Совместим на одном графике кривые спроса я предложения.
Цена Р о, при которой объем спроса равен объему предложения, называется равновесной ценой. При равновесной цене:
- цена, при которой спрос и предложение равны;
- цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;
- цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.
Все остальные цены будут неравновесными. Объем Q о - равновесный объем. Если цена будет выше равновесной, то избыток предложения будет оказывать понижающее воздействие на цену. Если цена будет ниже равновесной, то образовавшийся дефицит заставит цену расти.
Рынок по своей природе динамичен и многообразен. Поэтому равновесие может быть не только устойчивым, но и нестабильным. Равновесная цена может иметь не единственное и строго определенное значение, а взаимодействие опроса и предложения не всегда приводит к равновесной цене.
Государство может директивно устанавливать фиксированные цены. В зависимости от того, как они соотносятся с равновесными ценами, в экономике будет возникать либо избыток товаров, либо их дефицит.
|
|
Спрос и потребительский выбор В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей конкретных благ. Экономическая теория основывается на фундаментальной предпосылке, что люда склонны выбирать те товары и услуги, которые они оценивают наиболее высоко. Субъективная оценка полезности данного блага зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. Общая полезность - это удовлетворение, которое получает экономический субъект от потребления данного набора благ. Предельная полезность - это полезность дополнительной единицы блага при прочих равных условиях. Процесс потребления характеризуется следующими особенностями: 1) большая часть потребностей человека рано или поздно насыщается, т.е. постепенно удовлетворяется по мере того, как используется благо; 2) переход от неполного удовлетворения к полному происходит не внезапно, а через более шей менее многочисленные ступени. Закон убывающей предельной полезности состоит в том, что по мере потребления новых единиц данного блага, при прочих равных условиях, предельная полезность уменьшается. В графической интерпретации: Если на втором рисунке вместо условных единиц полезности поставить цены, мы получим не что иное, как кривую спроса. Ее ниспадающую форму (отрицательный наклон) можно объяснить не только базируясь на теории предельной полезности, но также исхода из эффектов дохода и замещения. Эффект дохода; если цена на какой-либо товар снижается, то у потребителя высвобождается часть дохода для покупки дополнительных единиц данного товара. Эффект замещения: потребитель покупает больше товара, цена на который снизилась, заменяя им товары, ставшие относительно дороже. Каждое домохозяйство, имея ограниченный доход (бюджет), стремится повысить свою общую полезность. Принцип максимизации общей полезности состоит в следующем: приобретая какой-то набор различных благ, необходимо распределить свой доход так, чтобы предельная полезность, полученная в расчете на единицу цены одного блага, была равна предельной полезности в расчете на единицу цены другого блага. Если набор состоит из блага А и блага В, то MUА/ РА = MUВ/ РВ где MU - предельная полезность, Р - цена. Это условие потребительского равновесия. Для анализа поведения потребителя используются кривые безразличия. При их построения исходят из того, что потребитель всегда может указать, какой из сравниваемых наборов благ лучше, либо счесть наборы благ равноценными. Представим, что каждый набор состоит всего из двух продуктов (например, А и В). Составим таблицу равноценных для потребителя количеств обоих продуктов и построим кривую безразличия. Кривая безразличия показывает все возможные равноценные наборы этих продуктов. Взяв другие возможные варианты сочетания данных продуктов, можно составить карту безразличия, которая представляет собой семейство кривых безразличия. Чем дальше кривая отстоит от начала координат, тем большей полезностью обладают соответствующие наборы продуктов. Потребителя ограничивают два фактора: цена и доход. Предположим, что у потребителя имеется сумма в N руб., которую он может полностью потратить на покупку А и В. Допустим, что цена А составит а руб. за 1 кг., а B - b руб. Тогда можно графически изобразить бюджетную линию, т.е. все возможные варианты сочетания покупок А и В, сумма затрат на которые равна N руб. Любая точка, лежащая на бюджетной линии, удовлетворяет следующему уравнению: РА ОА + Рb Оb = J, где J - доход потребителя; РА и Рb - цены А и В; ОА и Оb- количества А и В Если соединить графики, то получится график потребительского выбора. Равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наивысшей кривой безразличия (точка Е). Кривые безразличия широко используются при рассмотрении эффекта изменения денежного дохода покупателей и изменения цены одного из благ. Рыночная кривая спроса является суммой индивидуальных величин спроса при каждом значении цены. |
Виды рыночных структур
Если рассматривать различные рынки с точки зрения количества покупателей и продавцов, характера рыночной продукции, легкости входа на рынок и выхода из него, доступности необходимой информации, то эти характеристики можно объединить понятием рыночная структура.
Можно выделить четыре основные структуры рынка.
1) Чистая (совещенная) конкуренц ия. Ее характерные признаки: а) очень большое число фирм, выходящих на рынок; б) стандартизированная продукция (при данной цене потребителю безразлично, у кого покупать товар); в) продавцы не могут осуществлять контроль над ценами, т.к. доля каждой отдельной фирмыв общем объеме производства и продаж товара невелика; г) свободное вхождение в отрасль и выход из нее. Примеры: рынок сельскохозяйственных продуктов, фондовая биржа, рынок валют.
Монополист имеет возможность устанавливать высокую цену, а чтобы удержать ее, он должен, при прочих неизменных условиях сокращать производство.
Аргументы против предпринимательской монополии: а) ограничивает выпуск продукции и повышает цены; б) не способствует научно-техническому прогрессу; в) получение монопольной прибыли увеличивает неравенство в доходах; г) экономическая власть дает возможность влиять на политику правительства. Аргументы "за": а) производятся продукты лучшего качества; б) существуют межотраслевая, потенциальная, иностранная конкуренция; в) эффект масштаба: крупные фирмы имеют возможность уменьшить расходы; г) крупные фирмы обладают большим ресурсами, для научно-технического прогресса. В конце XIХ века монополизация производства нарастала как снежный ком. Это вызвало необходимость принятия различных законов, направленных на преодоление монополизации и развитие конкуренции. В 1890 г. в США был принят первый антимонопольный закон - Акт Шермана. Обычно антимонопольные законы стран с рыночной экономикой предполагают исключение из практики следующих действий: 1) монополизация рынка явным образом (доля рынка); 2) фиксирование цен; 3) слияние конкурирующих фирм; 4) переплетающиеся директораты; 5) ценовая дискриминация (продажа одинаковых товаров по разным ценам); 6) связанные контракты (покупка с условием)•
Закон Российской Федерации "О конкуренции" признает неправомерными следующие действия: 1) изъятие товаров из обращения, а также ограничение или прекращение их производства с целью создания дефицита; 2) предварительный сговор о повышении цен; 3) соглашение о территориальном деления рынков; 4) приобретение фирмой акций конкурентов, если она выпускает более 30%объема данных товаров. Признание фирмы монополистом иопределение незаконности ее действий осуществляет суд. Mepoй наказания обычно служит штраф, но возможно принятие и других санкций. На поведение монополиста влияют и чисто экономические факторы: потенциальная конкуренция, конкуренция нововведений, конкуренция со стороны товаров-заменителей, со стороны импортных товаров. Если производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то возникает естественная монополия. Законом РФ"О естественных монополиях" регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов, транспортировка газа по трубопроводам, услуга по передаче тепловой и электроэнергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, общедоступной электрической и почтовой связи. Государственное регулирование деятельности естественных монополистов предусматривает установление на их продукцию фиксированных цен итарифов или их предельного уровня, определение группы потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию. Государство должно контролировать идругие сферы деятельности подобных фирм. |
Государственное регулирование рынка и внешние эффекты Основными способами воздействия на тот или иной рынок являются, во-первых, налоги и субсидии; во-вторых, регулирование цен (установление их верхних или нижних пределов, фиксирование); и, в-третьих, регулирование количества товаров на рынке. Каждый из этих способов будет иметь свои последствия. Например, введение налога с продаж установит на рынке новое равновесие, при котором равновесный объем снизится, а равновесная цена возрастет. Установление фиксированных цен будет порождать теневую экономику. Лицензирование и квотирование объемов вызовет рост цен. В экономической жизни существуют ситуации (называемые обычно "изъянами рынка"), когда рыночный механизм не может обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов. Эти изъяны рынка связаны с производством общественных благ и возникновением внешних эффектов (экстерналий). |
Внешние эффекты - это влияние действий экономических субъектов, участвующих в даннойсделке, на третьих лиц. Отрицательные внешние эффекты- негативное воздействиена третьих лиц, их затраты не учитываются; положительные экстерналии - позитивное воздействие на третьих лиц, их выгода не учитываются при заключении данных сделок. Поэтому результатом позитивной экстерналии является недопроизводство инедооценка (занижениецены) данной продукции. Графически воздействие положительных (+) и отрицательных (-) внешних эффектов можноизобразить следующим образом: Для преодоления внешних эффектов необходимо определенным образом трансформировать их во внутренние (интернализация внешних эффектов). Наиболее явно отрицательные внешние эффекты связаны с загрязнением окружающей природной среды. Существуют различные способы уменьшения загрязнения при данном объеме производства, но все она требуют дополнительных затрат. Изд ержки предотвращения загрязнения (ИЗ) -затраты, связанные с уменьшением выбросов в окружающую природную среду. (Как правило, каждая дополнительная единица сокращения выбросов требует все больших затрат), Социальные издержки загрязнения (СИ) - сумма затрат, которые несет общество в результате вредных выбросов. Экологические издержки - затраты общества, связанные о определенным состоянием качества окружающей природной среды. Экологические издержкой (ЭИ) = ИЗ + СИ. Оптимальный объем вредных выбросов при данном объеме производства достигается при минимальной величине ЭИ. |