double arrow
Возникновение и развитие системы госрегулирования экономики

С конца 19 в. создание крупных картелей, синдикатов, трестов, корпораций вело к возникновению:

1 ЭТАП – наряду с индив., частной соб-стью – различных форм коллективной капит. соб-сти (акционерной, корпоративной).

2 ЭТАП - государственного сектора экономики и государственной кап. соб-сти. Возникновение госуд. кап. собст-сти означало:

· сохранение отчужденности производителей от соб-сти и отстутствие у них новых моральных стимулов к эффективному труду (со временем острота этого противоречия сглаживается)

· развитие промышленной бюрократии, инт-та менеджеров (управителей)

· большая социализация общественных отношений, в связи с разработкой законодательства о труде – большая их открытость

1914-1918 - переход гос-кап-ма в ГМК произошел в годы I Мировой, она ускорила все процессы:

- госконтроль за транспортом (особенно ж/д), связью (телеграф, телефон), благоустройство (освещение, водопровод, городской транспорт)

- ограничение гос-вом производства товаров мирного потребления

- замена рыночной системы централизованной системой распределения сырья, мат-лов, оборудования

- регилирования производства

- нормирования потребления путем введения карточной системы

- уставновлении прямого госконтроля за внешней торговлей

- принудит. и скорейшее разрешение трудовых конфликтов путем введения легальных уступок

В наибольшей степени госрегулирование развилось к 1918 г. в Германии (финансовая буржуазия + юнкерство+бюрократия = Отдел по снабжению сырьем, кот. опирался на «военные общ-ва», которые рук-ли отраслями пром-сти). Принудит. хар-р. Строгая центр-ция.




В США в годы войны возникло Военно-пром. бюро, кот. занималось распредлением заказов. Управления по судоходству, дорогам, топливу. Военно-финансовая корпорация – все вопросы финансирования. Внешторг – тоже под контролем. В отличие от Гер., здесь госрегулирование носило частичный хар-р. Основаня форма госрегулирование – военные субсидии и заказы

В России государственное регулирование насаждалось в годы войны сверху и сверху же и создавались все органы управления экономикой («Особое совещание по оброне» и проч.)

1918-1929 – то есть ПОСЛЕ войны - во всех странах оказались отменены стеснительные для буржуазии военные формы и методы экономического регулирования. Зато получили распространение

1) кредитно-финансовая деятельность гос-ва (последствия войны перелагались благодаря ей на плечи простых людей посредством инфляции – а монополии получали субсидии).



2) Другая форма госрегулирования – финансовые мероприятия для спасения тех стран, в которых капитализм оказался на грани катастрофы (план Дауэса, план Юнга)

3) обеспечение идеологического обоснования позитивности гос-моноп. тенденций (ведет к «демократизации капитала», то есть участию рабочих в дележе прибылей = «Современная экономическая революция» - 1926 г издания – автор Томас Кравер, США)

1929-1939 – в ходе мирового экономического кризиса и после него – спасение монополий и их прибылей:

1) средства госбюджета расходовались на «оздоровление» обанкротившихся банков в форме кредитов для них (выбирались курпные банки)

2) прямая поддержка путем скупки акций по ценам, превышавшим их рыночный курс

3) к этому относятся

· «плановый эксперимент Гувера» и его система «индустриальной демократии», вместо «крайнего индивидуализма» - «корпоративные, ассоциативные действия»

· плановость в фашист. Герм. (с 1936 – 4-летние планы, отвечал за них Геринг)

· «новый курс Рузвельта» в США – попытки ввести эл-ты планирования, уступки м/б, фермерству, рабочему классу. «Новый курс» - 1933-1937, включал:

1. Закон о восстановлении пром-сти (после кризиса) = НИРА= 16.07-1933

2. введение системы государ. регулирования пром-сти

3. введение цен, ниже которых нельзя продавать (против демпингов, этот закон именовался «Кодекс честной конкуренции»)

4. Создание гос. органа – Национальной Администрации Обновления – должна следить за выполнеием НИРА. Глава – Джонсон. выпустили более 500 законов

5. Принудительное картелирование

6. Улучшение условий труда на госпредприятиях, выше зарплата, максим. отдых, право на профосюзы. При этом создано Национальное Управление Труда – его задача предотвращать забастовки

7. Создана «Администрация общественных работ» - борется с безработицей

8. Трудовые лагеря для безработнйо молодежи, выплата дотаций

9. Закон о помощи фермерам (1933); «Администрация по регулированию с/х» (уничтожение с/х продуктов для поднятия цен и поддержки с/х труда)

10. В финсфере – Реконструктивная Фин. корпорация, концентрация банков

Вариантом развития гос. регулирования кап. экономики был фашистский вариант в Германии, который противополставлялся буржуазной деморатической свободе, осн-н на:

1. укреплении монополистического капитала

2. жестком подавлении всех проявлений недоволсьтва, создании милитаристск. формир-й

3. принудительном труде в тех отраслях, приоритетность которых определяло гос-во.

4. С/х рабочие в этих условиях были фактически прикреплены к земле.

5. Закон о картелях принудительно включал в них мелкие и ср. предприятия (1933).

6. Крайняя централизация, создание «Организации промыслового хоз-ва»,. кот. подчинялись пром-сть, энергетика, торг., ремесла, банки, страховое дело

7. Полное слияние гос-ва с финансовым капиталом.

8. Полный контроль за внешторг – «Генеральный Совет немецкого хоз-ва»

9. Вместо всех партий – единая орг-ция «Немецкий трудовой фронт», следит за выполнением трудовой повинности

1939-1945 – война, как всегда, усилившая госуд-моноп. тенденции.

1) создание гос-моноп. орг-ций (Герм. –военно-хоз. объединения, Япония – контрольные ассоциации; США – Управл-е по делам воен. произ-ва, Англия – контрольн. управления)

2) финансовые олигархи – на ведущих госуд. постах

3) принудительное картелирование и синдицирование

4) широкое строит-во военных предприятий

5) передача военных заводов монополиям за ничтожную компенсацию

6) госзаказы

7) централизованное снабжение сырьем, мат-лами

8) контроль за внешторгом

9) контроль за мобилизацией и распред-ем рабочей силы

1946 – в США создан «Комитет экономчиеских советников» - узаконение ответ-ти главы гос-ва за состояние экономики

3.






Сейчас читают про: