1) методы эмпирического исследования,
2) методы моделирования,
3) управленческо-воспитательные методы.
МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ.
· Наблюдение. Главная проблема, которая встает при применении
метода наблюдения, заключается в том, чтобы зафиксировать определённые характеристики характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. Возникают вопросы: что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое?
· изучение документов (в частности, контент-анализ). При помощи этого
метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций.
· разного рода опросы (анкеты, интервью). Этот метод вызывает
|
|
наибольшее число нареканий. Обычно критические замечания выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов. Обвинения такого рода основаны или на недоразумении, или на абсолютной некомпетентности в области проведения опросов.
· различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный
социометрический тест),
· наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный).
· Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях,
когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций.