Чтобы понять, какие процессы происходят в данном случае, нужно затронуть три проблемы.
Во-первых, мы живем сегодня в обществе массовой культуры. Еще недавно было просто модно ее ругать; о ней говорили только свысока и пренебрежительно. Но культура является массовой, потому что с помощью средств массовых коммуникаций образцы культуры (как прошлого, так и настоящего) становятся одинаково доступными (в смысле возможности увидеть или услышать) и рафинированному эстету, и «простому» человеку благодаря техническим средствам доставки (с помощью СМК).
Сегодня все больше (относительно) людей получает возможность стать творцами культуры. Вспомним, что исторически еще не так давно искусство «непрофессионалов»-живописцев проходило по ведомству разве что народного искусства, а потом перешло в разряд хотя и «примитивизма», но особого раздела искусства. А фольклор? По мере того, как он становится все более редкой вещью, он допускается на сценические площадки, ранее доступные только для «высоких» образцов. Да и аудитория практически оказывается той же самой.
|
|
Итак, расширение объектно-субъектных границ искусства, увеличение числа потребителей, числа производителей и самих форм художественного постижения действительности могут считаться характеристиками сегодняшней массовой культуры. Это один угол зрения при взгляде на нее.
Во-вторых, семантическое пространство искусства, в котором живет рядовой член массового общества, расширяется, оно пронизывает всю его жизнь, и это — важный механизм приобщения человека к искусству.
Дело в том, что выбор эстетических образцов для большинства подчиняется исключительно принципу удовольствия. Как правило, человек выбирает для просмотра (прослушивания) то, что он знает, т.е. то, что он уже смотрел (или слышал). Причем здесь такая зависимость: чем лучше он что-то знает, тем больше этим интересуется.
Этот принципиально важный вывод о функционировании в обществе так называемой развлекательной (с точки зрения потребителя) информации. Возвращаясь к рекламе, заметим, что использование образов искусства (знакомого конкретному потребителю) помогает решать «пороговую» для успеха задачу — автоматически обеспечивает первую степень внимания. Может, потребитель и не дозреет до прагматического использования этой информации — не купит рекламируемую вещь, но минимальное внимание к этому сообщению он проявит.
В-третьих, искусство за много веков своего существования претерпело эволюцию. И.В. Гёте в 1780 г. писал: «То искусство, что настилало полы древним, что строило своды-небеса христианских церквей, теперь измельчало и тратится на табакерки и браслеты»2. Таким образом, Гёте не относил к искусству «табакерки и браслеты», как бы художественны они ни были, а мы зачастую причисляем к высокому искусству. И этот процесс необратим.
|
|
Все художественное, и все общественное становится внутренним, а это значит сразу же — элементом, неповторимым и индивидуально окрашенным, моего внутреннего мира и моей собственностью»1. По мысли автора, даже интерьер комнаты, квартиры становится продолжением внутреннего мира. Главным местом, где «живет» культура и куда проецируется вся история искусства, становится дом, а его стены — это крайние границы «моего», в том числе «моего» внутреннего.
Этот вывод позволяет по-другому оценить использование в рекламе образцов, «цитат» из искусства. Здесь как бы уравновешиваются две грани культурного контекста: во-первых, самодовлеющая ценность предметного мира, окружающего человека сегодня, а значит, право на существование специальной информации об этом мире, во-вторых, создание этой специальной информации на основе привлечения других ценностей, в том числе ценностей искусства.
Таким образом, использование образцов, ценностей «высокой» культуры для утилитарных целей объяснимо (оправдано?) не только с точки зрения того, что процесс этот отвечает общему социально-психологическому фону взаимоотношений с культурой сегодня, но и по функциональному признаку: если мы включены в семантическое пространство искусства, образцы которого задействованы в рекламе, мы вовлекаемся в механизм функционирования рекламы. Отсюда правомерным кажется вывод, что реклама заинтересована в насыщении этого семантического пространства, усложнении его, при появлении в этом пространстве все новых и новых образцов.
Этим отчасти объясняется устоявшаяся практика спонсирования товаропроизводителями телевизионных передач, как правило, в большей степени соответствующих вкусам большинства; причем перед телепередачей и/или после нее обязательно указывается фирма — спонсор показа. Производители товаров и услуг могут осуществлять «патронаж» над сферами искусства, деятельность которых невозможна без дотаций (опера, балет, драматический театр).
Однако спонсор (даритель) не должен злоупотреблять своим положением, но так случается не. всегда: например, 1 июля 1995 г. ныне отсутствующий телеканал «Российские университеты» провел передачу о цикле филармонических концертов «Парад дирижеров», который был организован на средства коммерческого банка «Московия». Конечно, сами дирижеры и дири-жируемые ими музыкальные произведения в передаче появлялись, но можно сказать, что передача была посвящена банку — настолько велико было внимание к банку. Особенно сместил акценты долгий разговор ведущего передачи с управляющим банка.
Но более характерны другие модели взаимоотношений телесетей и рекламодателей: 1) купленная рекламодателем телевизионная программа передается им телеканалу в обмен на телевизионное время для рекламы («бартер»); 2) рекламодатель может изготовить телепередачу, в которую уже включены его рекламные материалы, и предложить ее телеканалу на условиях обмена: рекламодатель не платит за эфирное время для своей рекламы, а телеканал не платит за предоставленную ему программу.
При этом возникает вопрос, на кого ориентирована изготовленная рекламодателем передача: на приверженцев высокого искусства или на более широкую аудиторию? Известно и неоднократно подтверждалось эмпирическими социологическими исследованиями, что балет, опера соберут только 5—7% аудитории (будь то гастроли оперного театра, пластинки с записью, радиотрансляции или телепередачи), поэтому очень немногие рекламодатели товаров широкого потребления нацелены на эту специфическую аудиторию; скорее они попытаются разместить свою рекламу в передаче типа «Поле чудес», которая в течение ряда лет имеет неизменно высокий рейтинг.
|
|
Повторим еще раз. Рекламодатели, заинтересованные, чтобы их реклама шла в рамках наиболее рейтинговых передач, «выдавливают» из ежедневной сетки вещания наиболее «смотрибельно-го» времени общественно-политические передачи, концерты классической музыки (у них была бы аудитория 5—7% населения) и т.п.