double arrow

Внешнеполитическая стратегия периода «развитого социализма» (1964-1985)

Отставка Хрущева частично возобновила порядок коллегиального обсуждения внешнеполитических вопросов. В 1968 г. была создана «Большая пятерка» - специальная комиссия ЦК, которая рассматривала и выносила рекомендации по внешнеполитическим и военно-политическим вопросам. В неё входили руководители МИДа, Минобороны, КГБ, Международного отдела ЦК и Военно-промышленной комиссии при Совете Министров.

После 1964 г. председатель правительства А.Н. Косыгин в течение нескольких лет оказывал весомое влияние на формирование внешней политики СССР и её воплощение[6]. Отстранение Косыгина от дипломатии произошло, видимо, в 1971 г., когда переписка между СССР и США по вопросам ограничения стратегических вооружений неожиданно стала вестись не от имени председателя Совмина СССР, а от имени Генерального секретаря Брежнева. С настоящего времени центральной фигурой дипломатической хроники становится Л.И. Брежнев, который искренне стремился к сохранению мира. Мирное сосуществование, по Брежневу, являлось мирной формой классовой и идеологической борьбы с империализмом при развитии взаимовыгодного экономического сотрудничества и политического диалога с ним. Он внес существенный вклад в укрепление международных позиций СССР, достижение ядерного паритета с США и общую стабилизацию международных отношений в Европе.

Непосредственное руководство дипломатией было сосредоточено в руках министра иностранных дел Андрея Андреевича Громыко, считавшего, что социализм и капитализм не обречены на вооруженный конфликт. Первостепенное значение Громыко уделял отношениям с США (коллеги говорили, что министр смотрит на мир сквозь звездно-полосатый американский флаг). Министр продолжил курс на закрепление политико-территориальных итогов Второй мировой войны, и, прежде всего сложившихся границ в Центральной и Восточной Европе. За въедливость и дотошность Громыко называли в дипломатических кругах «бормашиной». Для его дипломатического почерка были характерны некоторая медлительность, порою пассивность и дефицит свежих решений. Громыко не относился к «ястребам» в советском руководстве, хотя никогда не конфликтовал с оппонентами, например, с Борисом Пономаревым. Свою позицию Громыко согласовывал с министром обороны Д.Ф. Устиновым и председателем КГБ Ю.В. Андроповым. Последний, как и Громыко, был сторонником стратегии мирного сосуществования с Западом, нахождения с ним возможных компромиссов, однако он являлся более четким сторонником гибкости, чем Громыко. С другой стороны, Андропов всегда был убежденным приверженцем классового подхода к международным делам и совершенно чужд методам уговоров и односторонних уступок.

В 1960-1970-е гг. СССР ориентировался на взаимопонимание с Западом и на поддержание сложившегося в глобальном масштабе примерного военно-стратегического равновесия между Варшавским Договором и НАТО (настоящий подход нашел отражение в Программе мира, выдвинутой советским руководством в 1971 г.). В отношениях с США Советский Союз стремился избегать прямого столкновения, кроме как в случае нападения на территорию СССР или стран Варшавского договора. СССР удавалось локализовать региональные конфликты, способные перерасти в общий конфликт с США. На данном этапе внешняя политика стала более предсказуемой и эффективной. На базе признания сложившегося положения дел произошло временное сближение СССР с западноевропейскими странами и США. Эта новая тенденция получила название разрядки международной напряженности (детанта). Разрядка оказалась всего лишь «передышкой» в «холодной войне». В конце 1970-х начинается новый виток конфронтации и гонки вооружений. Страна теряет способность финансировать проведение активной внешней политики, приобретать новых партнеров посредством экономических методов, добиваться выгоды при помощи пропаганды образа СССР как процветающей державы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: