Теория спроса на экономические ресурсы

Тема 12. Рынки факторов и производства.

Введение:

До сих пор наше внимание было сосредоточено на рынках готовой продукции, которую фирмы продают, а покупатели покупают. В данной лекции мы будем рассматривать рынки факторов производства: рынок рабочей силы, капитала, земли и предпринимательства, где уже фирмы выступают покупателями, а домашние хозяйства (в совокупности с фирмами) - продавцами. Теория спроса на экономические ресурсы является общей для всех факторов производства, однако предложение нельзя представить в общих категориях, так как обстоятельства, воздействующие на предложение, различны для разных факторов производства. При этом мы будем изучать микроэкономический аспект рынков ресурсов. Понятия рынка труда, занятость, безработица, биржа труда и другие будут рассматриваться в разделе макроэкономики.

Теория спроса на экономические ресурсы.

Рынок труда.

Рынок капитала.

Рынок земли и земельная рента.

Предпринимательство.

Теория спроса на экономические ресурсы

Во многом рынки факторов производства похожи на рынки товаров и услуг. Однако же существуют некоторые отличия.

Среди них можно выделить следующие:

· на ресурсных рынках фирмы выступают покупателями, а домашние хозяйства - продавцами (труд, например, предоставляется частными лицами нанимателям);

· спрос на ресурсы является производным спросом. Фирмы покупают ресурсы для того, чтобы использовать их для производства других товаров.

Конкурентный рынок факторов производства - это рынок, на котором имеется большое количество продавцов и покупателей факторов производства, причем отдельный продавец или покупатель не может влиять на цену ресурсов. На несовершенно конкурентном рынке отдельные покупатели либо продавцы ресурсов могут воздействовать на цену ресурсов.

Так как спрос на факторы производства есть производный спрос, фирма должна рассчитывать доход от продажи продукции, произведенной с помощью дополнительных ресурсов. Изменение дохода, получаемого при продаже дополнительной продукции, произведенной в результате потребления одной дополнительной единицы ресурса (предельного продукта), называется предельной доходностью этого ресурса, или предельным продуктом в денежной форме, и рассчитывается по формуле:

MRP=MP·MR,

где MRР - предельная доходность ресурса; МР- предельный продукт данного ресурса; MR - предельный доход фирмы.

Это равенство выполняется для любого рынка, независимо от того, является он конкурентным или нет. Мы знаем, что на совершенно конкурентном рынке фирма имеет абсолютно эластичную кривую спроса, которая совпадает с кривой предельного дохода, т. е. предельный доход здесь равен цене. Следовательно, для фирмы совершенного конкурента MRP равна стоимости предельного продукта:

MRP=MP·P

где MRP - предельная доходность ресурса; МР - предельный продукт; Р - цена товара.

Представим кривую предельной доходности ресурса (MRP0) в условиях совершенной конкуренции на графике (рис. 10.1), где PL - цена труда, L - количество труда. Кривая MRP0 идет вниз, несмотря на то, что при совершенной конкуренции цена - величина постоянная. Она плавно понижается из-за закона убывающей отдачи (предельный продукт убывает). Кривая предельной доходности ресурса для фирмы, обладающей монопольной властью (MRP1), будет круче, чем для фирмы совершенного конкурента. Она также имеет наклон вниз, поскольку кривые предельного дохода (MR) и предельного продукта (МР) имеют наклон вниз.

L

Рис. 10.1. Кривая предельной доходности ресурса фирмы

без монопольной власти и обладающей монопольной властью

И предельная доходность ресурса такой фирмы - несовершенного конкурента всегда меньше предельной доходности ресурса фирмы - совершенного конкурента, так как по мере увеличения выпуска продукции снижается не только предельный продукт, но и предельный доход.

Кривая предельной доходности ресурса отражает спрос фирмы на этот ресурс, так как каждая точка на кривой МRP показывает количество ресурса (например, число рабочих), которое бы использовала фирма при любой цене ресурса (ставки заработной платы). На рис. 10.1 видно, что спрос на ресурс возрастает по мере того, как цена ресурса снижается, т. е. в результате изменения цены ресурса изменяется и требуемое его количество. При неизменности прочих факторов это приводит к движению вдоль кривой спроса на ресурс. Если эти прочие факторы изменяются, то происходит сдвиг кривой спроса на ресурс либо вправо, если спрос увеличивается, либо влево, если спрос уменьшается.

При рассмотрении факторов, приводящих к сдвигам кривой спроса на ресурс, необходимо помнить, что спрос на ресурсы является производным от спроса на готовую продукцию. К этим неценовым детерминантам относятся:

· изменение спроса на выпускаемую продукцию. При прочих равных условиях изменение спроса на продукт, который производится при использовании данного ресурса, приводит к сдвигу спроса на этот ресурс в том же направлении. Например, в результате изменения вкусов потребителей увеличивается спрос на мясо бройлеров. Это приводит к росту спроса на труд работников птицеводческих фабрик. Кривая спроса на труд сдвигается вправо;

· изменение производительности факторов проuзводства. Увеличение производительности труда приводит, например, к увеличению выпуска продукции при тех же затратах, т. е. увеличивается предельный продукт труда, а значит и предельная доходность труда тоже увеличивается. Это приводит к увеличению спроса на квалифицированный труд;

· изменение цен на другие ресурсы. Воздействие изменения цены одного ресурса на спрос на другой зависит от того, являются ли эти ресурсы взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми. В случае взаимозаменяемых ресурсов, например, при производстве сельскохозяйственной продукции, труд и техника могут рассматриваться как взаимозаменяемые ресурсы. Если снижается цена на технику, то возможны два варианта:

1) снижение цены на техническое оснащение предприятия (капитал) побуждает фирму покупать больше техники и меньше труда (замещать труд техникой), т. е. эффект замещения труда техникой снизит спрос на труд. Значит, кривая спроса на труд сдвинется влево.

2) снижение цены на технику приводит к уменьшению средних издержек фирмы, следовательно, выгодно будет производить большее количество продукции, что приведет к росту спроса на все ресурсы, включая труд (кривая спроса на труд сдвинется вправо), т. е. будет действовать эффект объема продукции.

(Мы видим, что эффект замещения и эффект объема продукции действуют в противоположных направлениях: первый снижает, а второй увеличивает спрос на труд.)

В случае взаимодополняемых ресурсов, например, для перевозки пассажиров, используются бензин и труд водителей, тогда снижение цен на бензин увеличит спрос на перевозки, а следовательно, возрастет количество требуемых водителей, т. е. кривая спроса на труд сдвинется вправо. Таким образом, изменение в цене взаимодополняемого ресурса приводит к изменению спроса на другой ресурс в обратном направлении.

Какое же количество ресурсов должна использовать фирма, чтобы получить максимум прибыли? Допустим, фирма уже наняла определенное количество рабочих и теперь хочет знать, рентабельно ли нанять еще дополнительно одного рабочего. Очевидно, что это имеет смысл, если дополнительный доход от рабочего (предельная доходность труда) будет больше, чем его заработная плата. Если предельная доходность труда будет меньше, чем ставка заработной платы, то фирме следует уволить часть рабочих. Только в том случае, если предельная доходность труда равна ставке заработной платы (цене труда), количество трудовых ресурсов будет максимизировать прибыль. Таким образом, максимизирующий прибыль объем использования каждого ресурса должен быть таким, при котором предельная доходность этого ресурса равна предельным издержкам ресурса.

Предельные издержки ресурса (MRC) - издержки на приобретение дополнительной единицы данного ресурса.

И так, правило максимизации прибыли, или оптимальное использование факторов производства, можно выразить формулой:

MRP=MRC

где MRP - предельная доходность ресурса; MRC - предельные издержки данного ресурса.

(Теория спроса на экономические ресурсы является общей для всех факторов производства. Предложение же ресурсов нельзя представить в общих категориях, так как обстоятельства, воздействующие на предложение, различны для разных факторов производства. Поэтому далее мы рассмотрим отдельно рынки труда, капитала, земли и предпринимательскую способность.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: