История становления научно-психологических теорий

Итак, впервые психология определялась как наука о душе и была одним из разделов философии. На протяжении веков идеалистические и материалистические взгляды претерпевали некоторые изменения. Эти изменения и дополнения строились на основании важных открытий, сделанных учеными (Герофил, Эразистрат, Декарт, Лейбниц и др.). Родоначальником эмпирической (опытной) психологии стал в 18в. английский философ и педагог Джон Локк. Кроме этого, ему принадлежит ряд психологических теорий и одна из них о том, что человек рождается на свет не имея никаких идей. Его душа - «чистая доска» (табула раса), на которой опыт выводит свои письмена.

В 19в. психология отделяется от философии и становится самостоятельной наукой.

Примерно с этого времени возникает и новое представление о предмете психологии. Способность думать, чувствовать, желать стали называть сознание. На смену психологии души пришла психология сознания. Но сознание еще долго принималось как явление особого рода, которое познается только в самонаблюдении и недоступно ни для какого анализа.

В 1879г. Вундтом в Лейпциге была организована первая в мире экспериментальная психологическая лаборатория. Вскоре, в 1885 году, Бехтерев В. М. организовал подобную лабо­раторию в России. С этого времени в психологии основным методом исследования становится эксперимент (исследователь создает определенные условия с целью изучения необходимых фактов, процессов и явлений), т.е. чаще всего исследуется то, что можно наблюдать - поведение. В начале 20в. благодаря, с одной стороны, достижениям в области науки (в частности, в ходе исследований в рамках невропатологии и психиатрии было доказано, что человеческой психике помимо сознательных свойственны также и неосознаваемые проявления), и социально-экономическим требованиям - с другой (постановка новых практических задач, связанных с развитием капиталистического производства, требовавшего разработки средств, позволяющих все-таки контролировать поведение другого человека), назрел кризис психологии сознания и поведения. Начинают формироваться и развиваться различные психологические теории и направления, предметом изучения которых является психика. На современном этапе развития для психологии характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, учитывающей интересы практики.

Таким образом, можно выделить следующие этапы развития психологии, ее становления как самостоятельной науки.

I этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух ты­сяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой (интроспекция) и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возни­кает в XX веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, — а именно поведение, поступки, реакции чело­века (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались). Происходит накопление фактов.

IV этап — психология как наука, изучающая объек­тивные закономерности, проявления и механизмы психики.

Психология (от греч.psyche - душа и logos – учение, наука) – наука о механизмах, закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. И конспект почитай!!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: