Теорема Koyзa

Теорема Koyзa: при нулевых трансакционных издержках и четком уста­новленииправ собственности, вне зависимости от того, кому изначаль­но приписываются права собственности, проблемы внешних эффектов ре­шаются путем личной договоренности. Иначе говоря, внешние эффекты не требуют государственного вмешательства, когда: а) четко определены права собственности; б) вовлечено небольшое число людей; в) затраты на проведение различных переговоров невелики.

Когда же добровольные переговоры не приводят к решению проблем экстерналий, требуется вмешательство государства. Четыре основных подхода: I) административные методы; 2) метода, основанные на граж­данских правонарушениях; 3) штрафные санкции за выброс вредных от­ходов; 4) рыночное лицензирование вредных отходов производства.

Если в результате существования внешних эффектов рынок дает неточ­ную денежную оценку затрат и выгод, регулирует ресурсы неэффективно, то так называемые общественные блага рыночная система вообще не на­мерена производить. Благо является частным, если, будучи потреблен­ным одним субъектом, оно не может одновременно быть потребленным дру­гим. Благо является общественным, если, будучи потребленным одним, оно при этом может быть потреблено и другими. К числу общественных благ относятся: национальная оборона, освещение улиц, маяки и т.д. Возникает проблема "безбилетного пассажира": каждый будет ждать, что заплатит другой. В результате такое благо может вообще не произво­диться. Существуют и такие блага, к которым может быть применен прин­цип исключения неплательщиков из потребления (автомагистрали, музеи, библиотеки, профилактическое медицинское обслуживание...). Такие блага вызывают выгоды внешнего эффекта, поэтому рыночная система не станет их производить в достаточном количестве. Подобные блага на­зывают квазиобщественными.

  низкая высокая
высокая исключены обществ, блага чистые частные блага
низкая чистые обществ, блага общие (совместные) блага

Государство организует производство общественных и квазиобщественных благ в гос.секторе, использует различные субсидии и льготы, создает группы (клубы) потребителей, увязывает потребление общест­венного блага с частным (пакетирование) и т.д.Конкретный метод за­висит от того, к какой группе может быть отнесено то или иное благо;

1. Внешние эффекты в рыночной экономике.
2. Общественные блага и общественный выбор.
3. Особенности действия рыночных механизмов в здравоохранении.
   
  Антимонопольная политика государства. В современной экономике для повышения эффективности рыночного механизма государство выполняет две важнейшие функции: 1) законодательная, т.е. государство принимает соответствующие законы, нормативные акты, устанавливает необходимые правила «игры»; 2) защита конкуренции, т.е. государство проводит мероприятия, направленные на развитие конкуренции и устранение монополизации рынка. В конце XIX века монополизация производства нарастала как снежный ком. В 1890 г. в США был принят первый антимонопольный закон – Акт Шермана. Обычно антимонопольные законы стран с рыночной экономикой предполагают исключение из практики следующих действий: 1) монополизация рынка явным образом (доля рынка); 2) фиксирование цен; 3) слияние конкурирующих фирм; 4) переплетающиеся директораты; 5) ценовая дискриминация (продажа одинаковых товаров по разным ценам); 6) связанные контракты. Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, состоящие в том, что правительство приказывает фирме или группе фирм изменить своё поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной. Разделение крупной компании на ряд мелких независимых фирм является примером структурной политики. Конкурентная среда переходной экономики имеет свою особенность. Для неё характерны: а) слабая видовая дифференциация фирм и доминирование отдельных их видов; б) ярко выраженное стремление к реализации имеющихся монопольных преимуществ; в) регионализация предпринимательства как форма реализации рыночной власти; г) распространение практики различного рода законодательных ограничений как результата лоббистской деятельности. Закон Российской Федерации «О конкуренции» признаёт неправомерными следующие действия: 1) изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение их производства с целью создания дефицита; 2) предварительный сговор о повышении цен; 3) соглашение о территориальном делении рынков; 4) приобретение фирмой акций конкурентов, если она выпускает более 30% объёма данных товаров. Признание фирмы монополистом и определение незаконности её действий осуществляет суд. Мерой наказания обычно служит штраф, но возможно принятие и других санкций. На поведение монополиста влияют и чисто экономические факторы: потенциальная конкуренция, конкуренция нововведений, конкуренция со стороны товаров-заменителей, со стороны импортных товаров. Если производство любого объёма продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то возникает естественная монополия. Законом РФ «О естественных монополиях» регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче тепловой и электрической энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Государственное регулирование деятельности естественных монополистов предусматривает установления на их продукцию фиксированных цен и тарифов или их предельного уровня, определение группы потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Государство должно контролировать и другие сферы деятельности подобных фирм. Для развития конкуренции необходимы экономические, технологические предпосылки. Среди экономических следует выделить такие, как рассредоточение рыночной власти, множественность предпринимательских образований, создание условий для массового создания новых фирм, минимизации затрат на образование и регистрацию новых фирм. Доступность технологий и информационное обеспечение позволяют не только создавать параллельные производства и открывать новые рыночные ниши, но и способствует укреплению конкурентоспособности вновь формирующихся предпринимательских структур.
  Государственное регулирование рыночного механизма Основными способами государственного воздействия на тот или иной рынок являются, во-первых, регулирование цен (фиксирование или установление их верхних и нижних пределов), во-вторых, регулирование количества обращающихся на рынке товаров и, в-третьих, налоги и субсидии.
  1). Установление верхнего («потолка») и нижнего («пола») пределов цены. Введение максимальной верхней границы цены ниже цены равновесия, например, в целях защиты интересов потребителей этого продукта, обусловливает возникновение дефицита данного товара из-за превышения при такой цене объёмом спроса объёма предложения.

Покупатели такого товара сталкиваются с необходимостью нормирования его распределения (рационирования) теперь уже неценовыми методами: карточки, очереди, списки, потери времени на стояние в очередях. Это ведёт к появлению «чёрного рынка» и установлению на нём своей равновесной цены.

Установление минимального нижнего предела цен чаще всего связывается с необходимостью государственной поддержки соответствующих отраслей (например, сельского хозяйства или новых наукоёмких отечественных производств) и нередко дополняется ограничениями во внешней торговле. Кривая предложения в этом случае приобретает вид ломанной линии с горизонтальным отрезком.

В этом случае уже объём предложения Qs начинает постоянно превышать объём спроса Qd. Государство чаще всего бывает вынуждено различными способами обеспечивать закупки по подобным завышенным ценам не нашедшей сбыта продукции.

И в первом и во втором случаях неизбежно происходит сокращение объёма реализуемого товара, а значит снижаются возможности экономического роста.

2). Для стран с развитой рыночной экономикой инструментами регулирования количества товара являются, как правило, лицензии и квоты, устанавливающие максимально возможное количество продаваемых или покупаемых благ, чаще всего связанные с экспортно-импортными операциями. Кривая предложения квотируемого товара приобретает вид ломаной, вертикальной при достижении объёма квоты, а цена, устанавливающая на таком рынке, возрастает по сравнению с равновесной ценой свободного рынка. Это не исключает появления «чёрного рынка», когда продавцы начинают обходить административные запреты, производя продажу товара сверх установленного предела, в том числе и контрабандным путём. Возникающее при этом отличие теневых процессов от случая с регулированием цен является то, что формирующаяся цена чёрного рынка не больше, а меньше легальной цены.

3) Самым мягким и «цивилизованным» орудием государственного вмешательства в работу рыночного механизма являются налоги и субсидии (дотации). Они не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов. Речь идёт прежде всего о потоварных налогах, которые устанавливаются как соответствующая надбавка к цене, или фиксированная плата с единицы товара. Установление налога Т приведёт к сдвигу кривой предложения, поскольку для получения той же выручки продавец теперь вынужден запрашивать за каждую единицу товара, большую чем прежняя как раз на величину Т. Рыночное равновесие переместится из точки Е в точку А. Хотя формально сумму налога платит продавец, на самом деле бремя налога распределяется между ним и покупателем. На графике фактический взнос покупателя соответствует площади РРАО, а продавца РРВО. Соотношение взносов зависит от соотношения наклонов кривых спроса и предложения. Основное правило: большая часть налогового бремени ложится на ту сторону рынка, которая менее эластична. Площадь АВЕ носит название избыточное налоговое бремя. Оно показывает те выгоды, которые могли бы получить продавцы и покупатели, если бы цена осталась прежней. Но в результате роста цены эти выгоды для всех оказались утерянными.

Предоставление субсидий (дотаций) как покупателю, так и продавцу можно рассматривать как отрицательные налоги. Следовательно сдвиги кривых спроса и предложения на величину субсидий будут противоположными их перемещению при налогообложении.

Особую роль играет государственное регулирование объёмов внешней торговли через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт. В связи с этим выделяют свободную торговую политику и протекционистскую. В первом случае устраняются все барьеры на пути товаров и услуг, во втором – используются различные ограничения. В условиях свободной торговли цены товаров будут приближаться к мировым, а внутренний спрос и предложение соответственно будут дополняться экспортом и импортом. Анализ соответствующих кривых спроса и предложения позволяет сделать следующие выводы:

а) когда страна открывает границы для торговли и становится экспортёром товара, выгоду извлекают её производители, а потребители несут убытки. Торговля в целом увеличивает экономическое благосостояние нации, так как выгоды первых превышают убытки вторых.

б) когда страна становится импортёром, потребительский излишек внутренних покупателей увеличивается, а излишек продавцов уменьшается. В целом благосостояние нации увеличивается, так как выгоды покупателей превышают потери продавцов.

Введение таможенных пошлин порождает безвозвратные потери. Например: в результате введения тарифа, импорт сокращается до величины Q`S – Q`d. При этом отечественное производство возрастает QS – Q`S, а внутреннее потребление снижается от Qd до Q`d. Чистые потери потребителей составляют область a+b+c+d. Выигрыш производителей – область «а». Выигрыш государства – «с». Чистые потери национального благосостояния –«b» и «d».

Аргументы в пользу ограничения свободной торговли достаточно многообразны и противоречивы. Главными из них являются следующие:

а) таможенные тарифы позволяют защитить оборонные отрасли промышленности, которые необходимо развивать в любом случае;

б) таможенные тарифы позволяют увеличить внутреннюю занятость ресурсов и простимулировать спрос в стране;

в) таможенные тарифы необходимы для защиты монокультурных экономик от разрушительных колебаний конъюнктуры мирового рынка;

г) таможенные тарифы необходимы для защиты новых, «молодых» отраслей национальной экономики;

д) таможенные тарифы необходимы для защиты отечественных производителей от демпинга – сбыта импортной продукции по ценам, которые ниже внутренних рыночных цен.

В экономической жизни существуют ситуации (называемые обычно «изъянами рынка»), когда рыночный механизм не может обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов, а так же произведённых благ. Эти изъяны рынка связаны с производством и потреблением благ и возникновением внешних эффектов.

Внешние эффекты – это влияние действий экономических субъектов, участвующих в производстве и потреблении данного блага, на третьих лиц. Отрицательные внешние эффекты – негативное воздействие третьих лиц, их затраты не учитываются; положительные внешние эффекты – позитивное воздействие на третьих лиц, их выгоды не учитываются при заключении сделки.

           
Общественные блага и теория общественного выбора. Все блага можно классифицировать исходя из двух критериев: конкурентность благ в потреблении и исключаемость благ из потребления. Конкурентными в потреблении блага будут в том случае, когда получение выгод от потребления данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным получение этих выгод в том же самом отношении от того же самого блага каким-либо другим экономическим субъектом. Исключениями из потребления являются такие блага, обладание правом использование которыми данным экономическим субъектом одновременно означает для него возможность воспрепятствовать всем остальным экономическим субъектам. Частные блага – блага, обладающие высокой конкурентностью и исключаемостью (продукты питания, одежда). Общественные блага – такие блага, которые объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой) конкурентность малоисключаемостью (маяк, национальная оборона). Общие блага (коммунальные) – блага, имеющие высокую исключаемость и низкую исключаемость (леса, национальные парки, общинные земли). Исключаемые общественные блага – это низкая конкурентность и высокая исключаемость (пожарная охрана, музеи) Конкурентность
Исключаемость низкая высокая
высокая Исключаемые общественные блага Частные блага
низкая Общественные блага Общие блага

Наиболее эффективным рыночным механизмом оказывается в отношении частных благ, менее эффективным в отношении общих и исключаемых общественных благ и практически не функционирует в отношении общественных благ. Возникает проблема «безбилетного пассажира»: каждый будет ждать, что заплатит другой. В результате такое благо может вообще не производится. Некоторые общественные блага при определенных условиях могут приобретать необходимую степень исключаемости, что делает возможным их производство в рыночном секторе. Такие блага называют условно общественными (квазиобщественными) (помещения библиотек, лекционных залов).

Государство организует производство общественных и квазиобщественных благ, используя различные субсидии и льготы, создает группы (клубы) потребителей, увязывает потребление общественного блага с частными благами (пакетирование) и т.д. Конкретный метод зависит от того насколько сильно проявляются признаки конкурентности и исключаемости данного блага.

Изъяны рынка (внешние эффекты, общественные блага) требуют государственного участия. Но в связи с этим возникают новые проблемы. В частности, насколько государство правильно осознает общественные потребности и насколько эффективно оно будет использовать ресурсы.

Основной принцип теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют одинаково как в роли частного лица, так и в любой общественной роли. Действия и выбор людей, занимающих различные посты в государственной машине, также управляются соображениями личной выгоды в большинстве случаев.

Политические (общественные) решения принимаются на основе выявления предпочтений граждан или членов любого другого сообщества. Чаще всего это предполагает голосование. Самый распространенный принцип при голосовании – правило большинства голосов. Парадокс голосования: предпочтения каждого голосующего четко определены, а предпочтения общества в целом нет.

Основной метод изучения общественного выбора – метод анализа затрат и результатов. Цель метода – выяснить является ли совокупность благ, получаемых обществом от реализации правительственных программ (производство общественных благ), достаточно большой по сравнению с затратами. Эффективный объем производства общественного блага будет определятся по аналогии с частным благом. Общая кривая спроса на общественное благо может быть получена путём не горизонтального, а вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса. Общественное благо должно выпускаться до такого количества, пока общественная (суммарная) готовность оплатить это количество не станет равной предельным издержкам выпуска этого количества (равновесное).

Анализ различных ситуаций даёт следующие выводы. При прямой демократии: а)если затраты распределяются в той же пропорции, что и выгоды, то голосование приведет к оптимальному результату; б)если затраты распределяются равномерно, а выгоды – нет, то на производство общественных благ будет тратиться меньше средств, чем необходимо; в) если затраты распределяются неравномерно, а выгоды – нет, то будет тратиться больше средств, чем оптимально необходимо.

В модели представительной демократии сплошь и рядом могут приниматься решения, совершенно не соответствующие модели усредненного избирателя. Чтобы избиратели могли оказывать влияние на своего представителя, они должны обладать определенной информацией о принимаемых решениях, должны поддерживать связь со своими избранниками. Всё это требует определенных затрат. Определенные группы людей могут сопоставить свои затраты с теми выгодами, которые они получат в результате принятия того или иного решения. Лоббизмом называется деятельность, направленная на обеспечения принятия общественных решений в интересах группы. Так как члены представительных органов между собой гораздо интенсивней общаются, чем со своими избирателями, а представительные органы принимают сотни решений – это порождает практику торговли голосами. Эта практика называется логроллинг.

Изучение процесса голосования даёт два основных вывода:

1) Нельзя целиком и полностью полагаться на результаты голосования, надеясь добиться оптимального уровня государственных расходов.

2) Результаты зависят от конкретного регламента, по которому принимаются решения. Выбор того или иного регламента для принятия демократических решений называют конституционным выбором.

Сама по себе государственная экономическая деятельность не является гарантией преодоления недостатков рынка и достижения экономически эффективного размещения ресурсов. Принимая решения об осуществлении той или иной экономической деятельности частным либо государственным сектором, приходится выбирать между институтами, имеющими каждый свои плюсы и минусы. При этом необходимо сопоставлять как достоинства, так и недостатки рыночного и государственного механизмов координации экономической деятельности и получения данного конкретного вида благ.

Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов Из всех типов предприятий (фирм) в России наиболее распространены хозяйственные товарищества и общества. Хозяйственные товарищества и общества. Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом (неограниченная ответственность). ПТ распространены преимущественно в сельском хозяйстве и сфере услуг; обычно они представляют собой небольшие по размеру предприятия и их деятельность контролировать достаточно просто. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Форма КТ характерна для более крупных предприятий из-за возможности привлечения значительных финансовых ресурсов через фактически неограниченное число коммандитистов. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Данная организационно-правовая форма распространена среди мелких и средних предприятий. Общество с дополнительной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. Преимущества товариществ заключаются в следующем:
1) товарищества легко организовать;
2) экономические возможности предприятия значительно увеличиваются;
3) появляется возможность более высокой специализации участников товарищест-
   
   
  ва в управлении из-за большого числа участников;

Недостатки:

  1) участники товарищества не всегда однозначно понимают цели деятельности предприятия и средства достижения этих целей
2) финансовые ресурсы ограничены при развитии предприятия;

Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Открытое АО – общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое АО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и уставом АО.

Устав является учредительным документом акционерного общества. Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акций данного акционерного общества, которые приобрели акционеры. Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров, оно может назначать совет директоров с его председателем в случае, когда общее число акционеров превышает 50 человек.

Преимущества данной организационно-правовой формы - в следующем:

1) существует возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов;
2) существует возможность быстрого перетекания финансовых средств из одной отрасли в другую;
3) существует право свободной передачи и продажи акций;
4) ответственность акционеров ограничена;
5) появляется разделение функций владения и управления.

Недостатки:

1) сложности при регистрации устава акционерного общества
2) появляются благоприятные возможности для финансовых злоупотреблений;
  3) в связи с выплатами по акциям дивидендов возникает ситуация двойного налогообложения, когда первый раз налогом облагается дивиденд как часть прибыли акционерного общества, а во второй раз дивиденд облагается налогом как личная прибыль держателя акции;

Префакции (привилегированные акции) – одно из преимуществ этого вида акций состоит в том, что дивиденд по префакциям фиксирован и устанавливается при выпуске акций

Производственный кооператив (артель) – добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов Имущество, которое находится в собственности производственного кооператива, делится на части (паи) его членов в соответствии с уставом данного предприятия.

Унитарное предприятие (УП) – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество УП является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В Российской Федерации в форме УП могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

Индивидуальный предприниматель (ИП) без образования юридического лица, являющийся физическим лицом, есть также организационно-правовая форма предприятия, например, крестьянское (фермерское) хозяйство является предприятием, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а его глава признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Преимущества данной организационно-правовой формы - в следующем:

  1) предприятие легко зарегистрировать, расходы и время незначительны;
2) владелец предприятия располагает полной свободой;
  3) достаточно низкие по сравнению с юридическими лицами ставки налогообложения.

К недостаткам же можно отнести следующие моменты:

1) существует значительная ограниченность финансовых ресурсов;
2) отсутствие поддержки со стороны властей;
3) отсутствие у него какого-либо профессионализма;
4) трудность получения лицензии на лицензируемый вид деятельности;
5) ответственность индивидуального предпринимателя неограниченна
Издержки производства и их виды Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли. Издержки альтернативные — выгода, упущенная вследствие неиспользования экономического ресурса в наиболее доходной из всех возможных сфер и отраслей хозяйства. Например, для самостоятельного хозяина альтернативными издержками является наивысшая заработная плата, которую он мог бы получить, выполняя работу по найму. В число альтернативных издержек входят выплата заработной платы рабочим, инвесторам, оплата ресурсов. Явные издержки - это альтернативные издержки принимающие форму прямых (денежных) платежей за факторы производства (выплата заработной платы, процентов банку, гонорары менеджерам, оплата поставщикам финансовых и других услуг, оплата транспортных расходов и т.д.). Неявные (имплицитные) издержки - альтернативные издержки ресурсов, непосредственно самих владельцев предприятия. Внешние издержки - выплаты поставщикам, не относящимся к владельцам данной фирмы. Издержки, связанные с использованием собственного ресурса, представляют собой неоплачиваемые или внутренние издержки. Краткосрочный период - это период времени слишком короткий для изменения производственных мощностей, но достаточный для изменения интенсивности использования этих мощностей. Постоянными называются такие издержки, величина которых не меняется в зависимости от объема производства Общепринято на практике определение постоянных издержек как накладных расходов. Постоянные издержки связаны с непосредственным существованием предприятия, даже в тех случаях, когда предприятие ничего не выпускает, они должны быть оплачены (арендные платежи, амортизация, жалование высшему управленческому персоналу и т.д.) Переменными называются такие издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема выпуска. Это затраты на сырье, топливо, электроэнергию, большую часть трудовых ресурсов и т.д. Сумма переменных издержек меняется в прямой зависимости от объема производства. В начале процесса производства переменные издержки будут увеличиваться уменьшающимися темпами до тех пор, пока им не будет соответствовать максимальный уровень доходности, при минимальных затратах на каждую дополнительную единицу выпускаемой продукции. Затем переменные издержки будут увеличиваться нарастающими темпами, это обусловлено законом убывающей доходности. Совокупная сумма издержек STC - это сумма постоянных и переменных издержек при данном объеме производства. При нулевом объеме производства общие издержки будут равны постоянным. Средние издержки (АС) - это совокупные затраты на единицу продукций. Определяются путем деления совокупных издержек выпуска продукции на количество единиц продукции. АС=SТС/Q Средние постоянные издержки (AFC) определяются путем деления суммарных постоянных издержек (TFC) на соответствующее количество произведенной продукций (Q) AFC = TFC / Q Средние переменные издержки (SAVC) определяются путем деления суммарных переменных издержек (TVC) на соответствующее количество произведенной продукций Q SAVC = TVC / Q Средние общие издержки (SATC) рассчитываются при помощи деления общих издержек TC на объем произведенной продукций Q. SATC = STC / Q = FC/Q+VC/Q = AFC + SAVC Предельными издержками называются дополнительные издержки, связанные с увеличением выпуска продукций на 1 единицу или изменение совокупных затрат при изменении выпуска продукции (MC): MC = ΔTC / ΔQ
Прибыль и ее роль в деятельности хозяйствующих субъектов Прибыль - чистый доход предприятия, т.е. часть общей выручки, полученной от реализации продукции или услуг, которая остается после вычета из нее всех затрат на производство (издержек). На уровне хозяйствующего субъекта возникает целая система прибылей: валовая (балансовая) прибыль, прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия, прибыль по внереализационным операциям, чистая прибыль. Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом. Валовая (балансовая) прибыль представляет собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям: Пв = Прп + Прф + Пвн, где Пв — валовая прибыль; Прп — прибыль от реализации продукции; Прф — прибыль от реализаций основных фондов, иного имущества предприятия; Пвн — прибыль от внереализационных операций. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемым в себестоимость продукции: При = Вд - НДС - А - И, где Вд — выручка (валовый доход) от реализации продукции (работ, услуг), НДС — налог на добавленную стоимость, А — акцизы, И — затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Основными факторами, определяющими величину прибыли и уровень рентабельности, является выбор наиболее эффективных методов производства, обеспечивающих снижение материалоемкости и трудоемкости производства, и осуществление режима экономии во всех звеньях производства, а также снижение издержек, экономия ресурсов, ускорение оборачиваемости. Рентабельность - показатель экономической эффективности производства, характеризующий соотношение дохода и затрат за определенный период времени. Рассчитывается как отношение прибыли к затратам. Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между балансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей. Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иное не предусмотрено Уставом. Схемы распределения чистой прибыли: предприятия: ЧП = РФ + ФН + ФП, где ЧП – чистая прибыль, РФ – резервный фонд, ФН – фонд накопления, ФП – фонд потребления; товарищества: ЧП = РФ + ФН + ФП + ПР, где ПР - прибыль, распределенная между учредителями. Резервный фонд создается хозяйствующими субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятий с иностранными инвестициями. Акционерные общества зачисляют в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей их номинальную стоимость. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Его размер должен составлять не менее 15 % уставного капитала. Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющих практически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Фонд накопления и фонд потребления - это фонды специального назначения. Это экономические категории, но иногда они образуются, если это предусмотрено учредительными документами. Фонд накопления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения основных фондов, оборотных средств и т.п. Фонд накопления показывает рост имущественного состояния хозяйствующего субъекта. Фонд потребления представляет собой источник средств хозяйствующего субъекта для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. К фонду потребления относятся следующие выплаты в денежных и натуральных формах:
- - суммы, начисленные на оплату труда (ФОТ);
- - доходы (дивиденды, проценты) по акциям;
- - суммы предоставленных хозяйствующим субъектом трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow