Возникновение и развитие ассоциативной психологии в XVIII-XIX вв

Влияние Локка - как следствие два течения: материалимз и субъективный идеализм.

Джон Толанд (1670-1721) критикует взгляды Декарта и Спинозы. Первый полагал, что источник движения (первотолчка) – бог, второй опирался на теорию гилозоизма. Материя по Толанду имеет свойства движения изначально. Высокоорганизованная материя – мозг – орган психики – «настоящее сидалище мысли». Психика имеет материальную природу (вульгарный материализм).

Давид Гартли (1704-1757), используя эклектику, разрабатывает собственный подход на основе идей Декарта, Лейбница, Спинозы. Ассоциации могут возникать единично внутри ощущений, внутри идей и внутри движений. А также между этими категориями психического.

Последователь и ученик Гартли – Джозеф Пристли (1733-1804). Как и учитель, он отвергает мысль, что материя инертна, пассивна и мертва. Она обладает, помимо протяжения, такими свойствами, как притяжение и отталкивание. А высокоорганизованная материя обладает ещё и психическими способностями. Анатомо-физиологическая основа ощущений, идей и их ассоциаций – вибрации нервного и мозгового вещества (сильные вибрации для чувств и ослабленные для идей). Но это только причина. Вибрации могут происходить и без восприятия и мышления. Воля – следствие сознательного опыта.

Д.Беркли и Д.Юм – представители субъективного идеализма. Их приемниками стали не только философы-позитивисты, но и Вундт, Титчинер, которые анализируют элементы опыта субъекта в качестве особых, ни из чего не выводимых психических реалий.

«Быть – значит быть в восприятии» (солипсизм, от лат «солус» - единственный и «ипсе» - сам) – отрицание любого бытия, кроме собственного сознания.

Юм (1711-1776) сводит внешний опыт к первичному. Он не находит порядка в идеях, как в вещах и делает вывод, что ощущения вызваны не вещами. Они продукт работы головного мозга. В целом вопрос о том, существуют или нет независимо от нас физические объекты он считает неразрешимым (агностицизм – от греч. «недоступный познанию). Учение о причинности не более чем продукт веры в то, что за одним впечатлением, появится другое. Личность – есть непрерывный поток сменяющихся восприятий и всё. Калейдоскоп состояний сознания.

Джеймс Милль (1773-1836) и Джон Стюарт Милль (1806-1873). Их взгляды – классический образец механистической интроспективной ассоциативной психологии. Это направление называют также утилитаризмом.

Следуя Локку старший Милль полагал, что первыми состояниями сознания являются ощущения; производными от них – идеи. Ассоциации – способ совпадения или соприкосновения идей (чувства не затрагивают), в результате чего идеи (копии ощущений) становятся сложными. При этом Милль старший полагает, что разум пассивен.

Младший Милль говорит, что разум активен – он способен на творческий синтез. Взамен механической модели сознания он предлагает химическую. Но ассоциативный принцип связи элементов остаётся.

Исходные явления сознания, ассоциируясь, дают новое психическое состояние, качества которого не имеют подобия среди первичных элементов.

К середине XIX века трудами Бэна и Спенсера ассоциативная традиция получает полное завершение. Бэн предлагает физиологизацию ассоциативной психологии, а Спенсер – эволюционализацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: