Рыночные структуры. Совершенная конкуренция и ее признаки

Тема 10. Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция и монополия

(6 часов).

Введение:

Рассматривая теорию фирмы, теорию производства и издержек, мы брали некую абстрактную фирму. Однако фирма существует не в безвоздушном пространстве, она постоянно сталкивается с конкуренцией. Мы уже знаем, что конкуренция представляет собой соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли-продажи товаров и услуг. Поэтому в этой и следующей лекциях мы рассмотрим условия рыночной конкуренции. Начнем с идеальных рыночных структур – совершенной конкуренции и ее противоположности – монополии.

  1. Рыночные структуры. Совершенная конкуренция и ее признаки.
  2. Определение оптимального объема производства совершенно конкурентной фирмой в краткосрочном периоде.
  3. Максимизация прибыли и выбор оптимального объема производства совершенно конкурентной фирмой в долгосрочном периоде.
  4. Монополия и монопсония. Виды монополий.
  5. Определение монополистом объема производства, максимизирующего прибыль в краткосрочном и долгосрочном периодах.
  6. Эластичность спроса при монополии. Монопольная власть.

Рыночные структуры. Совершенная конкуренция и ее признаки.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, обозначаются термином рыночная структура. Она определяется количеством и размером фирм, характером выпускаемой ими продукции, легкостью входа на рынок и ухода с него, возможностью контроля над ценами, доступностью информации и т. д. В экономической теории различают четыре основные рыночные структуры, или модели рынка:

1) совершенная, или свободная, конкуренция;

2) чистая монополия и монопсония;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

Каждую рыночную структуру мы будем характеризовать отдельно, а сейчас рассмотрим самую простую их них - совершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция - тип рыночной структуры, при которой существует очень большое количество фирм, изготавливающих однородную, или стандартизированную, продукцию, причем каждая фирма в отдельности не может влиять на цену выпускаемой продукции, равно как и ее потребители (покупатели). К совершенной конкуренции можно отнести рынки сельскохозяйственной продукции, рыбной промышленности, а также рынок ценных бумаг.

К основным признакам совершенной конкуренции относятся следующие:

1) присутствие на рынке большого количества фирм;

2) все фирмы выпускают совершенно одинаковую продукцию, т. е. потребителю безразлично, у какого продавца покупать (неценовая конкуренция отсутствует);

3) ни одна из фирм в отдельности не может оказывать влияние на рыночную цену, так как занимает очень малую долю рынка. Совершенно конкурентная фирма является «прайс-тейкером» (рriсе taker), т. е. ценополучателем; она принимает цену на свой товар как данную, не зависящую от объема продаваемой продукции. Кривая спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы является абсолютно эластичной (рис. 8.1). Это означает, что фирма может продавать любое количество продукции, которое она может произвести, по рыночной цене РО или по любой другой более низкой цене. Но при цене выше РО спрос будет равен нулю, так как фирма потеряет всех своих покупателей (точно такую же продукцию по цене РО они могут купить и у других фирм). А более низкую цену (ниже РО) фирма устанавливать не будет, так как она может всю продукцию продать по рыночной цене;

4) свободный вход в отрасль и выход из нее. Любая фирма может приступить к выпуску продукции, уже выпускаемой другими фирмами. Если же фирма хочет выйти из дела, то она не сталкивается ни с юридическими, ни с технологическими, ни с финансовыми барьерами. Всегда могут найтись покупатели, готовые при обрести то, во что фирма вложила свои деньги, т. е. считается, что в данном случае невозвратных издержек нет;

5) равный доступ к информации: у покупателей и продавцов имеется полная информация о товаре (ценах, производственных издержках и т. д.), а все производители обладают одинаковой информацией относительно технологии производства этого товара. Таким образом, информация распределена симметрично.

 
 


P

D = MR = AR

P0

Q

Рис. 8.1. Кривая спроса совершенно конкурентной фирмы

Валовой доход (TR), получаемый фирмой, равен цене товара (Р), умноженной на количество проданных единиц товара (Q):

TR=P · Q

Предельный доход (MR) - это увеличение валового дохода в результате увеличения выпуска продукции на одну единицу. Его можно определить как производную от совокупного дохода:

MR = TR / Q

Средний доход (AR) - это доход, получаемый от продажи одной единицы продукции:

AR = TR / Q

Так как для совершенно конкурентной фирмы все единицы продукции продаются по одной и той же цене, то средний доход равен цене: AR = Р * Q / Q. При продаже одной дополнительной единицы продукции к совокупному доходу прибавляется величина, также равная цене (MR = Р0), т. е. кривая спроса совпадает с кривыми среднего и предельного дохода (см. рис. 8.1). Для других рыночных структур данное равенство не выполняется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: