double arrow

Теории происхождения игры

Название теории игры Авторы теории Сущность теории
1. Теория избытка нервных сил Г. Спенсер, Г. Шурц Игра – это явление, замещающее или компенсирующее активность. Игра – результат чрезмерной активности, которая не может быть реализована в других видах деятельности. Когда у человека нет необходимости мобилизовать все свои силы, появляется их избыток. У ребенка может не быть избытка сил, но сесть силы, которые могут быть реализованы только в игре, так как другие виды деятельности еще не доступны.
2. Теория инстинктивности и функции упражнения в игре К. Гросс Игра – изначальная школа поведения и подготовки к будущей с трудовой деятельности. Игра как средство естественного воспитания и самовоспитания. В игровой деятельности могут упражняться основные все инстинкты, происходит предупреждение и приспособление. Эта теория основана на принципе конвергенции, т.е. сближения внутренних данных и внешних условий.
3. Теория рекапитуляции и антиципации. С. Холл Рекапитуляция – сокращенное повторение основных этапов развития человечества в детских играх. В процессе развития ребенка, в его играх оживают разные виды деятельности, которые появляются на протяжении развития истории человечества. В рамках антиципации, в играх детей предвосхищается их деятельность в будущем.
4. Теория функционального удовольствия З. Фрейд, А. Адлер Игра рассматривается как средство реализации скрытых бессознательных желаний, которые могут иметь эротическую окраску и проявляются в ролевых играх. Игра является источником самоутверждения ребенка. Появление игры и ее своеобразие объясняется реализацией желаний, которые ребенок в реальной действительности реализовать не может. Кроме того, игры возникли для оздоровления психики, снятия психотравмирующих ситуаций. Игра – средство выражения эмоций и чувств и источник наслаждений.
5. Теория отдыха в игре А. Валлон Сравнивая игру взрослого и детей, выделяется главное назначение игры - отдых. Ни один другой вид деятельности не дает возможность одновременно отдохнуть физически, эмоционально и интеллектуально, кроме того во время этого отдыха происходит восстановление физических, эмоциональных и интеллектуальных сил.
6. Теория духовного развития ребенка в игре К.Д. Ушинский Отрицается стихийность игры, признается ее содержательность, которая может использоваться как средство воспитания и самое главное -подготовку к трудовой деятельности. Именно в игре ребенок как бы упражняется в нравственных поступках, учиться взаимодействовать с окружающими и применяет правила поведения.
7. Теория воздействия на мир через игру С.Л. Рубинштейн В игре формируется и проявляется потребность воздействовать на мир, т.к. игра для ребенка – осмысленная деятельность, в которой ребенок реализует различные мотивы человеческой деятельности. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
8. Теория связи игры с искусством и эстетической культурой Платон, Л.С. Выготский, Г.Рид Игра рассматривается как нечто прекрасное и ценное само по себе, т.к. соединяет в себе разные виды искусств. Игра - подготовительный этап для художественно – эстетического воспитания ребенка. игра как собственное художественное творчество детей. Игра -универсальный метод воспитания через искусство.
9. Труд как источник появления игры. Связь игры и труда. Г.В. Плеханов Первоначально дети трудились наравне со взрослым, но с научно –техническим прогрессом трудовые операции стали недоступны детям, появляются уменьшенные орудия труда, т.е. игрушки. Труд первичнее игры.
10. Теория абсолютизации культурного значения игры Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга, Г. Гессе Игра – как средство демонстрации в человеческом обществе ценностей культуры.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: