Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Возникновение и развитие системы госрегулирования экономики




С конца 19 в. создание крупных картелей, синдикатов, трестов, корпораций вело к возникновению:

1 ЭТАП – наряду с индив., частной соб-стью – различных форм коллективной капит. соб-сти (акционерной, корпоративной).

2 ЭТАП - государственного сектора экономики и государственной кап. соб-сти. Возникновение госуд. кап. собст-сти означало:

· сохранение отчужденности производителей от соб-сти и отстутствие у них новых моральных стимулов к эффективному труду (со временем острота этого противоречия сглаживается)

· развитие промышленной бюрократии, инт-та менеджеров (управителей)

· большая социализация общественных отношений, в связи с разработкой законодательства о труде – большая их открытость

1914-1918 - переход гос-кап-ма в ГМК произошел в годы I Мировой, она ускорила все процессы:

- госконтроль за транспортом (особенно ж/д), связью (телеграф, телефон), благоустройство (освещение, водопровод, городской транспорт)

- ограничение гос-вом производства товаров мирного потребления

- замена рыночной системы централизованной системой распределения сырья, мат-лов, оборудования

- регилирования производства

- нормирования потребления путем введения карточной системы

- уставновлении прямого госконтроля за внешней торговлей

- принудит. и скорейшее разрешение трудовых конфликтов путем введения легальных уступок

В наибольшей степени госрегулирование развилось к 1918 г. в Германии (финансовая буржуазия + юнкерство+бюрократия = Отдел по снабжению сырьем, кот. опирался на «военные общ-ва», которые рук-ли отраслями пром-сти). Принудит. хар-р. Строгая центр-ция.

В США в годы войны возникло Военно-пром. бюро, кот. занималось распредлением заказов. Управления по судоходству, дорогам, топливу. Военно-финансовая корпорация – все вопросы финансирования. Внешторг – тоже под контролем. В отличие от Гер., здесь госрегулирование носило частичный хар-р. Основаня форма госрегулирование – военные субсидии и заказы

В России государственное регулирование насаждалось в годы войны сверху и сверху же и создавались все органы управления экономикой («Особое совещание по оброне» и проч.)

1918-1929 – то есть ПОСЛЕ войны - во всех странах оказались отменены стеснительные для буржуазии военные формы и методы экономического регулирования. Зато получили распространение

1) кредитно-финансовая деятельность гос-ва (последствия войны перелагались благодаря ей на плечи простых людей посредством инфляции – а монополии получали субсидии).

2) Другая форма госрегулирования – финансовые мероприятия для спасения тех стран, в которых капитализм оказался на грани катастрофы (план Дауэса, план Юнга)




3) обеспечение идеологического обоснования позитивности гос-моноп. тенденций (ведет к «демократизации капитала», то есть участию рабочих в дележе прибылей = «Современная экономическая революция» - 1926 г издания – автор Томас Кравер, США)

1929-1939 – в ходе мирового экономического кризиса и после него – спасение монополий и их прибылей:

1) средства госбюджета расходовались на «оздоровление» обанкротившихся банков в форме кредитов для них (выбирались курпные банки)

2) прямая поддержка путем скупки акций по ценам, превышавшим их рыночный курс

3) к этому относятся

· «плановый эксперимент Гувера» и его система «индустриальной демократии», вместо «крайнего индивидуализма» - «корпоративные, ассоциативные действия»

· плановость в фашист. Герм. (с 1936 – 4-летние планы, отвечал за них Геринг)

· «новый курс Рузвельта» в США – попытки ввести эл-ты планирования, уступки м/б, фермерству, рабочему классу. «Новый курс» - 1933-1937, включал:

1. Закон о восстановлении пром-сти (после кризиса) = НИРА= 16.07-1933

2. введение системы государ. регулирования пром-сти

3. введение цен, ниже которых нельзя продавать (против демпингов, этот закон именовался «Кодекс честной конкуренции»)

4. Создание гос. органа – Национальной Администрации Обновления – должна следить за выполнеием НИРА. Глава – Джонсон. выпустили более 500 законов

5. Принудительное картелирование

6. Улучшение условий труда на госпредприятиях, выше зарплата, максим. отдых, право на профосюзы. При этом создано Национальное Управление Труда – его задача предотвращать забастовки

7. Создана «Администрация общественных работ» - борется с безработицей



8. Трудовые лагеря для безработнйо молодежи, выплата дотаций

9. Закон о помощи фермерам (1933); «Администрация по регулированию с/х» (уничтожение с/х продуктов для поднятия цен и поддержки с/х труда)

10. В финсфере – Реконструктивная Фин. корпорация, концентрация банков

Вариантом развития гос. регулирования кап. экономики был фашистский вариант в Германии, который противополставлялся буржуазной деморатической свободе, осн-н на:

1. укреплении монополистического капитала

2. жестком подавлении всех проявлений недоволсьтва, создании милитаристск. формир-й

3. принудительном труде в тех отраслях, приоритетность которых определяло гос-во.

4. С/х рабочие в этих условиях были фактически прикреплены к земле.

5. Закон о картелях принудительно включал в них мелкие и ср. предприятия (1933).

6. Крайняя централизация, создание «Организации промыслового хоз-ва»,. кот. подчинялись пром-сть, энергетика, торг., ремесла, банки, страховое дело

7. Полное слияние гос-ва с финансовым капиталом.

8. Полный контроль за внешторг – «Генеральный Совет немецкого хоз-ва»

9. Вместо всех партий – единая орг-ция «Немецкий трудовой фронт», следит за выполнением трудовой повинности

1939-1945 – война, как всегда, усилившая госуд-моноп. тенденции.

1) создание гос-моноп. орг-ций (Герм. –военно-хоз. объединения, Япония – контрольные ассоциации; США – Управл-е по делам воен. произ-ва, Англия – контрольн. управления)

2) финансовые олигархи – на ведущих госуд. постах

3) принудительное картелирование и синдицирование

4) широкое строит-во военных предприятий

5) передача военных заводов монополиям за ничтожную компенсацию

6) госзаказы

7) централизованное снабжение сырьем, мат-лами

8) контроль за внешторгом

9) контроль за мобилизацией и распред-ем рабочей силы

1946 – в США создан «Комитет экономчиеских советников» - узаконение ответ-ти главы гос-ва за состояние экономики

3.





Дата добавления: 2015-05-12; просмотров: 376; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10171 - | 7568 - или читать все...

Читайте также:

 

100.26.176.182 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.