Классификация издержек.
1.по экономическому назначению (характеру затрат):
---материальные затраты (на сырье, материалы, топливо и др.)
---расходы на оплату труда ---отчисления на соц. нужды (ФСЗ)
---амортизация ОФ ---прочие затраты (реклама, ремонт)
2.по участию в образовании стоимости:
---чистые
---дополнительные
3.с точки зрения ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования:
---внешние (явные) ---внутренние (неявные)
4.по способу отнесения на отдельные тованые группы:
---прямые (контролируемые)- затраты на естественную убыль
---косвенные (не контролируемые)- затраты на содержание бухгалтерии.
5.по составу:
---простые (одноэлементные)- расходы на оплату труда
---комплексные – прочие расходы
6.по степени зависимости от изменения объема т/об:
---постоянные (сумма кот. непосредственно не зависит от объема и структуры т/об)
---переменные (зависят от объема т/об)
Деление ИО на постоянные и переменные носит условный характер, поэтому их чаще называют условно-постоянными или условно-переменными.
|
|
Общ∑ИО (ВАЛОВЫЕ ИО)=переем. затраты + пост. затраты
Номенклатура статей ИО.
Номенклатура статей включает 18статей:
1.транспортные расходы, связанные с доставкой товаров в организации торгли и общественного питания.
2.транспортные расходы по доставке товаров покупателям.
3.расходы на оплату труда персонала
4.расходы по аренде (лизингу) основных средств и нематериальных активов.
5.расходы на содержание зданий, сооружений и инвентаря
6.амортизация основных средств и нематериальных активов
7.затраты и отчисления на ремонт основных средств
8.расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд в организациях общепита
9.расходы на хранение, подработку, подсортировку, упаковку товаров
10.расходы на торговую рекламу
11.% за пользование кредитами и займами
12.потери товаров при транспортировке, хранении и реализации в пределах норм, технологические отходы
13.расходы на тару
14.налоги, отчисления и сборы, включаемые в ИО
15.прочие нормируемые затраты, включаемые в ИО
16.расходы по обеспечению условий труда персонала
17.расходы по управлению и функционированию торговой организаци
18.прочие расходы
Показатели ИО. Факторы, влияющие на ИО.
ИО характеризуются следующими показателями:
1.Абсолютный - ∑ИО, отражает объём текущих расходов предприятия за определённый период.
2.Относительный - уровень ИО, характеризует эффективность произведенных затрат. Это качественный показатель торговой деятельности:
УрИО = ∑ИО ∙ 100%
Т/об
3.Структура ИО- показывает долю отдельных статей затрат в их общей ∑. Структура ИО характеризуется показателем удельного веса отдельной статьи в общей сумме ИО.
|
|
Уд весИО= ∑ИОПО ОТД. СТАТЬЕ ∙ 100%
Общая ∑ИО
∑ИО= Уд все ∙ Общ ∑ИО
100%
На ∑, уровень и структуру ИО влияют 2группы факторов:
--ВНЕШНИЕ (неподконтрольные предприятию - V производства, уровень цен и тарифов, жизненный уровень населения, экономическая ситуация в стране)
--ВНУТРЕННИЕ (подконтрольные предприятию):
1.Объем т/об- чем больше т/об, тем меньше ИО.
2.Ассортиментная структура т/об - чем больший уд. вес занимают новые товарные группы с высоким Ур издержкоемкости, чем выше ∑ и ур ИО.
3.Состояние МТБ - чем лучше состояние МТБ, тем меньше ИО.
4.Производительность труда - чем выше, тем меньше ИО и наоборот.
5.Оборачиваемость товаров - чем выше скорость товарооборачиваемости, тем меньше ∑ издержек.
6.Организация товароснабжения
7.Форма и методы продажи товаров
8.Ценовые факторы и др.
Абсолютное отклонение представляет разницу м/у факт. и план. ∑ ИО). Отклонение со знаком «-» характеризует относительную экономию; «+» - относительный перерасход.
План ИО, исходные предпосылки для его составления..
Одним из важнейших разделов плана хозяйственной деятельности ТП явл. план ИО, кот. предусматривает ∑ и уровень ИО по каждой статье действующей номенклатуры затрат.
Основные предпосылки для составления плана ИО:
---прогнозные расчеты V РТО, транспортных перевозок и др. видов затрат.
---планы развития МТБ
---план проведения рекламных мероприятий
---экономический анализ ИО за тек. год
---действующ тарифные ставки на услуги др. отраслей
---ставки обязательных отчислений, налогов и т.д.
Важной задачей для предприятия в процессе планирования является определение оптимального уровня ИО с учетом интересов и покупателя, и ТП.
Планирование ИО по общему объему.
Планирование ИО может производиться либо от общего к частному (статьи, подразделения, виды работ, а затем общий объём ИО), либо от частного к общему.
Выбор метода прогнозирования зависит от периода, на который составляются прогнозы, от возможности получить исходные данные, от требований к точности прогноза.
Методы прогнозирования ИО: