Предпринимательство

Труд, земля и капитал рассматриваются экономической наукой как основные факторы производства. Четвертым важнейшим фактором выступает предпринимательство (предпринимательская деятельность), или предпринимательская функция. Поскольку производство предполагает реализацию какой-либо комбинации факторов производства, то предприниматель является тем субъектом экономического процесса, который комбинирует эти факторы; формирует условия, необходимые для создания такой комбинации и постоянного ее воспроизводства (рис. 10.17).

Рис. 10.17. Комбинирование факторов производства

(предпринимательская деятельность, функция)

Для того чтобы товар появился на рынке в качестве объекта спроса и предложения, предприниматель (или какая-то определенная группа людей) осуществляет целостный комплекс действий, в результате которых становится возможным появление этого товара на рынке. Такой комплекс необходимых действий именуется деловой функцией.

Сама по себе деловая функция включает два типа разнородных действий. Первый тип действий связан с созданием структуры для производства конкретного товара с конкретными характеристиками и в определенном объеме. Этот тип действий называется предпринимательской функцией. Ее осуществление является исключительной способностью предпринимателя как носителя такой функции. Второй тип действий связан с необходимостью обеспечения жизнедеятельности созданной производительной структуры, обеспечением высокой рентабельности этой производительной структуры. Этот тип действий является управленческой (т. е. менеджерской) функцией, исполнение которой является основной должностной обязанностью менеджера (рис.10.18.).

(с участием предпринимателя)

Рис. 10.18. Деловая функция

Предприниматель относится к категории независимых хозяйствующих субъектов. Менеджер чаще всего выступает в качестве наемного работника, т. е. зависящего от предпринимателя (или собственника, группы собственников), создавшего ту производительную структуру, в рамках которой этот менеджер работает как специалист.

В реальных условиях, особенно в сфере малого бизнеса, часто наблюдаются ситуации, когда одно и то же лицо концентрирует в себе исполнение и предпринимательской, и управленческой функций.

В качестве предпринимателя могут выступать:

· частное лицо;

· любое объединение частных лиц;

· государство, к примеру, как это было у нас в стране на протяжении всего периода советской власти, когда государство монополизировало исполнение не только управленческой, но и предпринимательской функций.

В детализированной форме содержание предпринимательской функции включает в себя три основных блока действий:

· разработка идеи будущей производительной структуры (деловой идеи), технико-экономическое обоснование ее рыночной перспективы и окончательная фиксация в целях дальнейшей реализации;

· разработка и обеспечение финансовой, организационной, кадровой и т.п. процедур реализации деловой идеи;

· создание производительной структуры, обеспечение ее выхода на режим окупаемости и получения прибыли, формирование и обеспечение выхода на профессиональный режим ее управления.

Самым объемным и сложным по содержанию (да и принципиально важным) выступает первый блок действий. Фиксируемая предпринимателем деловая идея должна, прежде всего, быть реалистичной, т. е. ей должны быть свойственны очевидные перспективы: рынок действительно проявит определенный интерес к товару, продукту, услуге; спрос действительно будет обеспечен - по крайней мере, предприниматель в этом должен быть убежден еще на стадии фиксации такой деловой идеи. Далее идея должна быть развернута в проект, т. е. предприниматель должен осуществить комплекс действий по деловому проектированию. Его содержание сводится к фиксации того, что конкретно придется сделать, и какие ресурсы потребуются для трансформации идеи в товар. Также (хотя бы на минимально допустимом уровне) необходимо определить экономическую эффективность, которую можно ожидать от реализации деловой идеи. Более точные расчеты производятся при разработке бизнес-плана, который, в свою очередь, выступает в качестве основы для принятия окончательного предпринимательского решения.

Объектом предпринимательской деятельности, по поводу которого предприниматель вступает в экономические отношения с другими субъектами делового процесса, выступает товар, продукт или услуга - будущий результат его деятельности. Ключевыми характеристиками объекта предпринимательской деятельности выступают: качество продукции, ее количество, издержки производства, цена, уровень спроса и уровень предложения. На стадии реализации проекта интерес предпринимателя концентрируется вокруг таких экономических категорий, как первоначальный капитал, необходимый и достаточный для реализации проекта, и срок окупаемости проекта, т. е. тот временной период, в течение которого предприниматель может полностью вернуть вложенный в проект капитал за счет прибыли от текущей (на стадии эксплуатации проектного объекта) деятельности с учетом изменения во времени ценности денежной единицы, т. е. с учетом дисконтирования капитальных вложений.

Предприниматель может базировать свою деятельность на производителъной (традиционалистской или инновационной) деятельности или же на посреднической деятельности. Посредническая деятельность осуществляется на основе производства услуг, связанных в основном с перемещением товара от места его производства к месту его потребления, как, например, торговая деятельность. Третьим типом предпринимательской деятельности выступает сервисное предпринимателъство, т. е. специализация на производстве услуг, востребованных различными субъектами экономического процесса.

Для предпринимателя большое значение имеет выбор организационно-правовой формы, в рамках которой он может осуществлять свою работу. Выбор организационно-правовой формы - это фиксация статуса предпринимателя, т. е. закрепление за ним вытекающих из действующего законодательства прав и обязанностей. Предприниматель может осуществлять свою деятельность или на индивидуальной основе с получением статуса индивидуального предпринимателя, или же в статусе юридического лица в различных организационно-правовых формах.

Предпринимательская деятельность в любой ее момент сопряжена с рисками. Риск всегда присущ деловой активности, неотделим от нее, и предпринимателю бессмысленно ожидать наступления безрисковой ситуации.

Под риском понимается вероятность утраты или недополучения чего-либо.

Риск - это разница между ожиданием человека при планировании какого-либо действия и фактическим исходом осуществления такого действия (т. е. фактически получаемого результата) в реально проистекающей ситуации.

Функции риска:

1. Инновационная – заключается в повышении конкурентной способности бизнеса посредством нововведения;

2. Регулятивная – проявляется в том, что риск ориентирован на получение прибыли нетрадиционными способами, что в определенной мере позволяет преодолеть консерватизм, психологические барьеры;

3. Защитная – состоит в том, что если для предпринимателя риск представляет нормальное состояние, то и нормальным должно быть отношение к неудачам;

4. Аналитическая – связана с тем, что наличие риска предполагает выбор одного варианта решения из несколько возможных.

При оценке уровня риска различают следующие виды анализа риска:

- качественный анализ имеет своей целью определение факторов, влияющих на риск, и этапов деятельности, на которых возникает риск;

- количественный анализ. Его цель – выявление отдельных параметров риска.

Факторы, влияющие на риск:

  1. объективные факторы (инфляция, конкуренция, различные кризисы)
  2. субъективные факторы (организация труда, производственный потенциал и др.)

Задачей любого предпринимателя является умение предвидеть и снизить до минимума риск. Основными методами оценки рисков являются:

  1. статистический – использование статистики потерь за прошлые периоды;
  2. экспертный – основан на мнениях аналитиков, опытных руководителей;
  3. расчетно-аналитический – на прикладных математических расчетах, с использованием ЭВМ.

Основной способ снижения риска – страхование, т.е. возможность обменять неизвестность больших потерь на известность малых (объединение риска, распределение риска, диверсификация).

Вывод:

Таким образом, в данной лекции рассмотрен микроэкономический аспект рынков факторов производства. Теперь ясно, что теория спроса является общей для всех рынков производственных ресурсов. При ее изучении выяснено, чем отличаются рынки факторов производства от рынков обычных товаров и услуг; как предприниматель должен выбрать оптимальный набор факторов производства, чтобы получить максимальную прибыль. В связи с тем, что теория предложения факторов производства не является общей для всех экономических ресурсов, они разделены на рынки труда, капитала и земли. Особое внимание также уделено такому фактору производства, как предпринимательская деятельность. Рассмотрены вопросы, связанные с субъектами, объектами и рисками в предпринимательской деятельности, с реализацией предпринимательской функции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: