Детерминистическое учение Б.Спинозы о природе психического

Намерение преодолеть дуализм Декарта. Работа «Этика».

Основная аксиома: никаких двух субстанций нет. Субстанция едина и сама себе есть причина. Одна в единстве всеобщих свойств. «Атрибут» - всеобщее свойство субстанции у Спинозы. Доступными для человека являются только 2 атрибута: протяжения и мышления. Каждый атрибут предстаёт в конкретной форме. Например, «модус протяжения» - конкретные отрезки времени и пространства; «модус мышления» - память, внимание, воля. Они выделены для объяснения качественного своеобразия отдельной вещи. Любой единичный объект представлен этими модусами (всё имеет душу, т.к. психика – всеобщий атрибут).

Психофизическая проблема представлена в соотношении атрибутов – соотношении души и тела. Они не могут определять друг друга, т.к. являются следствием одного.

Активность определяется аффектами. Следовательно, они и есть основание к богатству души, познавательной сферы.

21. Монадология Г.Лейбница

«Монадология», «Новые опыты о человеческом разуме» содержат следующие идеи. Достоверными знаниями являются только те, что исходят от разума. Мир состоит из монад. Их бесчисленное количество. Каждая заключена в телесную оболочку. Каждый живой или неживой объект – есть монада. Имеется общий принцип существования монад, но каждая замкнута в самой себе (версия Августина Блаженного). Каждая монада обладает двумя свойствами: содержанием – оно задано изначально, а забота монады – осознать это содержание. Содержание – это представление формы представления изначального содержания в монаде. Второе свойство – активность – проявляется в стремлении монады сделать содержание самоочевидной формой.

Перцепция – слабое осознание или его отсутствие, апперцепция – отчётливое осознание содержания как самоочевидности.

Монада может выражать себя не внутренним состоянием, а только через телесную оболочку.

Формы монад: монады ангела и бога (отсутствие оболочки и предельная ясность); монады – духи (осознают свои впечатления на уровне апперцепции, свойственны душе человека); монады – души (смутные формы на уровне перцепции: раздражимость, ощущения, восприятие); чистые монады (отсутствие восприятия содержания и собственного состояния, как сон без сноведений).

В каждом психофизическом акте гармонию обеспечивает Бог – психофизический параллелизм) предлагает теорию предустановленной верховной гармонии (потому «этот мир самый совершенный из всех миров»). Монады ангела и бога выполняют функцию соотношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: