Третий комплекс проблем, возникающий при разработке рекламной кампании, связан с собственно созданием рекламного текста. Конечно, выбирая средство его размещения, рекламодатель уже принял предварительное решение относительно него: ведь от того, где он будет размещаться — на радио, на телевидении, в газете, журнале или сразу во всех этих СМК, зависит материальная фактура этого текста.
Но для начала следует развести форму и содержание рекламного текста, поскольку это сферы деятельности разных специалистов. Здесь необходим подготовительный этап, который может состоять в специальном, систематическом знакомстве с аналогичными образцами продукции других фирм или образцами аналогичных товаров (аналогия возможна по разным основаниям — по стоимости, по редкости для национального рынка, по направленности на одну и ту же социальную группу и т.д.). Для этого проводится анализ отечественной (иногда зарубежной) периодики с использованием методического аппарата контент-анализа, который позволяет осуществлять исследование больших массивов текстов под определенным углом зрения, отбор внутри этого массива конкретных характеристик, их классификация. Выявление существующей практики может быть полезно для построения собственной тактики проведения рекламной кампании по принципу контраста с известными образцами или по принципу подобия им.
После этого определяется идея, смысл рекламного обращения, главный этап создания текста, но не конкретных предложений, слов, в которые будет облечена эта идея.
В качестве примера рассмотрим, как социологами решалась конкретная творческая задача такого рода. Классифицировались все рекламные сообщения об автомобиле в довольно обильных информационных потоках. Контент-анализ позволил выделить следующие идеи: автомобиль и окружающая среда; автомобиль как движущая сила; автомобиль и городская инфраструктура; автомобиль и преодоление пространства; автомобиль и развитие техники; автомобиль и свободное время человека;, автомобиль и профессиональная деятельность человека; автомобиль как технический аппарат; автомобиль как ценность; автомобиль как прибор; автомобиль как продолжение тела человека и т.п. Казалось, что идея «автомобиль — мой друг» никем не эксплуатировалась в рекламных целях; хотя это еще надо было проверить1.
Приведем еще один пример такого «кабинетного исследования», выполнявшегося для решения следующей задачи: определить, на основе каких идей строится современный образ компьютера в реальных рекламных сообщениях; можно сказать, что это была попытка реконструировать идею. Список идей получился довольно длинным: компьютер и интерьер; компьютер и пользователь-оператор (разрешающая способность экрана, наличие защитных фильтров); компьютер и здоровье; компьютер и пользователь — обработчик информации (характеристики программного обеспечения); компьютер как прибор (энергоемкость, срок работы, надежность, автономность питания); компьютер как системный агрегат (возможность замены комплектующих, адаптации к потребностям заказчика); компьютер как звено в ряду постоянно обновляющихся моделей; компьютер как технический прибор (возможности ремонта, установки, наладки); компьютер как ценность, дорогая вещь (вложение капитала, охрана, страхование); компьютер как часть «джентльменского набора» преуспевающего бизнесмена, преуспевающей фирмы. Выявив эти идеи, надо ответить на вопрос, какие из них уже эксплуатируются в конкретных сообщениях, а какие могут стать источником вдохновения при создании собственной рекламы. Здесь может помочь и чисто социологический вопрос: что понравится аудитории, будущим потребителям?
Идея как результат массового опроса
Третий пример заимствуем из книги Э. Ноэль-Нойманн, исследовавшей маркетинг и общественное мнение. В 1957 г. одна из фирм в Южной Германии имела затруднения со сбытом телевизоров. Чтобы активизировать спрос, нужна была новая идея. В процессе предварительного обсуждения был установлен список предпочтений самих исследователей (он тоже был не коротким), выявлено, что в Великобритании и США на первое место при покупке телевизора выходят соображения престижа. В ходе опроса населения использовалась анкета из 70 вопросов. Выяснилось, что для немцев приоритетны: желание оставаться по вечерам дома; желание удержать супруга дома; дополнительные возможности приглашать к себе домой друзей. Эти моменты стали основой для создания новой рекламы1.
Э. Ноэль-Нойманн в своей книге описывает исследование, проведенное в Калифорнийском университете. Исследователи решали задачу обеспечить научный фундамент для рекламы растворимого кофе фирмы «Nescafe». Методика была весьма остроумной: моделировалось меню обеда с набором определенных блюд и напитков, которые создавали образ «плохой» и образ «хорошей» хозяйки. Оказалось, что, по мнению населения, растворимый
Приведем еще один пример создания идеи. Это была задача определить, какой должна быть реклама фильма по книге М. Митчелл «Унесенные ветром», дорогой каждому американцу. На основе контракта с кинокомпанией Дж. Гэллап и Д. Огилви провели замеры реакций аудитории и на этом основании сделали вывод, что намерения создателей фильма представить его в рекламе как рассказ о Гражданской войне неверны, поскольку зрители воспринимали книгу как историю любви. Учет данного факта в рекламной кампании помог сделать эту киноленту кассовой.
Интересный пример приводит в своей книге «Мастера тайного внушения» американский социолог В. Паккард. Неработающие хозяйки плохо покупали посудомоечные машины, кухонные комбайны и другую бытовую технику, облегчающую их труд. В рекламе этой техники говорилось, что у купивших ее останется больше времени для игры в бридж. Как показали дополнительные исследования, это поколение женщин и так испытывает чувство вины, считая, что они работают меньше, чем работали их матери. В соответствии с этим изменили рекламу: в ней стала доминировать идея, согласно которой бытовая техника высвобождает время для воспитания детей, поэтому женщина станет еще более хорошей матерью.