Отдельную группу в отношении сохранения речи и ее восприятия представляют позднооглохшие дети, поступающие в специальную школу для слабослышащих детей в 1-е отделение с уже развитой речью, но нарушенным слухом.
У них наблюдается разная степень слухового нарушения и разный уровень сохранности речи. Развитие речи и формирование словесного мышления позднооглохшего ребенка проходило до потери слуха в условиях естественного речевого общения на основе слуха. Оглохшие владеют языком, его словарным запасом, грамматическим строем, опытом словесного общения. Для всех позднооглохших речевые движения окружающих имеют осмысленное значение.
Большинство позднооглохшиx, поступающих в специальную школу, имеют тяжелую степень слухового нарушения, поэтому на первый план выдвигается задача формирования импрессивной стороны речи, то есть восприятия речи на зрительной или слухозрительной основе с использованием звукоусиливающей аппаратуры.
Процесс овладения чтением с губ у позднооглохших отличается от аналогичного процесса у остальных детей с нарушениями слуха. Не слышащие и слабослышащие дети 2-го отделения специальной школы учатся чтению с губ в процессе формирования речи, в то время как учащиеся с поздней потерей слуха уже владеют речью, но должны специально приобретать навык зрительного восприятия устной речи для речевого общения и улучшения разборчивости восприятия речи при остаточном слухе.
|
|
Для многих позднооглохших обучение чтению с губ представляет большие трудности. В процессе специального обучения позднооглохших необходимо установить новую связь между сформированными кинестетическими и соответствующими зрительными образами произносимых слов, фраз, повысить встречную активность оглохшего в условиях контекста.
Таким образом, позднооглохшие отличаются от неслышащих и слабослышащих иными методами сохранения речи и формирования навыка чтения с губ, а при остаточном слухе - другими методами приспособления к слуховому аппарату.
22. Особенности самооценки у детей и подростков с нарушенным слухом.
На формирование самооценки в детском возрасте решающее влияние оказывает семья. В первые месяцы жизни под влиянием родительской любви и ласкового отношения близких у ребенка возникает общая самооценка. Она становится фундаментом формирования личности. При дефиците родительской любви у ребенка не возникает общая самооценка, но не как таковая, а лишь ее положительная направленность. Это приводит к различным деформациям в развитии личности: нарастающему чувству своей неполноценности, страху перед новым, агрессивности, озлобленности и т. п. Отсутствие положительной общей самооценки в раннем возрасте трудно компенсировать в более поздние периоды, тем более у детей с нарушенным слухом, которые сталкиваются с огромными трудностями в общении даже в своей семье (имеются ввиду дети с нарушенной слуховой функцией из семей слышащих родителей).
|
|
После двух лет, когда ребенок начинает осваивать разные виды деятельности, под непосредственным влиянием оценки взрослых начинает формироваться частная самооценка ребенка. В дошкольном возрасте самооценка, как правило, является завышенной - ребенок высоко оценивает свои достижения, независимо от реальных результатов своих действий. Это происходит потому, что общая положительная самооценка распространяется на отдельные действия – дошкольник еще не может отделить положительное отношение к себе в целом от оценки своих конкретных дел. На это стоит обратить особое внимание. Ведь на данном этапе формирования самооценки частные негативные оценки и замечания взрослых не оказывают должного воспитательного эффекта, а вызывают лишь обиду и отказ от неуспешной деятельности.
По мере того как развивается и дифференцируется представление ребенка о себе, частная самооценка отделяется от общей. К концу дошкольного возраста в норме ребенок уже должен понимать, что замечания взрослых по поводу его конкретных действий не снижают общего положительного отношения к нему, то есть что он может не уметь чего –то, оставаясь при этом хорошим и любимым. Отделение общей самооценки от частной является ведущей предпосылкой готовности ребенка к обучению в коллективе.
Так же важную роль в формировании адекватной самооценки играет общение ребенка со сверстниками. Сравнивая свои достижения в конкретных видах деятельности с результатами других детей того же возраста, ребенок начинает все более правильно и точно оценивать свои возможности и способности. Родители должны помочь ребенку правильно оценить свои достижения, указать на то, что он умеет лучше других, что хуже и что ему еще предстоит освоить. Но при этом ни в коем случае нельзя подвергать сомнению общую ценность его личности и положительную оценку ребенка в целом.
Частная самооценка формируется на основе оценок взрослых и на основе собственного опыта ребенка. Уже в младшем школьном возрасте дети начинают все более ориентироваться в самооценке. Благодаря интенсивному усвоению моральных норм, правил поведения и развитию рефлексии младший школьник уже способен правильно оценить свои успехи и неудачи.
Наиболее интенсивно формирование самооценки происходит в подростковом возрасте. Роль самооценки в формировании личности резко возрастает, как возрастает и уровень притязаний. Нередко подростки объясняют свой неуспех любыми не зависящими от них причинами, лишь бы не признать своей несостоятельности. Это создает неадекватное поведение (агрессивность, упрямство), что портит отношения с окружающими, делает подростка неуживчивым и трудновоспитуемым.
Длительное сохранение такого рода поведения приводит к тому, что эти формы закрепляются и могут стать устойчивыми чертами характера. При благоприятном развитии личности противоречие между самооценкой и возможностями подростка не переживаются так сильно и остро и к концу подросткового возраста становится важнейшим фактором развития личности. В 14-15 лет подросток может быть способным к саморазвитию через самовоспитание и самосовершенствование. Однако такое положительное и продуктивное действие самооценки возможно лишь при наличии и сохранении общей положительной самооценки, которое обеспечивает самоуважение и самопринятие.