Равновесная цена

Совместим на одном графике кривые спро­са я предложения.

Цена Р о, при которой объем спроса ра­вен объему предложения, называется равновесной ценой. При равновесной цене:
- цена, при которой спрос и предложение равны;
- цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
- цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Все остальные цены бу­дут неравновесными. Объем Q о - равновесный объем. Если цена будет выше равновесной, то избыток предложения будет оказывать понижающее воздействие на цену. Если цена будет ниже ра­вновесной, то образовавшийся дефицит заставит цену расти.

Рынок по своей природе динамичен и многообразен. Поэтому равно­весие может быть не только устойчивым, но и нестабильным. Равновес­ная цена может иметь не единственное и строго определенное значение, а взаимодействие опроса и предложения не всегда приводит к равно­весной цене.

Государство может директивно устанавливать фиксированные цены. В зависимости от того, как они соотносятся с равновесными ценами, в экономике будет возникать либо избыток товаров, либо их дефицит.

Спрос и потребительский выбор В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей конкретных благ. Экономическая теория основывается на фундаментальной предпосылке, что люда склонны выбирать те товары и услуги, которые они оценивают наиболее высоко. Субъективная оценка полезности данного блага зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. Общая полезность - это удовлетворение, которое получает экономический субъект от потребления данного набора благ. Предельная полезность - это полезность дополнительной единицы блага при прочих равных условиях. Процесс потребления характеризуется следующими особенностями: 1) большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т.е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется бла­го; 2) переход от неполного удовлетворения к полному происходит не внезапно, а через более шей менее многочисленные ступени. Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что по мере потребления новых единиц данного блага, при прочих равных условиях, предельная полезность уменьшается. В графической интерпретации: Если на втором рисунке вместо условных единиц поле­зности поставить цены, мы получим не что иное, как кривую спроса. Ее ниспадающую форму (отрицательный наклон) можно объяснить не только базируясь на теории предельной полезности, но также исхо­да из эффектов дохода и замещения. Эффект дохода; если цена на какой-либо товар снижается, то у по­требителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного товара. Эффект замещения: потребитель покупает боль­ше товара, цена на который снизилась, заменяя им товары, ставшие относительно дороже. Каждое домохозяйство, имея ограниченный доход (бюджет), стремит­ся повысить свою общую полезность. Принцип максимизации общей поле­зности состоит в следующем: приобретая какой-то набор различных благ, необходимо распределить свой доход так, чтобы предельная по­лезность, полученная в расчете на единицу цены одного блага, была равна предельной полезности в расчете на единицу цены другого блага. Если набор состоит из блага А и блага В, то MUА/ РА = MUВ/ РВ где MU - предельная полезность, Р - цена. Это условие потребительского равновесия. Для анализа поведения потребителя используются кривые безразличия. При их построения исходят из того, что потребитель всегда мо­жет указать, какой из сравниваемых наборов благ лучше, либо счесть наборы благ равноценными. Представим, что каждый набор состоит все­го из двух продуктов (например, А и В). Составим таблицу равноценных для потребителя количеств обоих продуктов и построим кривую безразличия. Кривая безразличия показывает все возмож­ные равноценные наборы этих продуктов. Взяв другие возможные варианты сочета­ния данных продуктов, можно составить карту безразличия, которая пред­ставляет собой семейство кривых безразли­чия. Чем дальше кривая отстоит от начала координат, тем большей полезностью обла­дают соответствующие наборы продуктов. Потребителя ограничивают два фактора: цена и доход. Предположим, что у потреби­теля имеется сумма в N руб., которую он может полностью потратить на покупку А и В. Допустим, что цена А со­ставит а руб. за 1 кг., а B - b руб. Тогда можно графически изобразить бюджетную линию, т.е. все возможные варианты сочетания покупок А и В, сумма за­трат на которые равна N руб. Любая точка, лежащая на бюджетной линии, удовлетворяет следующему уравнению: РА ОА + Рb Оb = J, где J - доход потребителя; РА и Рb - цены А и В; ОА и Оb- количества А и В Если соединить графики, то получится график потребительского выбора. Равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касает­ся наивысшей кривой безразличия (точка Е). Кривые безразличия широко используют­ся при рассмотрении эффекта изменения де­нежного дохода покупателей и изменения цены одного из благ. Рыночная кривая спроса является суммой индивидуальных величин спроса при каждом значении цены.
Виды рыночных структур Если рассматривать различные рынки с точки зрения количества по­купателей и продавцов, характера рыночной продукции, легкости вхо­да на рынок и выхода из него, доступности необходимой информации, то эти характеристики можно объединить понятием рыночная структура. Можно выделить четыре основные структуры рынка. 1) Чистая (совещенная) конкуренц ия. Ее характерные признаки: а) очень большое число фирм, выходящих на рынок; б) стандартизиро­ванная продукция (при данной цене потребителю безразлично, у кого покупать товар); в) продавцы не могут осуществлять контроль над це­нами, т.к. доля каждой отдельной фирмыв общем объеме производства и продаж товара невелика; г) свободное вхождение в отрасль и выход из нее. Примеры: рынок сельскохозяйственных продуктов, фондовая биржа, рынок валют.
  2) Монополистическая конкуренция. Много продавцов поставляют схожие, но отличающиеся по отдельным свойствам и качествам товары. Характерные признаки монополистической конкуренции: а) большое количество продавцов; б) дифференцированный продукт; в) контроль над ценой незначителен; г) легкое вступление в отрасль. Примеры: розничная торговля: производство обуви, пошив одежды, общественное питание и т.д.
  3) Олигополия. Несколько крупных фирм контролируют рынок определенных товаров или услуг. Характерные признаки этой рыночной структуры: а) малое число фирм; б) продукция может быть стандартизированной, а может быть и дифференцированной; в) контроль над ценами ограничен взаимной зависимостью, но может быть значителен при тайном сговоре; г) существуют значительные препятствия для вхождения в отрасль. Примеры: производство стали, автомобилей, бытовых приборов.
   
  4) Чистая монополия. Одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Характерные признака: а) единственный продавец; б) продукт уникален, ему нет заменителей; в) чистый монополист диктует цену; г) вступление в отрасль других производителей заблокировано. Примеры: газовые и электрические компании, водоснабжение, кабельное телевидение, алмазный синдикат "Де Бирс" и т.д.

Монополист имеет возможность устанавливать высокую цену, а чтобы удер­жать ее, он должен, при прочих неиз­менных условиях сокращать производство.

Аргументы против предпринимательской монополии: а) ограничивает выпуск продукции и повышает цены; б) не способствует научно-техническому прогрессу; в) получение монопольной прибыли увеличивает неравенство в доходах; г) экономическая власть дает возможность влиять на политику правительства.

Аргументы "за": а) производятся продукты лучшего качества; б) существуют межотраслевая, потенциаль­ная, иностранная конкуренция; в) эффект масштаба: крупные фирмы имеют возможность уменьшить расходы; г) крупные фирмы обладают большим ресурсами, для научно-технического прогресса.

В конце XIХ века монополизация производства нарастала как снеж­ный ком. Это вызвало необходимость принятия различных законов, на­правленных на преодоление монополизации и развитие конкуренции. В 1890 г. в США был принят первый антимонопольный закон - Акт Шермана. Обычно антимонопольные законы стран с рыночной экономикой предполагают исключение из практики следующих действий: 1) монопо­лизация рынка явным образом (доля рынка); 2) фиксирование цен; 3) слияние конкурирующих фирм; 4) переплетающиеся директораты; 5) ценовая дискриминация (продажа одинаковых товаров по разным це­нам); 6) связанные контракты (покупка с условием)•

Закон Российской Федерации "О конкуренции" признает неправомер­ными следующие действия:

1) изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение их производства с целью создания дефи­цита;

2) предварительный сговор о повышении цен;

3) соглашение о территориальном деления рынков;

4) приобретение фирмой акций кон­курентов, если она выпускает более 30%объема данных товаров.

Признание фирмы монополистом иопределение незаконности ее действий осуществляет суд. Mepoй наказания обычно служит штраф, но возможно принятие и других санкций.

На поведение монополиста влияют и чисто экономические факторы: потенциальная конкуренция, конкуренция нововведений, конкуренция со стороны товаров-заменителей, со стороны импортных товаров.

Если производство любого объема продукции одной фирмой обходит­ся дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то возни­кает естественная монополия.

Законом РФ"О естественных монополиях" регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортиров­ка нефти и нефтепродуктов, транспортировка газа по трубопроводам, услуга по передаче тепловой и электроэнергии, железнодорож­ные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, общедоступной электрической и почтовой связи.

Государственное регулирование деятельности естественных монопо­листов предусматривает установление на их продукцию фиксированных цен итарифов или их предельного уровня, определение группы потре­бителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Государство должно контролировать идругие сферы деятельности подобных фирм.

Государственное регулирование рынка и внешние эффекты Основными способами воздействия на тот или иной рынок являются, во-первых, налоги и субсидии; во-вторых, регулирование цен (установление их верхних или нижних пределов, фиксирование); и, в-третьих, регулирование количества товаров на рынке. Каждый из этих способов будет иметь свои последствия. Например, введение налога с продаж установит на рынке новое равновесие, при котором равновесный объем снизится, а равновесная цена возрастет. Установление фиксированных цен будет порождать теневую экономику. Лицензирование и квотирование объемов вызовет рост цен. В экономической жизни существуют ситуации (называемые обычно "изъянами рынка"), когда рыночный механизм не может обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов. Эти изъяны рынка связаны с производством общественных благ и возникновением внешних эффектов (экстерналий).
Внешние эффекты - это влияние действий экономических субъектов, участвующих в даннойсделке, на третьих лиц. Отрицательные внешние эффекты- негативное воздействиена третьих лиц, их затраты не учи­тываются; положительные экстерналии - позитивное воздействие на третьих лиц, их выгода не учитываются при заключении данных сделок. Поэтому результатом позитивной экстерналии является недопроизводс­тво инедооценка (занижениецены) данной продукции. Графически воз­действие положительных (+) и отрицательных (-) внешних эффектов можноизобразить следующим образом: Для преодоления внешних эффектов необходимо определенным образом трансформировать их во внутренние (интернализация внешних эффектов). Наиболее явно отрицательные внешние эффекты связаны с загрязне­нием окружающей природной среды. Существуют различные способы умень­шения загрязнения при данном объеме производства, но все она требуют дополнительных затрат. Изд ержки предотвращения загрязнения (ИЗ) -затраты, связанные с уменьшением выбросов в окружающую природную среду. (Как правило, каждая дополнительная единица сокращения выбро­сов требует все больших затрат), Социальные издержки загрязнения (СИ) - сумма затрат, которые несет общество в результате вредных вы­бросов. Экологические издержки - затраты общества, связанные о опре­деленным состоянием качества окружающей природной среды. Экологичес­кие издержкой (ЭИ) = ИЗ + СИ. Оптимальный объем вредных выбросов при данном объеме производства достигается при минимальной величине ЭИ.
   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: