Внешнеполитическая стратегия периода «развитого социализма» (1964-1985)

Отставка Хрущева частично возобновила порядок коллегиального обсуждения внешнеполитических вопросов. В 1968 г. была создана «Большая пятерка» - специальная комиссия ЦК, которая рассматривала и выносила рекомендации по внешнеполитическим и военно-политическим вопросам. В неё входили руководители МИДа, Минобороны, КГБ, Международного отдела ЦК и Военно-промышленной комиссии при Совете Министров.

После 1964 г. председатель правительства А.Н. Косыгин в течение нескольких лет оказывал весомое влияние на формирование внешней политики СССР и её воплощение[6]. Отстранение Косыгина от дипломатии произошло, видимо, в 1971 г., когда переписка между СССР и США по вопросам ограничения стратегических вооружений неожиданно стала вестись не от имени председателя Совмина СССР, а от имени Генерального секретаря Брежнева. С настоящего времени центральной фигурой дипломатической хроники становится Л.И. Брежнев, который искренне стремился к сохранению мира. Мирное сосуществование, по Брежневу, являлось мирной формой классовой и идеологической борьбы с империализмом при развитии взаимовыгодного экономического сотрудничества и политического диалога с ним. Он внес существенный вклад в укрепление международных позиций СССР, достижение ядерного паритета с США и общую стабилизацию международных отношений в Европе.

Непосредственное руководство дипломатией было сосредоточено в руках министра иностранных дел Андрея Андреевича Громыко, считавшего, что социализм и капитализм не обречены на вооруженный конфликт. Первостепенное значение Громыко уделял отношениям с США (коллеги говорили, что министр смотрит на мир сквозь звездно-полосатый американский флаг). Министр продолжил курс на закрепление политико-территориальных итогов Второй мировой войны, и, прежде всего сложившихся границ в Центральной и Восточной Европе. За въедливость и дотошность Громыко называли в дипломатических кругах «бормашиной». Для его дипломатического почерка были характерны некоторая медлительность, порою пассивность и дефицит свежих решений. Громыко не относился к «ястребам» в советском руководстве, хотя никогда не конфликтовал с оппонентами, например, с Борисом Пономаревым. Свою позицию Громыко согласовывал с министром обороны Д.Ф. Устиновым и председателем КГБ Ю.В. Андроповым. Последний, как и Громыко, был сторонником стратегии мирного сосуществования с Западом, нахождения с ним возможных компромиссов, однако он являлся более четким сторонником гибкости, чем Громыко. С другой стороны, Андропов всегда был убежденным приверженцем классового подхода к международным делам и совершенно чужд методам уговоров и односторонних уступок.

В 1960-1970-е гг. СССР ориентировался на взаимопонимание с Западом и на поддержание сложившегося в глобальном масштабе примерного военно-стратегического равновесия между Варшавским Договором и НАТО (настоящий подход нашел отражение в Программе мира, выдвинутой советским руководством в 1971 г.). В отношениях с США Советский Союз стремился избегать прямого столкновения, кроме как в случае нападения на территорию СССР или стран Варшавского договора. СССР удавалось локализовать региональные конфликты, способные перерасти в общий конфликт с США. На данном этапе внешняя политика стала более предсказуемой и эффективной. На базе признания сложившегося положения дел произошло временное сближение СССР с западноевропейскими странами и США. Эта новая тенденция получила название разрядки международной напряженности (детанта). Разрядка оказалась всего лишь «передышкой» в «холодной войне». В конце 1970-х начинается новый виток конфронтации и гонки вооружений. Страна теряет способность финансировать проведение активной внешней политики, приобретать новых партнеров посредством экономических методов, добиваться выгоды при помощи пропаганды образа СССР как процветающей державы.




double arrow
Сейчас читают про: