Слово «экономика» имеет древнегреческое происхождение. Оно представляет собой соединение двух греческих слов «ойкос» – «хозяйство» и «номос» – «закон». В литературе по экономике, в толковых словарях термин «экономика» в изначальной трактовке понимается как «искусство ведения домашнего хозяйства».
За более чем два тысячелетия смысл термина и самого понятия «экономика» значительно обогатился и изменился.
Развитие экономической теории проходило в несколько этапов.
На древнем Востоке, в античной Греции и Риме, в европейской истории вплоть до эпохи Просвещения экономика (экономическая теория) выступала в виде отдельных, не связанных между собой, трудов, обобщений практического опыта, содержащих конкретные рекомендации по организации хозяйства, отношению с работниками, ведению торговли.
В XVI веке, впервые сформировалась целостная экономическая теория – меркантилизм, центральной проблемой которой было накопление государственного богатства путём внешней торговли и защита национального производства за счёт протекционистских мер.
Физиократы искали источник богатства нации не во внешней торговле, а в производстве, считая производительным (увеличивающим богатство) только сельскохозяйственное производство, а единственным источником богатства – землю.
Классическая школа буржуазной политэкономии разрабатывала трудовую теорию стоимости, как универсального источника богатства общества. Её вершиной и одновременно отрицанием было учение Карла Маркса об отчуждении труда и прибавочной стоимости, вскрывшее противоречия буржуазного экономического строя и природу капиталистической эксплуатации.
Одновременно с марксизмом в середине XIX века возник маржинализм австрийской экономической школы, перенесший центр внимания с производителя на потребителя и проблемы установления рыночной цены товара. Эта школа, впитав достижения предыдущих эпох, породила всё богатство современной экономической мысли – от классического либерализма и кейнсианства до неолиберализма, неокейнсианства, институционализма и неоинституционализма.
На основе марксистских взглядов в СССР и странах социалистического лагеря развивалась теория планового хозяйства, разрабатывались принципы и механизмы межотраслевого баланса народного хозяйства, оптимального функционирования плановой экономики, внерыночной мотивации общественного труда.
Глобализация мирового хозяйства, перемещение центра тяжести принятия важнейших экономических решений с уровня государств на уровень транснациональных корпораций и формирование мирового экономического каркаса, состоящего из глобальных городов, развитие сетевых и распределённых форм производства и потребления ставят новые проблемы перед экономической теорией, которые в целом ряде случаев успешно решаются. Однако пока ещё рано говорить о формировании целостной теории нового экономического порядка.
Современная теория представляет собой совокупность основных положений указанных теорий, частично включая и положения марксизма в том, что касается стадии производства товара или вопросов производства, распределения и потребления общественных благ.
Сегодня под экономикой понимают:
1. Совместную, организованную деятельность людей по производству продуктов для удовлетворения их жизненных потребностей;
2. Систему отношений людей по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, удовлетворяющих потребности людей. В самом общем виде – это система отношений собственности;
3. Научную дисциплину (экономическую теорию), описывающую экономические механизмы и институты, и раскрывающую закономерности развития экономики. Экономическая теория это наука о том, как люди используют ограниченные ресурсы для производства экономических благ, необходимых для удовлетворения своих непрерывно растущих потребностей.
Основная роль экономической теории заключается в том, что она является базовой экономической дисциплиной, которая формирует методологию познания экономических явлений, основы экономического мышления, описывает фундаментальные законы и принципы экономических отношений на каждом историческом этапе развития экономики. Без экономической теории невозможны ни экономическая практика, ни экономическое образование, ни прогнозирование социально-экономического развития общества.
Основные функции экономической теории:
• познавательная функция – дает знания об основах экономики;
• методологическая функция – является методологической базой для других наук, так как выявляет общие экономические законы;
• практическая функция – обеспечивает экономическую политику.
Любое общество сталкивается с тремя основными и взаимосвязанными проблемами экономики:
1. Что производить и в каком объеме?
2. Как будут производиться товары и услуги?
3. Для кого будут производиться товары и услуги, кто их будет покупать, и оплачивать, получая при этом пользу?
Главными экономическими целями современного общества являются:
1) устойчивое развитие (sustainable development), подразумевающее удовлетворение экономических потребностей общества на основе экономического роста при сохранении возможностей свободного развития будущих поколений;
2) повышение эффективности производства (производительности труда) на основе повышения его энергоэффективности и ресурсосбережения;
3) полная занятость;
4) социально-экономическая стабильность на основе прогнозирования и сглаживания последствий циклического развития мировой экономики.
Экономический рост расширяет производственные возможности, являясь общей предпосылкой повышения народного благосостояния. Однако экономический рост достижим лишь при эффективном (оптимальном) использовании всех имеющихся ресурсов в производственном процессе.
Все люди в чем-то нуждаются. Потребность – это состояние неудовлетворенности человека условиями жизнедеятельности.
Потребности человека многообразны, отсюда, многообразны и их классификации. Потребности человека и общества имеют тенденцию к росту и непрерывному изменению. Данное свойство потребностей делает их импульсом для развития производства.
Отсюда выстраивается постоянно возобновляющаяся цепочка:
ПОТРЕБНОСТИ > ПРОИЗВОДСТВО > БЛАГО > ПОТРЕБНОСТИ > ПРОИЗВОДСТВО > БЛАГО > …
То есть, чем больше потребностей, тем шире производство и больше экономических благ будет произведено для потребления, которое формирует новые потребности и так далее.
Потребность – нехватка, недостаток чего-либо. Существует иерархия потребностей (от физиологических – дыхание, еда, сон и пр. до духовных – в истине, добре и красоте, любви, боге). Наиболее популярна иерархия потребностей, сформулированная американским социологом У. Маслоу. Потребности в экономических благах входят составной частью в предмет экономической теории.
Производство – это преобразование природных ресурсов с целью создания необходимых материальных условий для существования общества и/или, оказание услуг, удовлетворяющих потребности отдельных индивидов или общества в целом, в процессе труда, понимаемого как целенаправленное расходования рабочей силы человека, направленное на производство материальных и духовных благ.
Благо – это то, то удовлетворяет потребность. Экономическое благо – ограниченное по своей природе, распределяемое в обществе по определённым экономическим, (связанным с отношениями собственности) принципам, за которое приходится платить другим, альтернативным, благом
Для создания продукта или экономического блага необходимы определенные факторы, из которых и с помощью которых их можно произвести.
Эти факторы называются экономическими ресурсами, которые подразделяются на четыре так называемых факторных ресурса (или производственных фактора): труд (или рабочую силу), землю (включая её недра и природные биологические ресурсы), капитал (средства производства и финансовый капитал) и предпринимательские способности (организаторов производства). Кроме указанных ресурсов выделяются информационные, научно-технологические, экологические, интеллектуальные (связанные со способностью к инновациям) ресурсы. Последние ресурсы ещё не нашли адекватного численного выражения в экономической теории. О них говорят пока только с качественной стороны.
Особенность экономических ресурсов, как и экономических благ, заключается в их ограниченности.
Ограниченность экономических ресурсов выражается в том, что в каждый данный момент наличных ресурсов недостаточно для производства того количества благ, которое удовлетворило бы существующие в обществе потребности. Отсюда производственные возможности общества в каждый данный период времени также ограничены.
Ограниченность производственных возможностей общества можно пояснить с помощью графической модели: кривой производственных возможностей.
Кривая производственных возможностей показывает возможные сочетания объемов производства двух благ (или двух совокупностей благ) в условиях ограниченных ресурсов.
Если возникает необходимость в увеличении производства одного блага в условиях ограниченных ресурсов, то производство другого блага придется уменьшить. В экономической теории соотношение данных величин получило название альтернативных издержек.
Альтернативные (или вменённые) издержки – то количество одного блага, от которого необходимо отказаться обществу, чтобы увеличить производство другого блага. Они отражают ценность (стоимость) наилучшего из альтернативных вариантов, от которого пришлось отказаться для получения выбранного блага, выраженную в единицах этого блага
Удельные альтернативные издержки определяются как отношение величины издержек блага А, от которого приходится отказаться при изменении издержек при увеличении блага В на одну единицу.
АИуд = ∆А / ∆В,
где АИуд – удельные альтернативные издержки,
∆А – изменение блага А,
∆В – изменение блага В.
Экономическая эффективность общественного производства – экономическая категория, характеризующая результативность производства в сопоставлении с производственными ресурсами и общественными потребностями.
1. Экономическая эффективность отражает степень достижения цели – получения максимальных в данных условиях конечных результатов экономической деятельности на единицу затрат или ресурсов экономического потенциала. В наиболее общем виде эффективность производства определяется соотношением результатов и затрат.
Контрольные вопросы:
1. В чем заключается особенность экономических ресурсов?
2. Дайте определение кривой производственных возможностей.
3. Что такое воспроизводство? В чем отличие экстенсивного от интенсивного типа воспроизводства?
4.Какие показатели эффективности общественного производства Вы знаете?
5. Назовите типы общественного воспроизводства.