Условия формирования речи у детей с нарушением слуха

Глухие и слабослышащие характеризуются различными условиями формирования речи и разными способами ее восприятия. Формирование речи у глу­хих (неслышащих) детей основывается на компенсаторном использовании всех сохранных анализаторов в условиях специального обучения. Только с помо­щью сурдопедагога возможно активное привлечение зрительного и слухового (с использованием ЗУА) восприятия, тактильно-вибрационной чувствительности и кинестетических ощущений.

Учитель показы­вает ученику, как должен функционировать его речевой аппарат для образова­ния речи, а также контролирует своим слухом правильность звучания речи ре­бенка. Он помогает глухому ученику сознательно овладеть движениями речевого аппарата, соответствующими произношению звуков, слов, фраз с использова­нием ЗУА.

Формирование устной речи неслышащих учащихся ведется в условиях интенсивной работы по развитию слухового вос­приятия как одного из компонентов речевой деятельности. Одновременно сур­допедагог обучает неслышащего письменной и дактильной речи с тем, чтобы сделать для него возможным устное, письменное и устно-дактильное обще­ние.

Использование письменной и дактильной речи способствует накоплению словарного запаса, уточнению значений и пониманию новых слов и фраз. В первоначальный период обучения неслышащий овладевает речью на основе устно-дактильного общения с учителем и окружающими детьми.

Развитие речи слабослышащих детей, у которых снижен слух с раннего возраста, проходит на основе их пониженного слуха с использованием индивиду­ального аппарата. Возможность даже неполного восприятия речи нормальной разговорной громкости способствует самостоятельному овладению устной ре­чью, хотя и с различными ее нарушениями.

Еще до специального обучения у слабослышащего формируется понимание значимости речевых движений, про­исходит осознание смысла слов, фраз. Звуковые искаженные комплексы, напо­минающие слова, приобретают у слабослышаших детей определенные значе­ния. Возможность восприятия на слух хотя бы неполноценных звуковых обра­зов слов позволяет ребенку самостоятельно приобрести некоторый запас слов.

С началом обучения в школе в условиях интенсивного развития и использования слуха с индивидуальным слуховым аппаратом быстро возрастает возможность самостоятельного накопления словаря и овладения грамматическим строем речи. Формирование речи слабослышащего ребенка с самого начала в дошкольном возрасте, а затем и в процессе специального обучения в школе отличается от формирования речи глухого ребенка.

Это отличие связано, прежде всего, с воз­можностью слабослышащего самостоятельно овладевать речью, хотя бы и в ограниченной степени, с помощью слуха, в процессе речевого общения с окружа­ющими. Эти особенности требуют различных условий специального обучения глухих и слабослышащих детей, разные программы обучения, учебники и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: