На рабочих постах и в помещениях специализированных производственных участков должны строго соблюдаться правила техники безопасности и охраны труда, а сами они полностью соответствовать общестроительным, противопожарным и санитарно-гигиеническим требованиям. Общие меры безопасности предусматривают соблюдение на рабочих постах участков ТО и ТР следующих основных требований:
- ключи подбирают по размерам гаек и головок болтов. Не разрешается работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками, подкладывать металлические пластинки между гранями гайки и ключа, удлинять рукоятку ключа путем присоединения другого ключа или трубы;
- электроинструменты хранят в инструментальной и выдают для пользования только после предварительной проверки вместе с защитными приспособлениями (резиновые перчатки, коврики, диэлектрические галоши). Присоединение электрического инструмента к электросети разрешается только с помощью штепсельных соединений. Домкраты и подъемники с электрическим приводом снабжают устройством для автоматического выключения электродвигателя в крайних положениях;
|
|
- гидравлические и пневматические домкраты применяют с плотными соединениями, исключающими утечку жидкости или воздуха из рабочих цилиндров во время перемещения груза, и приспособлениями (обратный клапан, диафрагма), обеспечивающими медленное, плавное опускание штока или остановку его в случае повреждения трубопроводов, подводящих или отводящих жидкость или воздух. Форма опорных поверхностей головок или захватов не должна допускать соскальзывания поднимаемого груза (автомобиля, агрегата);
- подъемники и домкраты испытывают 2 раза в год статической нагрузкой больше предельной по паспорту на 10% в течение 10 мин с грузом в верхнем крайнем положении. У гидравлических домкратов падение давления жидкости к концу испытания не должно быть более 5%; все результаты испытаний заносят в специальный журнал, другие подъемно-транспортные устройства и вспомогательные приспособления (краны, тали, тельферы и др.) должны также ежегодно проходить испытания и освидетельствование с оформлением акта или записью в журнале и иметь таблички с ясно указанной на них датой последующего испытания и допустимой грузоподъемностью; при выполнении ТО на поточной линии устраивают световую и звуковую сигнализацию для предупреждения работающих о начале момента перемещения автомобилей с поста на пост. После их установки и торможения ручным тормозом включают низшую передачу, выключают зажигание и под колеса подкладывают упоры. В случае принудительного перемещения автомобиля эти операции не обязательны;
|
|
- перед выполнением работ, связанных с проветриванием коленчатого и карданного валов, дополнительно проверяют выключение зажигания, ставят рычаг коробки передач в нейтральное положение, освобождают рычаг ручного тормоза, а после их выполнения затягивают ручной тормоз и вновь включают низшую передачу;
- перед снятием и постановкой рессор предварительно разгружают их от массы кузова путем поднятия его подъемным механизмом с последующей постановкой на козлы. Конструкция козел должна гарантировать защиту автомобиля от падения;
- перед обслуживанием и ремонтом днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде автомобиль укрепляют, сливают топливо из топливных баков и воду из системы охлаждения, плотно закрывают маслозаливную горловину двигателя и снимают аккумуляторную батарею;
- снятие агрегатов и деталей, связанное с большим физически напряжением и неудобством в работе (например, тормозные и клапанные пружины, барабаны, рессорные пальцы и т. д.), осуществляют с помощью съемников и других приспособлений, обеспечивающих безопасность и облегчающих выполнение операций;
- снятие, транспортирование и установку двигателя, коробки передач, заднего моста, переднего моста, кузова и рамы выполняют с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных специальными захватами, гарантирующими полную безопасность работ;
- поднятие, даже кратковременное, грузов массой, большей, чем это указано для данного подъемного механизма, запрещается; тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения их по платформе;
- ТО и ремонт автомобиля при работающем двигателе запрещается, за исключением регулировки систем питания и электрооборудования двигателя и опробования тормозов;
- на агрегатно-механическом участке для выполнения монтажно-демонтажных работ при ремонте агрегатов используют стенды, соответствующие своему назначению. Корпуса электродвигателей, станков и оборудования, а также пульты управления надежно заземляют. Работать без заземления запрещается. Не допускается применять рубильники открытого типа или рубильники с кожухами, имеющими щель для рукоятки;
- оборудование и инструменты, изготавливаемые собственными средствами, а также все оборудование после капитального ремонта должны отвечать требованиям правил техники безопасности, предъявляемым к новому инструменту и оборудованию.
Пуск в эксплуатацию нового, а также капитально отремонтированного оборудования осуществляют только после приемки комиссией с участием инженера по технике безопасности и старшего общественного инспектора охраны труда предприятия.
Все эксплуатируемое оборудование должно быть исправно и находиться под постоянным надзором руководителя производственного участка:
- устройства для остановки и пуска станков и механизмов располагают с расчетом удобства пользования ими с рабочего места и исключением возможности самопроизвольного их включения;
- при работе с пневматическим инструментом подача воздуха разрешается только после установки инструмента в рабочее положение, а присоединение от них к пневматическим инструментам и отсоединение шлангов только после выключения подачи воздуха;
- стационарное оборудование устанавливают на фундаменты и надежно крепят к нему болтами. Опасные места ограждают и окрашивают в предупреждающий цвет;
- к вулканизационным работам допускаются лица, прошедшие специальное обучение и получившие удостоверение на право производства этих работ. Станки для шероховки оборудуют устройствами для местного отсоса пыли, ограждением для привода и надежно заземляют. Монтаж и демонтаж шин осуществляют на стенде, чистом полу или помосте. При демонтаже шины воздух из камеры полностью выпускают. Шины, плотно приставшие к ободу колеса, демонтируют съемниками;
|
|
- перед монтажом шины проверяют состояние обода; нельзя монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы.
Подкачивать шину без демонтажа разрешается, если давление воздуха в ней снизилось не более чем на 40% по сравнению с нормальным и уменьшение давления не нарушило правильности монтажа:
- при перевозке аккумуляторных батарей на тележках устройство платформы должно исключать возможность их падения.
Паяльные лампы, электрические и пневматические инструменты разрешается выдавать только лицам, прошедшим инструктаж.
При ТО и ремонте электрооборудования необходимо соблюдать следующие меры безопасности:
- при выполнении контрольно-регулировочных работ при работающем двигателе (проверка работы генератора, регулировка реле-регулятора и др.) включить вентиляционный местный отсос;
- во избежание захвата одежды или рук обслуживающего персонала вращающимися частями (шкивом генератора, лопастями вентилятора и др.) перед началом работы застегнуть рукава и привести в порядок другие части одежды и головного убора;
- работать чистым и исправным инструментом; наждачный круг защищать стальным кожухом так, чтобы открытой оставалась только рабочая часть круга; не работать со снятым кожухом; корпуса электродвигателей и оборудование электротехнического отделения обязательно заземлить.
В помещении кузовного участка выполняют работы взрыво-и пожароопасного характера, поэтому здесь следует особенно строго следить за соблюдением указанных мер безопасности. Ремонтируемые кузова и их элементы нужно устанавливать и надежно закреплять на специальных подставках (стендах). Перед правкой крыльев и других деталей из листовой стали очищать их от ржавчины металлической щеткой у щелевого местного отсоса. Крылья и другие детали при правке устанавливают на специальные оправки. Запрещается править детали, находящиеся на весу. При изготовлении деталей и заплат из листовой стали, а также при вырезке поврежденных мест острые углы и края затупляют и заусенцы зачищают. При вырезке газовой сваркой поврежденных мест стенок кабины или кузова, а также при сварке запрещается придерживать заплату руками.
|
|
Переносить, править и резать детали из листового металла разрешается только в рукавицах. При работе пневматическим резаком прежде чем подать воздух, резак устанавливают в рабочее положение. Металл разрезают ножницами так, чтобы на краях заготовки не оставалось несрезанных заусенцев. При резке листового металла на механических ножницах запрещается подавать металл, держа руки против режущих роликов.
При необходимости косого среза листовой металл начинают резать с той стороны, где угол между линией отреза и краем металла ближе к прямому углу.
В процессе работы обрезки металла нужно складывать в специально отведенное место (ящики), а не разбрасывать по полу. При уборке рабочего места сметать мелкие металлические отходы (обрезки) разрешается только щеткой. Наждачный камень для выравнивания швов, насаженный на конец гибкого вала, ограждают защитным кожухом. Работать без защитного кожуха запрещается.
При совместной работе кузовщиков-жестянщиков и сварщиков те и другие пользуются защитными очками и рукавицами.
Работы, связанные с выделением токсичных испарений, а также работы по зачистке деталей перед пайкой или лужением выполняют на рабочих местах, оборудованных панелями местной вентиляции, а не под вытяжными зонтами. Пайку и сварку тары из-под легковоспламеняющихся жидкостей осуществляют после их тщательной обработки. При ремонте тары из-под горючих жидкостей и топливных баков предварительно промывают их горячей водой, пропаривают острым паром, снова промывают раствором каустической соды и просушивают горячим воздухом до полного удаления следов хранившихся в них жидкостей. Заварку или пайку выполняют при открытых пробках. Разрешается выполнять заварку, предварительно заполнив тару горячей водой или инертным газом (азотом, отработавшими газами).
На окрасочном участке все процессы, связанные с подготовкой смесей, приготовлением лаков и красок, разбавлением растворителей, мойкой пистолетов, краско - приготовительных и краско - нагнетательных бачков выполняют в специальных вентилируемых помещениях. Окраску и сушку автомобилей выполняют в герметической окрасочной камере, исключающей проникновение из нее паров и взвешенных капель краски. Помещения кузовных работ, где осуществляют сварку и другие пожароопасные работы, надежно изолируют от окрасочных и обойных участков.
Строительные и противопожарные требования предусматривают выполнение следующих правил в соответствии с классификацией постов и помещений.
По степени пожарной опасности помещения для разборочно-моечных, моторно-агрегатных, электрокарбюраторных работ относят к категории Д, а помещения для обкатки и испытания двигателей, кузнечно-рессорных, медницко-радиаторных и сварочно-жестяницких работ — к категории Г.
Помещение для электрокарбюраторных работ обеспечивают 4-кратным обменом воздуха в течение 1 ч, моторно-агрегатных и кузовных — 2—3-кратным обменом.
Аккумуляторные отделения Помещения для заряда аккумуляторных батарей и окраски автомобилей оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей 6—8-кратный обмен воздуха в течение 1 ч.
Независимо от устройства принудительной вентиляции во всех помещениях предусматривают возможность естественного проветривания и местные отсосы.
Основными производственными выбросами токсичных веществ в аккумуляторном отделении следует считать: в помещении для ремонта аккумуляторных батарей — пар серной кислоты и аэрозоли свинца и его окислов; в помещении для заряда аккумуляторных батарей — пары серной кислоты, а также водород, выделяющийся при заряде батарей.
Предельно допустимые концентрации токсичных веществ в воздухе рабочей зоны аккумуляторного отделения, мг/м3:
Пары серной кислоты.... 1 Аэрозоль свинца.......0,01
Аккумуляторное отделение является постоянным потребителем воды, которая используется для промывки аккумуляторных батарей и их деталей, для приготовления дистиллированной воды, а также для уборки полов.
Аккумуляторное отделение оборудуют водопроводом для подводки горячей воды. Воду для наружной мойки аккумуляторных батарей подают сверху вниз, а для мойки баков — снизу вверх. Для сокращения времени на промывку баков, а также уменьшения габаритных размеров моечной ванны желательно, чтобы вода подавалась одновременно ко всем бакам аккумуляторной батареи.
Непосредственное сообщение аккумуляторного отделения с помещениями хранения автомобилей запрещается. По степени пожарной опасности помещения аккумуляторного отделения разделяют на следующие категории:
А — пост для заряда аккумуляторных батарей;
Д — ремонтный, кислотный, машинный посты и подсобное помещение.
Приготовляя электролит, нужно: серную кислоту смешать с дистиллированной водой в специальных сосудах (керамических, пластмассовых и т. п.); кислоту из бутылей выливать в воду с помощью специальных приспособлений (качалок, сифонов или других); переливать вручную, а также вливать воду в кислоту запрещается.
Рабочих, приготовляющих электролит, снабжают защитной спецодеждой. При транспортировании кислоты или электролита соблюдают особую осторожность. Бутылки с кислотой или электролитом переносят вдвоем на носилках или перевозят в одиночку на тележках. Пробки на бутылях плотно закрывают.
В аккумуляторном помещении хранить бутыли с серной кислотой запрещается. Аккумуляторные батареи заряжают в специальных помещениях, имеющих приточно-вытяжную вентиляцию (не связанную с общей системой вентиляции здания), на стеллажах для установки аккумуляторных батарей или в вытяжных шкафах. Контроль заряда аккумуляторных батарей осуществляют только с помощью контрольных приборов (термометра, нагрузочной вилки, ареометра и т. д.).
Напряжение аккумуляторной батареи на автомобиле проверяют только нагрузочной вилкой. Проверять аккумуляторную батарею коротким замыканием запрещается. Для осмотра аккумуляторных батарей используют переносные электролампы на напряжение 36 В. Шнур лампы должен быть заключен в шланг.
В помещении аккумуляторного участка электрические лампы подвешивают в газонепроницаемой арматуре. Открытую осветительную проводку выполняют освинцованным проводом. На аккумуляторном участке и в тамбуре запрещается устанавливать выключатели, предохранители и штепсельные розетки, а также выпрямительные устройства и электродвигатели. Пребывание людей в помещениях для заряда аккумуляторных батарей, кроме дежурного и обслуживающего персонала, запрещается.
У входа в аккумуляторную (или в непосредственной близости от нее) оборудуют умывальную комнату, в которой должно быть мыло, вата в упаковке, полотенце и закрытый сосуд с 5-10%-ным нейтрализующим раствором питьевой соды (чайная ложка соды на стакан воды). Для промывания глаз следует применять более слабые (2-3%-ные) нейтрализующие растворы. При попадании кислоты или электролита на открытые части тела необходимо немедленно промыть этот участок тела сначала нейтрализующим раствором, а затем водой с мылом.
Электролит, пролитый на стеллажи, удаляют с помощью тряпки, смоченной в нейтрализующем растворе, а электролит, пролитый на пол, посыпают опилками и собирают их, затем это место смачивают нейтрализующим раствором и протирают сухими тряпками. Запрещается хранить и принимать пищу и питьевую воду в аккумуляторном помещении. По окончании работы в аккумуляторном помещении необходимо вымыть с мылом лицо и руки.
Внутри зданий II и III степени огнестойкости предусматривают несгораемые стены, перегородки и покрытия с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. Предел огнестойкости внутренних дверей должен быть не менее 0,75 ч (деревянные полотнища, обшитые стальным листом по асбестовому картону или пропитанные огнезащитным составом).
Здания или сооружения II степени огнестойкости предусматривают с несгораемыми кровлями или сгораемыми кровлями по несгораемому основанию. Стены и перегородки всех помещений оштукатуривают цементным раствором. Панели стен на высоту 1,8 м облицовывают глазурованной плиткой. Стены выше панели и потолки загрунтовывают и окрашивают краской в соответствии с «Указаниями по рациональной цветовой отделке производственных помещений и технологического оборудования». Цветовую отделку поверхностей выбирают с учетом особенностей климата, технологического назначения помещений, условий зрительной работы, характера освещения помещений, а также требований техники безопасности и охраны труда.
Высоту помещений от пола до потолка предусматривают по санитарным нормам не менее 3,2 м (для кузнечно-рессорных, сварочных, окрасочных отделений – не менее 4,5 м), а от пола до низа выступающих конструктивных элементов покрытий или перекрытий – не менее 2,6 м.
Такая высота обеспечивает необходимый объем воздуха для работающих, что в значительной степени исключает возможность образования повышенной концентрации окиси углерода и других продуктов сгорания. Площадь помещения на одного работающего должна быть не менее 4,5 м2.
Материалы для устройства полов должны обеспечивать гладкую и нескользкую поверхность, удобную для очистки, и удовлетворять гигиеническим и эксплуатационным требованиям данного помещения. Материал покрытия полов в отапливаемых отделениях и при долговременном пребывании людей на рабочих местах должен иметь коэффициент теплоусвоения не более 5,0 ккал/м2-ч-град. Для отвода воды в полах устраивают трапы-сборники. Полы в отдельных помещениях рекомендуется делать из керамических плит или из цементобетона с отделкой мраморной крошкой. Такой пол гигиеничен, легко убирается и моется, кроме того, он хорошо отражает свет.
Операции по обкатке и испытанию двигателей на стенде, заряду аккумуляторных батарей и другие работы, ведущиеся в одном здании и сопровождающиеся выделением газов, паров, тепла, а также образованием шума и пыли, выполняют в отдельных помещениях, изолированных от остальных глухими стенами или перегородками.
Приложение а