Эмпиризм Ф.Бэкона и его учение о человеческих призраках

Одним из первых английских философов, выразивших новые веяния в общественной жизни и обобщивших успехи и достижения естествознания был Ф. Бэкон (1561-1626), с которого начинается родословная английского материализма и эмпирического направления в философии и психологии.

Эмпиризм

Прогресс науки м.б. только вне религии и заблуждений (пороков-призраков: рода, пещеры, рынка, театра)

Призраки рода – общеродовые пороки – ограниченность органов чувств (не видим атомов, ультрафиолетового спектра и т.д.). Это приводит к заблуждениям. Нужны технические устройства, расширяющие возможности.

Призраки пещеры – пороки индивидуального характера, то что приобретается при жизни или передаётся по наследству (цветовая слепота, социальные стереотипы и т.п.). Одностороннее восприятие мира – человек из своей пещеры видит только часть объекта (пещерное мышление). Необходимо взаимодействие, впрочем, общение часто источник новых пороков.

Призраки рынка – огромное количество понятий и терминов, обозначающие одно явление, процесс, как следствие – непонимание. На рынке все говорят, но никто не слушает…

Призраки театра – некритическое, слепое отношение учёных к научным авторитетам. Зритель переживает как актёр, пока тот на сцене. Это застой и консерватизм. В то же время следует отвергать нигилизм и бездушное отношение.

Универсальное средство избавления от пороков – опыт. Эксперимент – основа науки – искусственный опыт.

Основной научный метод – группировка данных

19 Рационализм Р.Декарта и его учение о "страстях души"

Рене Декарт (Картезий) (1596-1650) – французский философ-гуманист, в одном ряду с Бэконом выступает против диктата церкви в науке. Но он не эмпирик, а рационалист – опираться в познании нужно не на чувственный опыт, а на разум. За 3 года до смерти в 1649 году публикует работу «Страсти души»,

Декарта занимает вопрос о достоверности научного знания. На основе чего вы делаете вывод о том, что правильно, а что нет? На основе наличия сомнения. Если его нет – это признак достоверного знания. При этом всё можно подвергнуть сомнению, кроме одного – самого акта сомнения. «Сомневаюсь – стало быть, существую». «Мыслю, стало быть, существую», Мышление – особая самостоятельная сущность. Она функционирует независимо от телесного организма. Страсти лишь искажают картину мира.

Основоположник рефлекторного учения (следует заметить, что зрачковый рефлекс впервые был описан ещё Галеном). Декарт термин «рефлекс» не употреблял. У него это «принцип машинообразности». Вся телесная деятельность осуществляется по образу механизма. В отдёргивании руки от пламени душа никакого участия не принимает (истоки бихевиоризма). Мыслящая субстанция всего лишь находится в шишковидном теле головного мозга и всё. Животные духи, возбуждась от внешнего воздействия, бегут в шишковидную железу, где душа, душа открывает клапаны и выпускает животные духи к мышца – они сокращаются. Это и есть рефлекс по Декарту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: