрущеве. Но вскоре проявилась ограниченность намеченных механиз-мов стимулирования, в частности, тенденция к занижению объемов пла-новых поставок сельскохозяйственной продукции. Важное значение в контексте хозяйственной реформы имели решения сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, которые были конкретизиро-ваны в совместных постановлениях ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 года "Об улучшении управления промышлен-ностью" и от 4 октября 1965 года "О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства". Инициатором хозяйственных реформ был крупный политический деятель, председатель Совета министров СССР А.Н.Косыгин. Суть реформы мыс-лилась как сочетание комплекса мер, призванных усилить экономические рычаги, расширить самостоятельность хозрасчетного звена (предприятия или организации), усовершенствовать централизованное планирование. Предполагалось, в частности: 1) сокращение числа директивных пла-новых показателей, замена валовой продукции как основного планового и оценочного показателя объемов реализации; 2) укрепление хозрас-чета предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли; 3) перестройка системы ценообразования, которая заменяла политику поддержания низких оптовых цен политикой установления цен на уровне, обеспечивающем работу предприятий на началах хозрасчета (в 1966 - 1967 гг. была осуществлена реформа оптовых цен в промышленности). 4) восстановление отраслевого принципа управления промышленностью. Исходной идеей реформы была потребность в децентрализации. Оставля-лось пять директивно планируемых показателей, среди которых объем реализации продукции, основная номенклатура, фонд заработанной пла-ты, прибыль и рентабельность, взаимоотношения с бюджетом. Однако административная обязанность заданий даже при этих чисто эко-номических показателях должна была сохраниться. Однако реформа не меняла основ командно-административной системы управления и была направлена лишь на ограничение пользования пре-имущественно административных методов в сочетании их с некоторыми экономическими рычагами. Первые годы реформы дали положитель-ные результаты. Если среднегодовые темпы прироста национального до-хода и валового общественного продукта составили в 1961-1965 годах 6,5 процентов, то в 1966-1970 годах - 7,8 и 7,4 процента соответственно. Прирост валовой продукции сельского хозяйства составил в 1961-1965 годах 2,2 процента, а в 1966-1970 годах - 3,9 процента. 5 (*) Уже в 1966-67 годах стали проявляться негативные стороны реформы, причинами которых были прежде всего ее сущностная непоследователь-ность, ее половинчатость. Главным недостатком было то, что интересы общества и предприятия стали все больше и больше расходиться. Пред-приятию было выгодно выпускать однотипную продукцию по макси-мально высоким ценам. Это стало приводить к сбоям в работе всего хо-зяйственного механизма страны и могло привести к быстрому и глубо-кому экономическому кризису. Чтобы избежать его, руководство страны приняло решение вернуться к проверенной жесткой администра-тивной структуре при детальном планировании номенклатурной продук-ции и других показателей с ограничением прав предприятий. В начале 70-х годов от реформы практически полностью отказались, валовые пока-затели стали вновь играть ведущее место в экономической жизни. Реформа 1965 года предусматривала дальнейшее развитие сельского хо-зяйства. Ее важным решением было принятие Примерного Устава колхо-зов в ноябре 1969 года. Он расширял хозяйственную самостоятельность колхозов, сохранил за колхозниками право на подсобное хозяйство, при-усадебный участок, личный скот и птицу. Экономика страны в 60-80-е годы характеризовалась ещё -----------------------------------------------------------Народное хозяйство СССР за 70 лет. - С.51. достаточно высокими темпами роста. Несмотря на всю половинчатость и недостаточность реформы 1965 года она несколько задержала темпы падения производства, но с начала 70-х годов они стали снижаться. Если прирост национального дохода в 1967-1970 годах составлял в сред-нем за год 7,8 процента ,то в 1971-1975 -6,3, 1976-1980 -4,2, 1981-1985 -3,5 процента. Следует подчеркнуть, что в эти годы существовало понимание необходи-мости эффективнее использовать экономические законы социализма, усилить внимание к вопросам интенсификации производства, ускорения научно-технического прогресса. В рассматриваемый период принимались правильные решения о необхо-димости смещения акцентов в экономической политике посредством перенесения центра тяжести с количественных показателей на качествен-ные, с волевых методов управления на экономические. В 70-80-х годах в качестве важнейшего элемента экономической политики выдвигалось на первый план развитие науки и техники, внедрение их результатов в практику. Затраты на развитие науки и техники в эти годы выросли более чем в три раза, численность научных работников увели-чилась вдвое. На рубеже 60-70-х годов были созданы научно-производственные объединения (НПО), которых в 1985 году насчитыва-лось 250. Они были специально предназначены для создания новейших образцов техники. Однако ведущую роль играли разработки для оборо-ны, в силу того, что страна была втянута в широкомасштабную гонку вооружений. Гражданские предприятия не давали должного эффекта. Машиностроение развивалось на среднем уровне всей индустрии. А по производству и использованию в народном хозяйстве новейшего элек-тронного оборудования как решающего условия научно-технического прогресса, мы значительно отставали от США и других европейский стран. XXV съезд КПСС определил 10 пятилетку (1976 - 1980 гг.) как "пятилетку эффективности и качества". Однако, в действительности-----------------------------------------------------------Народное хозяйство СССР за 70 лет. - С.51. 10 пятилетка таковой не стала. Промышленность, сельское хозяйство, строительство в девятой, десятой и одиннадцатой пятилетках с планами не справились. Причем по важнейшим показателям итоги второй половины 70-х годов были значительно ниже, чем в начале десятилетия. Это при-знавалось на самом высоком уровне. Реформы 1965-1970гг. при всей своей ограниченности и непоследова-тельности оказали значительное позитивное воздействие на народное хозяйство страны. Пройденный период знаменовался новыми крупными успехами в области экономики и социально-культурной жиз-ни. За 1961-1985 гг. валовый общественный продукт вырос на 387 процен-тов, так же вырос национальный доход. Это означало, что страна стала производить в 4 раза больше продукции, чем 25 лет назад. Продукция промышленности за это время увеличилась на 485 процентов, продукция сельского хозяйства -на 171 процент. 5 (*) Крупные структурные изменения характеризовали развитие народного хозяйства. В стране сложился единый народнохозяйственный комплекс, включающий единые энергосистему, транспортную сеть, систему связи. За эти годы было построено более 9 тысяч новых промышленных предпри-ятий, в том числе таких гигантов как Атоммаш, КамАЗ, введены в строй крупнейшие в мире Красноярская, Братская ГЭС, Канско-Ачинский и Экибастузский топливно-энергетические комплексы. В мировом экономическом развитии Советский Союз твердо занимал второе место в мире и первое место в Европе, выпуская более 20 процен-тов мировой промышленной продукции.К 1985 году наша страна вышла на первое место в мире по производству чугуна, стали, минеральных удоб-рений, добыче нефти и газа. Общий уровень промышленности по отно-шению к США увеличился с 50 процентов в 1960 году до 80 процентов в 1985 году. Значительно выросло благосостояние советских людей. За годы с 1961 по 1985 было построено 34 млн. новых квартир,что ----------------------------------------------------------- 5* 0 4Народное хозяйство СССР за 70 лет. - С.49. позволило улучшить жилищные условия населения. Реальные доходы вы-росли за этот период в 2,5 раза, при этом сохранялись стабильные и низ-кие цены на товары народного потребления. Новый шаг сделала страна в области науки и культуры. Был осуществ-лен переход ко всеобщему среднему образованию. Вчетверо выросло число лиц, окончивших вузы, в 4,5 раза увеличилась численность научных работников, достигнув 1,5 млн. человек (в 1913 году в России насчитыва-лось 11,6 тыс. научных работников. 5 (*) В общем и целом этот период явился периодом наибольших достижений Советского государства в области экономики, социальной и научной жиз-ни. Национальное богатство страны, несмотря на тяжелые испытания, выросло по сравнению с 1913 годом почти в 50 раз. Великий русский и многонациональный советский народ мог гордиться этими достижениями. Однако со второй половины 70-х годов стали все более ощутимыми при-знаки экономического кризиса, проявилась неспособность политического руководства реагировать на динамично меняющиеся обстоятельства. Серьезную тревогу вызывал разрыв между приростом мощностей и невы-соким уровнем отдачи капитальных вложений. Положение особенно ухудшилось во второй половине 70-х годов. Наряду с внедрением новой техники нормой стали "долгострой", непол-ное освоение нового оборудования, медлительность в достижении проект-ных показателей. Срок окупаемости капитальных вложений в про-мышленности вырос с пяти лет в 1980 году до 11 лет в 1975 году, а к концу 70-х годов он уже втрое превышал допустимые нормативы. Падение темпов экономического роста принимало затяжной характер. Производительность труда на советских предприятиях оставалась ниже уровня развитых стран. Если в 1966-1970 г. годовой прирост производи-тельности труда составлял 6,8 про----------------------------------------------------------- 5* 0 4См: Народное хозяйство СССР за 70 лет. - С.64; Мы и пла-не 4та: Цифры и факты. - 5-е изд.,доп. - М.:1982. - С.67. цента, то в 1981-1985 - всего 3,1 процента, то есть снизился в два раза. 5 (*) Большой урон народному хозяйству наносили потери в промышленности и сельско-хозяйственном производстве, потери при хранении и перевозке готовой продукции. Велики были потери и в сельском хозяйстве. Потери при транспортиро-вании крупного рогатого скота составляли 3-12 %, свиней - до 11%. В поле на элеваторах и при транспортировке терялось до 30% урожая. Зна-чительный урон сельскому хозяйству нанесла жестокая засуха 1975 года, когда сбор зерна уменьшился на 40 млн. тонн по сравнению со сред-негодовым сбором предыдущего пятилетия, сократилось поголовье скота. В мае 1982 года была принята продовольственная программа, которая представляла собой систему мер, охватывающих все основные стороны агропромышленного комплекса. Однако негативная тенденция не была сломлена. Негативные процессы отражались и на социальной сфере. Медленно улучшались жилищные условия, все чащи стали возникать проблемы в продовольственном снабжении, организации транспорта, медицинского обслуживания, образования. Но несмотря на негативные явления в эконо-мике уровень жизни в СССР все еще повышался до середины 70-х годов, а затем более чем пятилетие не снижался. Росла заработанная плата ос-новные категорий трудящихся, прежде всего низкоквалифицированных, увеличились общественные фонды потребления, делались серьезные, правда недостаточные, финансовые инвестиции в медицину, образование, спорт, отдых Снабжение населения продуктами питания и изделиями лёгкой промыш-ленности достигло своего максимума.Граждане страны с определенными трудностями, но все-таки удовлетворяли свои потребности в товарах ши-рокого ассортимента. На полках магазинов всегда был выбор необходимых вещей. Главная проблема была не в отсутствии товаров,а в их низком ка-честве, поэтому ----------------------------------------------------------- 5* 0 4Народное хозяйство СССР за 70 лет. - С.51. покупатели старались заку-пить импортные вещи и даже продукты питания. Реально жизненный уро-вень стал падать лишь с начала 80-х годов. Таким образом, застойные явления в экономике и социальной жизни, уси-лившиеся в 70-х годах, к середине 80-х годов подвели страну к предкри-зисной ситуации. Каковы признаки этого явления? В экономической области: - тенденция к замедлению роста основных показателей развития народного хозяйства; - отставание в научно-техническом и технологическом процессе от передовых капиталистических стран; - неэффективное использование материальных и трудовых ре-сурсов и задержка перехода к интенсивным методам производства; - инфляционные процессы, товарный дефицит, огромный отложенный спрос. В социальной области: - остаточный принцип выделения средств на социальные нужды; - преобладание уравнительности в распределении и систематическое нарушение социалистического принципа распределения по труду; - нарастание таких негативных явлений, как пьянство, ал-коголизм, спекуляция, коррупция. В политической области: - неспособность руководства страны оце-нить назревшие перемены и принять адекватные меры; - бюрократизация управленческого аппарата, волюнтаристические способы принятия решений и проведения их в жизнь; - отсутствие гласности по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни; - пас-сивность и апатия масс, значительная утрата ими доверия к традиционным политическим институтам. В духовной области: - отрыв теории, идеологической работы от жиз-ни, формализм пропаганды и агитации; - застой в обществоведении, ли-тературе, искусстве; - широкое распространение потребительской пси-хологии. Возникновение предкризисного состояния нашего общества можно объ-яснить как объективными, так и субъективными причинами. К объектив-ным относятся особенности развития нашей страны в 70-е годы. Здесь свою роль сыграла сложная демографическая ситуация, удаление источни-ков сырья и энергоносителей от традиционных районов их использова-ния, обострение экономических проблем, неблагополучная мировая эко-номическая коньюктура, возраставшее бремя расходов на поддержание военно-стратегического паритета и на помощь союзникам. В этой связи стоит обратить внимание на то, что доля СССР в рамках Варшавского договора составляла 90% совокупных расходов и лишь 10% приходи-лось на долю союзников ( для сравнения: в рамках НАТО расходы США составляют 54%). Особенности и итоги предыдущих лет развития страны также способство-вали складыванию предкризисного состояния. Такие процессы, как, на-пример, чрезмерная централизация управления экономикой, огосударст-вление кооперативной формы собственности обозначались и набрали силу гораздо раньше. Но в 70-е годы, вместе с ростом масштабов производ-ства они стали проявляться более отчетливо. Диагноз положения, в котором оказалось развитие нашего общества - за-стой. По сути дела возникла целая система ослабления инструментов вла-сти, образовался своего рода механизм торможения социально-экономического развития. Понятие "механизм торможения" помогает понять причины застойных явлений в жизни общества. Механизм торможения - это совокупность застойных явлений во всех сфе-рах жизни нашего общества: в политической, экономической, социаль-ной, духовной, международной. Механизм торможения есть следствие, а точнее проявление противоречий между производительными силами и производственными отношениями. В складывании механизма торможения значительную роль играл субъективный фактор. В 70-е - начале 80-х годов партийно-государственное руководство оказалось непод-готовленным активно и эффективно противостоять нараставшим нега-тивным явлениям во всех областях жизни страны.






Международная военно-политическая конфронтация и ее последствия для СССР

Внешнеполитическая деятельность в 70-х - первой половине 80-х годов была направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий для развития общества, на формирование и утверждение нового типа между-народных отношений, устранение угрозы войны. Однако атмосфера "за-стоя" сказалась и здесь. Были не только успехи и достижения, но и серь-езные просчеты. Советская внешняя политика осуществлялась по следующим основным направлениям; - развитие отношений с социалистическими странами; - поддержание отношений с развитыми капиталистическими странами; - укрепление отношений со странами "третьего мира" - развивающимися государствами; - борьба за предотвращение мировой войны, сдержи-вание агрессивных устремлений НАТО и США. Отличительной особенностью взаимоотношений СССР с социалистиче-скими странами было то, что все большее значение приобретало эко-номическое сотрудничество и политические консультации. Наиболее от-четливо это проявилось в деятельности Совета Экономической Взаимо-помощи (СЭВ), основной задачей которого было дополнить политиче-ское сотрудничество экономической интеграцией. В этот период были достигнуты успехи в сотрудничестве социалистиче-ских стран. В 1971 году СЭВом была принята комплексная программа уг-лубления сотрудничества, рассчитанная на 15 - 20 лет. Одним из основ-ных направлений было обеспечение восточноевропейских стран деше-выми энергоносителями и сырьем.Крупными совместными экономически-ми проектами были строительство нефтепровода "Дружба" и газопровода "Союз" , космическая программа "Интеркосмос" , строительство промыш-ленных предприятий в разных странах.Советский Союз поставил в вос-точноевропейские страны в 1965 г. 8,3 млн.т нефти, в 1975 г. - около 50 млн., а к началу 80-х - 508 млн.т. Причем цена на нефть была значительно ниже мировой. Не менее активно шло сотрудничество и в рамках Организации Варшав-ского Договора (ОВД). Практически ежегодно в 70 - 80-е годы проводи-лись общие военные маневры на территории ряда стран, в основном СССР, Польши и ГДР. С 1969 года в рамках ОВД действовал Полити-ческий консультативный Комитет министров обороны. Вместе с общим позитивным процессом развития сотрудничества в неко-торых странах возникали кризисные ситуации. Такая ситуация, ставившая под угрозу политическую систему, возникла в Чехославакии. Ответом был ввод советских, немецких, болгарских и польских войск в 1968 году и подавление враждебных сил. Драматично развивались события в Польше. С кризисом начала 70-х годов польскому руководству удалось справиться самому. Однако в начале 80-х антиправительственная борьба в стране развернулась с новой силой. Бла-годаря экономической и политической помощи из СССР, польскому ру-ководству удалось сохранить ситуацию под контролем, причем 13 декабря 1981 года в стране было введено военное положение. Во главе Польской объединенной рабочей партии был поставлен генерал Ярузельский. Это прекратило забастовки и нарастание социальной нестабильности. Наряду с социалистическими странами, которые входили в ОВД и СЭВ, существовали социалистические государства, проводившие независимый внешнеполитический курс. С одними СССР поддерживал добрососед-ские отношения, с другими находился в конфронтации. Укрепились свя-зи с Югославией. На протяжении всех 60-х, 70-х и 80-х годов югослав-ское и советское правительства проводили в отношении друг друга поли-тику сдержанного сотрудничества. Наряду с усиленными экономическими связями политическое взаимодействие было крайне незначительно. Осо-бую позицию занимала Румыния. Руководство страны во главе с Чауше-ску пыталось проводить независимый внешнеполитический курс, однако в целом как внутренняя, так и внешняя политика государства соответст-вовала принципам социализма. Отношения же СССР с Китаем, а также с Албанией были серьезно по-дорваны. Советско-албанские отношения были прерваны еще в 1961 году. В жесткой конфронтации СССР находился с Китайской Народной Рес-публикой. Обострение отношений между ними началось еще в конце 50-х годов, а в середине 60-х годов, с началом "культурной революции", китайское руководство намеренно пошло на резкое ухудшение отношений с СССР. В 1965-1966 годах из страны выехали почти все советские граж-дане, прекратились какие-либо экономические, культурные и тем более политические контакты. В 1969 году на советско-китайской границе про-изошли вооруженные столкновения в районах острова Даманский (Даль-ний Восток) и Семипалатинске (Средняя Азия). На протяжении 70-х го-дов Китайская Народная Республика фактически рассматривалась как потенциальный противник. Лишь после смерти Мао Цзэдуна в 1976 го-ду и смерти Л.И.Брежнева в 1982 году отношения между двумя странами стали улучшаться. Отношения с развитыми капиталистическими странами носили противоре-чивый, но в целом конструктивный характер. Во второй половине 60-х годов началась"разрядка" во взаимоотношениях СССР и Франции. Прези-дент Франции Шарль де Гопль посетил Москву летом 1966 года. В 1966 - 1970 гг. визиты французских и советских министров иностранных дел и глав правительств были продолжены. С этого времени стали быстро раз-виваться советско - французские экономические связи. Новый прези-дент Франции Ж.Помпиду и Л.И. Брежнев подписали в октябре 1971 года документ "Принципы сотрудничества между СССР и Францией". Улучшились отношения Советского Союза с Федеративной Республи-кой Германии. Осенью 1969 года на выборах в Бундестаг победу одержала СДПГ. Новое руководство страны заявило о нерушимости послевоенных границ в Европе и де-факто признало существование ГДР. Все это послу-жило основой заключения мирного договора между ФРГ и СССР в августе 1972 года. В этом договоре были признаны нерушимыми западные гра-ницы Польши и граница между ГДР и ФРГ. В последующие годы поли-тические и экономические отношения двух стран развивались достаточ-но стабильно. Во второй половине 70-х годов ФРГ превратилась в одно-го из основных внешнеэкономических партнеров Советского Союза. Аналогично развивались отношения СССР с большинством европей-ских и неевропейских капиталистических стран. Наиболее натянутыми на протяжении всего периода они были с Великобританией и Японией. Лишь после победы лейбористов в Англии в 1974 году начался процесс улучшения англо-советских политических и экономических от-ношений. Несмотря на то, что экономических связи СССР и Японии бы-ли достаточно успешными, внешнеполитические отношения оставались на весьма низком уровне. СССР не заключил с Японией мирного дого-вора и, следовательно, с формальной точки зрения находился с ней в со-стоянии войны. Основная причина заключалась в том, что Япония требо-вала возвращения четырех островов Южно-Курильской гряды, которые СССР получил после второй мировой войны и отказался вести переговоры по этому вопросу. Особым образом развивались отношения между СССР и США, самыми крупными промышленными и военными державами. После второй мировой войны международные события так или иначе были связаны с противостоянием великих держав. Соединенные Штаты, проводя политику гегемонии в мировых делах, встречали противодейст-вие Советского Союза. Так было в Корейской войне 1950-1953 гг., так происходило и в период войны США во Вьетнаме в 60 - 70-е годы. мае 1972 года в Москву прибыл президент США Р.Никсон. В результа-те этого визита были подписаны соглашения об ограничении стратегиче-ских вооружений (ОСВ-1), устанавливались количественные ограниче-ния на строительство противоракетной обороны, межконтинентальных ракет наземного базирования и на подводных лодках. В 1973 - 1976 гг. страны обменялись визитами руководителей государств, на которых обсу-ждались военные, политические и экономические вопросы. Пиком "разрядки", как называли процесс 70-х годов политические деяте-ли, было состоявшееся в столице Финляндии Хельсинки Совещание по сотрудничеству и безопасности в Европе. Работа по подготовке совеща-ния проходила в Хельсинки с 1973 по 1975 г. В июле-августе 1975 г. был подписан Заключительный акт совещания,в котором приняли участие гла-вы 33 европейских государств, а также США и Канады.Этот акт зафикси-ровал и узаконил политико-военное и социально-экономическое положе-ние, которое сложилось в послевоенной Европе и мире. Однако с начала 80-х годов произошло резкое ухудшение отношений СССР с Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО. Новый пре-зидент США Р.Рейган объявил СССР "империей зла" и провозгласил "крестовый поход" против коммунизма. Наиболее ярким проявлением ухудшения отношений Запад-Восток бы-ли отказ американского Сената ратифицировать договор о дальнейшим ограничении гонки вооружений ОСВ-2 (подписанный в Вене в июне 1979 года) и "двойное решение" НАТО о размещении в Западной Европе американских ракет средней дальности. В начале 80-х годов практически прекратились конструктивные контакты с западными странами. США даже ввели в 1980 году эмбарго на поставки зерна в СССР. В средствах массовой пропаганды социалистических и ка-питалистических стран возобладали термины периода "холодной войны". Нагнетание обстановки происходило всю первую половину 80-х годов, и сопровождалось форсированной гонкой вооружений. Важным направлением внешней политики Советского Союза было укре-пление позиций в странах "третьего мира", развитие экономического, по-литического и военного сотрудничества. Победа Вьетнама в войне с США в 1975 году ознаменовала собой апогей периода поступательного движения социализма в этом регионе. В 60-70-х годах постепенно возрастало количество стран, которые выбрали путь социалистической ориентации. В первую очередь это касалось Афри-канского и Азиатского континентов. В 1967 году вспыхнула арабо-израильская война. Она завершилась серь-езным поражением Египта, Сирии и Иордании в ходе шестидневных боевых действий. Но поражение арабских стран привело к усилению в них влияния СССР, так как Израиль ориентировался на США. В то же время происходило сближение Советского Союза с другими арабскими странами, проводившими антиамериканский курс и искавшими новых союзников. В Юго-Восточной Азии советское руководство поддерживало повстанче-ские движения в различных странах, прежде всего в Лаосе и Камбодже. Однако здесь его влияние постепенно стало падать и уступать китайско-му, которое возрастало в силу территориальной близости и наличия в этих странах большого количества этнических китайцев. В 60-70-е годы СССР поддерживал различные антиимпериалистические группировки в Африке (Ангола, Эфиопия, Мозамбик), а также лидеров некоторых стран, проводивших дружественную СССР политику. Крупный международный кризис разразился в 1979-1980 гг. из-за ввода советских войск в Афганистан в декабре 1979 года. Афганские события понизили авторитет СССР, привели к серьезному сужению его внешне-политической сферы. 60-70-е годы в международных отношениях были годами "холодной войны", начатой после второй мировой войны и характеризующейся во-енно-политической конфронтацией социалистических и капиталистических стран, широкомасштабной гонкой вооружений и балансированием на грани тотальной войны. Важнейшим направлением внешней политики Со-ветского руководства в эти годы была борьба за предотвращение ми-ровой войны, сдерживание агрессивных устремлений НАТО и США. . Развернувшаяся "холодная война" потребовала огромных воен-ных расходов, так как была связана с производством дорогостоящих видов ядерного и ракетного оружия, других видов вооружения и военной тех-ники. Так за 32 послевоенных года (с 1946 по 1977 гг.) прямые военные расходы США превысили 1800 млрд. долларов, то есть составили фанта-стическую величину в 3,5 раза больше всего основного капитала обраба-тывающей промышленности США. 5(*) 0 Беспрецедентных 5 0 темпов рост военных ассигнований в США достиг с приходом в Белый дом пре-зидента Р.Рейгана. Военный бюджет США в 1982 году превысил 219 млрд. долларов, в 1983 - 246, в 1985 - 293, и составил за 1980 1985 гг. более 1000 млрд. долларов, половину того, что было истрачено за преды-дущие 35 лет. 5(**) 0 В следующие 5 лет расходы составили около 2000 млрд. долларов. Приведенные данные означают, что крупный скачок в гонке вооружений развернулся в начале 80-х годов. Советское государство было вынуждено принимать адекватные меры, чтобы добиться военного равновесия. На-глядным примером тому могут служить сравнительные данные произ-водства одного из самых дорогостоящих и смертоносных видов оружия - атомных подводных лодок-ракетоносцев: Количество АПЛР /ядерных зарядов 5 (***) 1960 1967 1970 1975 1981 США 3/48 41/1552 41/2048 41/4536 41/5280 СССР 2/32 20/316 55/724 62/2000 Из таблицы видно, что Советский Союз с 1967 по 1975 год построил 53 АПЛР, то есть 6-7 в год. Если учитывать, что каждый такой корабль стоит более 1 млрд. долларов, то есть примерно как крупная ГЭС, мож-но представить объем затрат на ----------------------------------------------------------- 5* 4 См: 5 4Петровский В.Ф. 5 4 Разоружение: 5 4 концепция, 5 4 проблемы, 4механизм.- М,:1982. - С.46. 5** 4 См: 5 4Милитаризм 5 4 США: военная 5 4машина, блоки, базы и акты 4агрессии. Справочник.- М.:1985.- С.11. 5*** 4 Откуда исходит угроза миру. - 4-е изд.- М.:1987. - С.8. вооружение, изымаемых из народного хо-зяйства. Величайшим трудом советского народа к середине 70-х годов военное рав-новесие с США было достигнуто. Оно опиралось на созданный экономи-ческий и научно-технический потенциал, военно-промышленный ком-плекс. Новый виток гонки вооружений, начатой в 80-х годах, потребовал еще больших усилий и в условиях начавшегося спада производства оказал-ся непомерным. Послевоенный мир был достигнут дорогой ценой. Хотя в этот период в мире полыхали многочисленные войны и военные конфликты, мировой войны удалось избежать. В этом был главный результат внешнеполитиче-ской и военно-политической деятельности Советского руководства Международная военно-политическая конфронтация и ее последствия для СССР

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: