Учения Платона и Аристотеля о душе, первые философские определения души

Психология в переводе с древнегреческого («phyche» - душа, «logos» - наука) означает - наука о душе, о том, что в ней происходит. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические филосо­фы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образо­вание, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но идеалист-философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, сущес­твует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа на­чинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистичес­кая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика, проявляется в различных способнос­тях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность челове­ка — ощущение, оно принимает формы чувственно вос­принимаемых предметов без их материи, подобно тому, как «воск принимает оттиск печати без железа и золота». Ощущения оставляют след в виде представлений — обра­зов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и кон­трасту, тем самым указав основные виды связей — ассо­циаций психических явлений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: