Александровка-донская

Село в Павловском районе, расположенное на левом берегу Дона.

Возникло в начале 18 века и называлось Дуванка. Название это произошло от тюркского слова «диван», что обозначает «совет, собрание». Русские позаимствовали это слово у татар и стали произносить его как «дуван», то есть место, куда сходились для дележа добычи. Возможно, татары, доходившие в летнее время до этих мест, грабили идущие вниз по Дону суда, а в Дуванском яру или на возвышенных местах дуванили, то есть делили между собой добычу, захваченную на судах или захваченную у мирного населения.

Когда в 18 веке это место облюбовали украинские переселенцы, то они свой поселок стали называть Дуванкой.

Но в середине 18 века эти земли вместе с поселком захватил князь Н. Трубецкой (по сведениям Д. Самбикина - князь Черкасский). У князя Черкасского было две дочери - Марфа и Елизавета. По традициям того времени названия поселений давались по именам членов своей семьи. И поселение у Дона он назвал слобода Марфина, а имя второй дочери было дано селу, расположенному к востоку от Павловска - слободе Елизаветовке.

Впоследствии Марфина слобода стала называться Дунина, так как она перешла во владение одной из родственниц князя Евдокии (Дуни). Наряду с этими названиями существовало и второе простонародное название - Дуванка.

От князей Черкасских слобода перешла к новой фамилии помещиков Александровых и была переименована в слободу Александровку. Но так как в Павловском уезде уже была одна Александровка, то в отличие от той, она стала называться Александровка-Донская.

В настоящее время в простонародье село называется и Дуванкой, и A-Донской. Сокращение «А» (Александровка) сливается в разговоре со словом Донская, и получается единое слово - Адонская.

(По Д. Самбикину с дополнениями И.Г. Ампилова).

В селе Александровка-Донская в 1921 году родился лауреат Государственной премии СССР Леонид Захарович Коленко. Родители его были из простой крестьянской семьи: отец Захарий Иванович Коленко, мать Александра Романовна Богушова, брат Дмитрий (погиб на фронте), сестра Клавдия. После окончания школы в Александровке-Донской Леонид в 1935 году поступил на Павловский рабфак. Жил у директора рынка Алексея Федоровича Ревина и его жены, своей тетки Матрены Романовны Богушовой, для которой был как сын. После окончания рабфака он уехал в Москву и поступил в разведшколу. Связь его с близкими теряется. Началась и закончилась война, а от племянника 1 ни слуху, ни духу. Алексей Федорович делает запрос как на пропавшего без вести. Приходит ответ: жив, находится в Москве, служит в ГРУ, в годы войны работал в тылу врага. В 1948 году приезжал на родину. Вся трудовая жизнь его была связана с внешней разведкой. Бывал на высоких приемах, жил в кремлевской зоне, знал несколько иностранных языков. В центральной газете «Красная звезда» за 19 мая 1987 года был опубликован некролог по поводу его смерти. К сожалению, на родине мало кто о нем знает, хотелось бы это исправить. Мы должны помнить и гордиться своим заслуженным земляком.

(«Вести Придонья», 2007 год, 3 февраля, №12.И. Коленко, ветеран труда,

г. Павловск).


БАБКА

Село Павловского района, расположенное в 1,5 километрах от Дона, на левом его берегу. Название получило от речки Бабки, в настоящее время представляющей собой небольшой ручей. Начинается она в 20 километрах от села в оврагах Шипова леса, проходит, едва заметная,

возле Березок и впадает в Дон возле села Бабка. Течение талых вод бывает только весной во время таяния снега, а в летнее время ручей совершенно пересыхает по степным оврагам.

Вокруг села Бабка находится множество озер: Золотое, Карасеватое, Длинное, Дунайчик, Большой Городок, Маленький Городок, Лопушешное, Россошное, Бабочка, Ручей. В этих озерах в начале 17 века водилось много рыбы, а сама местность именовалась как Бабий Ухожай и отдавалась на откуп игуменам монастырей с братьею, богатым крестьянам, атаманам острогожских украинских казаков, а также зажиточным стрельцам из Воронежа и Тамбова. В «Дозорной книге» Воронежского уезда за 1615 год говорится, что Бабий ухожай находится в аренде у воронежца Кирилла Поздоровкина, который охотился здесь на бобров, собирал мед диких пчел, а зимой налавливал по нескольку возов рыбы. Платил он за аренду Бабьего ухожая в государственную казну 5 рублей в год.

Обилие рыбы в окрестных озерах и в самой речке Бабка привлекало сюда множество пеликанов, которые питались ею. В народе пеликанов называли баба-птица, потому что когда они стояли на берегу озера на коротких и толстых ногах, выпятив наполненный рыбой свой сильно растяжимый кожистый мешок на нижней челюсти, то чем-то были похожи на грудастую женщину, или по-простонародному - бабу. Но это всего лишь наше предположение. Просмотренные нами словари не дают пояснения этому народному названию.

Самуил Георг Гмелин в своих путевых заметках «Путешествие из Санкт-Петербурга до Черкасска, главного города Донских казаков в 1768 и 1769 годах» писал о бабе-птице: «Из птиц, кои по своей редкости в Европе достойны примечания, попались мне следующие: баба- птица - водится только в больших озерах, но хотя она по всему Дону в нарочитом множестве попадается, однако же я объявить здесь должен, что после ее нигде больше не видал, как при устье реки Дона, а именно у Черкасска, откуда она весною приходит сюда через Азовское и Черное море, и куда осенью назад возвращается; весу в ней будет 30 фунтов и больше».

По обилию пеликанов, которые здесь водились, это место стали называть Бабий ухожай, а потом и протекающую здесь речку - Бабкой.

Среди старожилов села Бабка, которые считают себя местными краеведами, существует и другое мнение насчет появления названия их села, о котором мы обязаны тоже упомянуть. Они утверждают, что в этом месте, на котором стоит их село, в давние времена по степи стояли грубо вытесанные из камня метровые статуи - бабы. Однако никто из местных жителей их никогда не видел, и ни одной такой статуи не сохранилось даже в Воронежском областном краеведческом музее. Что же это были за статуи?

В 11-13 веках кочевали в наших краях половцы. Они при погребении умерших насыпали большой холм над усопшим и воздвигали ему статую, обращенную лицом к востоку и держащую в руках перед пупком чашу. Подобные статуи встречаются не только в половецких степях, но и в Средней Азии и в Казахстане. Статуи, или, как их иначе называют, «каменные бабы», были не портретами умерших и похороненных в могилах людей, а изображениями убитых ими врагов.

Как видите, слишком большой период времени был с 11 века до 18, чтобы что-то сохранилось в степи возле будущего села Бабка в виде «каменных баб», от которых оно будто бы получило потом свое название. Так что эта версия полностью отпадает и остается только одна, прежняя: обилие рыбы в озерах и самой реке способствовало тому, что здесь поселилось множество пеликанов, прозванных в народе «баба-птица». Это «птичье прозвище» закрепилось за речкой, а потом перешло и на возникшее здесь в 1740 году небольшое поселение Бабка. Его основали переведенные сюда из северных уездов России дворцовые крестьяне.

(По В.А. Прохорову. Добавления И.Г. Ампилова).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: