Многообразие течений в отечественной психологии 20-30-х годов 20-го столетия

Философско-идеалистическое: В.В. Розанов, С.Ф. Франк, Л.М. Лопатин, Н.Я. Грот. Тут речь о так называемой «духовной психологии» - душа живёт своей жизнью и не связана с материальным миром; тождество веры и знания; вера и божественное откровение через «озарения души» – источник познания мира.

1. Эмпирическое: Г.И. Челпанов, А.П. Нечаев, Г.И. Россолимо. Для этого направления характерны, во-первых, непоследовательность, противоречивость методологической позиции; во-вторых, ориентация не на отечественную традицию в области человекознания, а на современные ей европейские идеи, прежде всего учение В. Вундта. Противоречивость этого направления особенно ярко проявлялась в отношении к эксперименту и оценке его места в психологии.

2. Рефлексологическое: Павлов, Бехтерев. Рефлексологическая концепция наиболее ярко представлена в работах В.М. Бехтерева. Идеи И.М. Сеченова. Начало комплексного и системного подхода.

3. Реактологическое: Корнилов.Он считал, что главный предмет изучения – реакции организма, поскольку в них объединяются объективные основы психики и субъективные переживания индивида. Таким образом, считал Корнилов, достигается возможность слияния эмпирической психологии сознания и объективной психологии поведения. Просуществовало до середины 30-х. Сам Корнилов отказался.

4. Педологическое: А.П. Нечаев, А.Ф. Лазурский, В.П. Кащенко и др. В теоретическом смысле педологическое движение не было однородным, в нем было представлено несколько направлений:

1. последователи психоаналитического учения (И.Д. Ермаков);

2. рефлексологически ориентированные педологи (И.А. Арямов, К.И. Поварнин, А.А. Дернова-Ярмоленко);

3. сторонники биогенетического подхода (П.П. Блонский);

4. сторонники социогенетического подхода (А.Б. Залкинд, С.С. Моложавый, А.С. Залужный и др.).

Комплексный подход к изучению ребёнка (педологические кадры – все, кто занимается детьми, врачи, педагоги, физиологи и пр.).

До 4 июля 1936 года (Постановление ЦК ВКПб «О педагогических извращениях в системе Наркомпросов).

5. Психотехническое: Гастев, Шпильрейн. На основе нужд советской промышленности. Методы профотбора, профконсультирование, исследование работоспособности, НОТ (научная организация труда). Практическая ориентированность исследований. После разгрома осталось только в военной и космической промышленности.

6. Бихевиористическое: Блонский, Корнилов (идеи марксизма и вульгарного материализма), Боровский. Немало способствовали развитию поведенческой психологии в России работы представителей Сеченовской школы – Павлова, Бехтерева, Ухтомского.

7. Фрейдистское: в 20-е гг. психоанализ так же как и другие направления психологии подвергся критическому пересмотру и теоретическому осмыслению с позиций марксистской философии. Многие ученые были втянуты в дискуссию о соответствии психоанализа марксизму. П. Блонский, Л. Выготский, А. Лурия, А. Залкинд. Фридман. К тому же как психоаналитики себя представляли многие политические деятели Троцкий, Луначарский, Бухарин, Отто Шмитд.

Идеи психоанализа были использованы для осуществления сексуальной революции в России.

Возглавляли психоаналитическое движение Сабина Шпильрейн и Иван Ермаков. Основные организации – «Психоаналитическое общество» и «Психоаналитический детский дом»

8. Зоопсихология: т ут, помимо идей Торндайка, велико влияние естественнонаучной школы и работ Павлова. В русле естественнонаучных идей с 20 по 60 годы проводятся исследования Вагнера и позже Ладыгиной-Котс, Тих, Войтониса, Рогинского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: