Общие меры техники безопасности

На рабочих постах и в помещениях специализированных про­изводственных участков должны строго соблюдаться правила тех­ники безопасности и охраны труда, а сами они полностью соот­ветствовать общестроительным, противопожарным и санитар­но-гигиеническим требованиям. Общие меры безопасности предусматривают соблюдение на рабочих постах участков ТО и ТР следующих основных требований:

- ключи подбирают по размерам гаек и головок болтов. Не разрешается работать гаечными ключами с непараллельны­ми, изношенными губками, подкладывать металлические пластинки между гранями гайки и ключа, удлинять рукоят­ку ключа путем присоединения другого ключа или трубы;

- электроинструменты хранят в инструментальной и выдают для пользования только после предварительной проверки вместе с защитными приспособлениями (резиновые перчат­ки, коврики, диэлектрические галоши). Присоединение электрического инструмента к электросети разрешается только с помощью штепсельных соединений. Домкраты и подъемники с электрическим приводом снабжают устрой­ством для автоматического выключения электродвигателя в крайних положениях;

- гидравлические и пневматические домкраты применяют с плотными соединениями, исключающими утечку жидко­сти или воздуха из рабочих цилиндров во время перемеще­ния груза, и приспособлениями (обратный клапан, диа­фрагма), обеспечивающими медленное, плавное опускание штока или остановку его в случае повреждения трубопрово­дов, подводящих или отводящих жидкость или воздух. Фор­ма опорных поверхностей головок или захватов не должна допускать соскальзывания поднимаемого груза (автомоби­ля, агрегата);

- подъемники и домкраты испытывают 2 раза в год статиче­ской нагрузкой больше предельной по паспорту на 10% в те­чение 10 мин с грузом в верхнем крайнем положении. У гид­равлических домкратов падение давления жидкости к концу испытания не должно быть более 5%; все результаты испы­таний заносят в специальный журнал, другие подъемно-транспортные устройства и вспомогатель­ные приспособления (краны, тали, тельферы и др.) должны также ежегодно проходить испытания и освидетельствова­ние с оформлением акта или записью в журнале и иметь таблички с ясно указанной на них датой последующего ис­пытания и допустимой грузоподъемностью; при выполнении ТО на поточной линии устраивают свето­вую и звуковую сигнализацию для предупреждения рабо­тающих о начале момента перемещения автомобилей с по­ста на пост. После их установки и торможения ручным тор­мозом включают низшую передачу, выключают зажигание и под колеса подкладывают упоры. В случае принудитель­ного перемещения автомобиля эти операции не обязатель­ны;

- перед выполнением работ, связанных с проветриванием ко­ленчатого и карданного валов, дополнительно проверяют выключение зажигания, ставят рычаг коробки передач в нейтральное положение, освобождают рычаг ручного тор­моза, а после их выполнения затягивают ручной тормоз и вновь включают низшую передачу;

- перед снятием и постановкой рессор предварительно раз­гружают их от массы кузова путем поднятия его подъемным механизмом с последующей постановкой на козлы. Конструкция козел должна гарантировать защиту автомобиля от падения;

- перед обслуживанием и ремонтом днища кузова легкового автомобиля на поворотном стенде автомобиль укрепляют, сливают топливо из топливных баков и воду из системы ох­лаждения, плотно закрывают маслозаливную горловину двигателя и снимают аккумуляторную батарею;

- снятие агрегатов и деталей, связанное с большим физически напряжением и неудобством в работе (например, тормозные и клапанные пружины, барабаны, рессорные пальцы и т. д.), осуществляют с помощью съемников и других приспособле­ний, обеспечивающих безопасность и облегчающих выпол­нение операций;

- снятие, транспортирование и установку двигателя, коробки передач, заднего моста, переднего моста, кузова и рамы вы­полняют с помощью подъемно-транспортных механизмов, оборудованных специальными захватами, гарантирующими полную безопасность работ;

- поднятие, даже кратковременное, грузов массой, большей, чем это указано для данного подъемного механизма, запре­щается; тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и са­мопроизвольного перемещения их по платформе;

- ТО и ремонт автомобиля при работающем двигателе запре­щается, за исключением регулировки систем питания и электрооборудования двигателя и опробования тормозов;

- на агрегатно-механическом участке для выполнения монтажно-демонтажных работ при ремонте агрегатов использу­ют стенды, соответствующие своему назначению. Корпуса электродвигателей, станков и оборудования, а также пульты управления надежно заземляют. Работать без заземления за­прещается. Не допускается применять рубильники открыто­го типа или рубильники с кожухами, имеющими щель для рукоятки;

- оборудование и инструменты, изготавливаемые собствен­ными средствами, а также все оборудование после капи­тального ремонта должны отвечать требованиям правил тех­ники безопасности, предъявляемым к новому инструменту и оборудованию.

Пуск в эксплуатацию нового, а также капитально отремонти­рованного оборудования осуществляют только после приемки ко­миссией с участием инженера по технике безопасности и старше­го общественного инспектора охраны труда предприятия.

Все эксплуатируемое оборудование должно быть исправно и находиться под постоянным надзором руководителя производ­ственного участка:

- устройства для остановки и пуска станков и механизмов располагают с расчетом удобства пользования ими с рабоче­го места и исключением возможности самопроизвольного их включения;

- при работе с пневматическим инструментом подача воздуха разрешается только после установки инструмента в рабочее положение, а присоединение от них к пневматическим ин­струментам и отсоединение шлангов только после выключе­ния подачи воздуха;

- стационарное оборудование устанавливают на фундаменты и надежно крепят к нему болтами. Опасные места огражда­ют и окрашивают в предупреждающий цвет;

- к вулканизационным работам допускаются лица, прошед­шие специальное обучение и получившие удостоверение на право производства этих работ. Станки для шероховки обо­рудуют устройствами для местного отсоса пыли, ограждени­ем для привода и надежно заземляют. Монтаж и демонтаж шин осуществляют на стенде, чистом полу или помосте. При демонтаже шины воздух из камеры полностью выпус­кают. Шины, плотно приставшие к ободу колеса, демонти­руют съемниками;

- перед монтажом шины проверяют состояние обода; нельзя монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы.

Подкачивать шину без демонтажа разрешается, если давление воздуха в ней снизилось не более чем на 40% по сравнению с нор­мальным и уменьшение давления не нарушило правильности монтажа:

- при перевозке аккумуляторных батарей на тележках устрой­ство платформы должно исключать возможность их падения.

Паяльные лампы, электрические и пневматические инстру­менты разрешается выдавать только лицам, прошедшим инст­руктаж.

При ТО и ремонте электрооборудования необходимо соблю­дать следующие меры безопасности:

- при выполнении контрольно-регулировочных работ при ра­ботающем двигателе (проверка работы генератора, регули­ровка реле-регулятора и др.) включить вентиляционный ме­стный отсос;

- во избежание захвата одежды или рук обслуживающего пер­сонала вращающимися частями (шкивом генератора, лопа­стями вентилятора и др.) перед началом работы застегнуть рукава и привести в порядок другие части одежды и голов­ного убора;

- работать чистым и исправным инструментом; наждачный круг защищать стальным кожухом так, чтобы открытой ос­тавалась только рабочая часть круга; не работать со снятым кожухом; корпуса электродвигателей и оборудование элек­тротехнического отделения обязательно заземлить.

В помещении кузовного участка выполняют работы взрыво-и пожароопасного характера, поэтому здесь следует особенно строго следить за соблюдением указанных мер безопасности. Ре­монтируемые кузова и их элементы нужно устанавливать и на­дежно закреплять на специальных подставках (стендах). Перед правкой крыльев и других деталей из листовой стали очищать их от ржавчины металлической щеткой у щелевого местного отсоса. Крылья и другие детали при правке устанавливают на специаль­ные оправки. Запрещается править детали, находящиеся на весу. При изготовлении деталей и заплат из листовой стали, а также при вырезке поврежденных мест острые углы и края затупляют и заусенцы зачищают. При вырезке газовой сваркой поврежден­ных мест стенок кабины или кузова, а также при сварке запреща­ется придерживать заплату руками.

Переносить, править и резать детали из листового металла разрешается только в рукавицах. При работе пневматическим ре­заком прежде чем подать воздух, резак устанавливают в рабочее положение. Металл разрезают ножницами так, чтобы на краях за­готовки не оставалось несрезанных заусенцев. При резке листо­вого металла на механических ножницах запрещается подавать металл, держа руки против режущих роликов.

При необходимости косого среза листовой металл начинают резать с той стороны, где угол между линией отреза и краем ме­талла ближе к прямому углу.

В процессе работы обрезки металла нужно складывать в спе­циально отведенное место (ящики), а не разбрасывать по полу. При уборке рабочего места сметать мелкие металлические отходы (обрезки) разрешается только щеткой. Наждачный камень для выравнивания швов, насаженный на конец гибкого вала, ограж­дают защитным кожухом. Работать без защитного кожуха запре­щается.

При совместной работе кузовщиков-жестянщиков и сварщи­ков те и другие пользуются защитными очками и рукавицами.

Работы, связанные с выделением токсичных испарений, а также работы по зачистке деталей перед пайкой или лужением выполняют на рабочих местах, оборудованных панелями местной вентиляции, а не под вытяжными зонтами. Пайку и сварку тары из-под легковоспламеняющихся жидкостей осуществляют после их тщательной обработки. При ремонте тары из-под горючих жидкостей и топливных баков предварительно промывают их го­рячей водой, пропаривают острым паром, снова промывают рас­твором каустической соды и просушивают горячим воздухом до полного удаления следов хранившихся в них жидкостей. Заварку или пайку выполняют при открытых пробках. Разрешается вы­полнять заварку, предварительно заполнив тару горячей водой или инертным газом (азотом, отработавшими газами).

На окрасочном участке все процессы, связанные с подготов­кой смесей, приготовлением лаков и красок, разбавлением рас­творителей, мойкой пистолетов, краско - приготовительных и краско - нагнетательных бачков выполняют в специальных вентилируе­мых помещениях. Окраску и сушку автомобилей выполняют в герметической окрасочной камере, исключающей проникнове­ние из нее паров и взвешенных капель краски. Помещения кузов­ных работ, где осуществляют сварку и другие пожароопасные ра­боты, надежно изолируют от окрасочных и обойных участков.

Строительные и противопожарные требования предусматри­вают выполнение следующих правил в соответствии с классифи­кацией постов и помещений.

По степени пожарной опасности помещения для разборочно-моечных, моторно-агрегатных, электрокарбюраторных работ относят к категории Д, а помещения для обкатки и испытания двигателей, кузнечно-рессорных, медницко-радиаторных и сварочно-жестяницких работ — к категории Г.

Помещение для электрокарбюраторных работ обеспечивают 4-кратным обменом воздуха в течение 1 ч, моторно-агрегатных и кузовных — 2—3-кратным обменом.

Аккумуляторные отделения Помещения для заряда аккумуляторных батарей и окраски автомобилей оборудуют приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей 6—8-кратный обмен воздуха в течение 1 ч.

Независимо от устройства принудительной вентиляции во всех помещениях предусматривают возможность естественного проветривания и местные отсосы.

Основными производственными выбросами токсичных ве­ществ в аккумуляторном отделении следует считать: в помещении для ремонта аккумуляторных батарей — пар серной кислоты и аэ­розоли свинца и его окислов; в помещении для заряда аккумуля­торных батарей — пары серной кислоты, а также водород, выде­ляющийся при заряде батарей.

Предельно допустимые концентрации токсичных веществ в воздухе рабочей зоны аккумуляторного отделения, мг/м3:

Пары серной кислоты.... 1 Аэрозоль свинца.......0,01

Аккумуляторное отделение является постоянным потребите­лем воды, которая используется для промывки аккумуляторных батарей и их деталей, для приготовления дистиллированной во­ды, а также для уборки полов.

Аккумуляторное отделение оборудуют водопроводом для под­водки горячей воды. Воду для наружной мойки аккумуляторных батарей подают сверху вниз, а для мойки баков — снизу вверх. Для сокращения времени на промывку баков, а также уменьше­ния габаритных размеров моечной ванны желательно, чтобы вода подавалась одновременно ко всем бакам аккумуляторной бата­реи.

Непосредственное сообщение аккумуляторного отделения с помещениями хранения автомобилей запрещается. По степени пожарной опасности помещения аккумуляторного отделения раз­деляют на следующие категории:

А — пост для заряда аккумуля­торных батарей;

Д — ремонтный, кислотный, машинный посты и подсобное помещение.

Приготовляя электролит, нужно: серную кислоту смешать с дистиллированной водой в специальных сосудах (керамических, пластмассовых и т. п.); кислоту из бутылей выливать в воду с по­мощью специальных приспособлений (качалок, сифонов или других); переливать вручную, а также вливать воду в кислоту за­прещается.

Рабочих, приготовляющих электролит, снабжают защитной спецодеждой. При транспортировании кислоты или электролита соблюдают особую осторожность. Бутылки с кислотой или элек­тролитом переносят вдвоем на носилках или перевозят в одиноч­ку на тележках. Пробки на бутылях плотно закрывают.

В аккумуляторном помещении хранить бутыли с серной ки­слотой запрещается. Аккумуляторные батареи заряжают в специ­альных помещениях, имеющих приточно-вытяжную вентиляцию (не связанную с общей системой вентиляции здания), на стелла­жах для установки аккумуляторных батарей или в вытяжных шка­фах. Контроль заряда аккумуляторных батарей осуществляют только с помощью контрольных приборов (термометра, нагрузоч­ной вилки, ареометра и т. д.).

Напряжение аккумуляторной батареи на автомобиле проверя­ют только нагрузочной вилкой. Проверять аккумуляторную бата­рею коротким замыканием запрещается. Для осмотра аккумуля­торных батарей используют переносные электролампы на напря­жение 36 В. Шнур лампы должен быть заключен в шланг.

В помещении аккумуляторного участка электрические лампы подвешивают в газонепроницаемой арматуре. Открытую освети­тельную проводку выполняют освинцованным проводом. На ак­кумуляторном участке и в тамбуре запрещается устанавливать вы­ключатели, предохранители и штепсельные розетки, а также вы­прямительные устройства и электродвигатели. Пребывание людей в помещениях для заряда аккумуляторных батарей, кроме дежурного и обслуживающего персонала, запрещается.

У входа в аккумуляторную (или в непосредственной близости от нее) оборудуют умывальную комнату, в которой должно быть мыло, вата в упаковке, полотенце и закрытый сосуд с 5-10%-ным нейтрализующим раствором питьевой соды (чай­ная ложка соды на стакан воды). Для промывания глаз следует применять более слабые (2-3%-ные) нейтрализующие растворы. При попадании кислоты или электролита на открытые части тела необходимо немедленно промыть этот участок тела сначала ней­трализующим раствором, а затем водой с мылом.

Электролит, пролитый на стеллажи, удаляют с помощью тряпки, смоченной в нейтрализующем растворе, а электролит, пролитый на пол, посыпают опилками и собирают их, затем это место смачивают нейтрализующим раствором и протирают сухи­ми тряпками. Запрещается хранить и принимать пищу и питье­вую воду в аккумуляторном помещении. По окончании работы в аккумуляторном помещении необходимо вымыть с мылом ли­цо и руки.

Внутри зданий II и III степени огнестойкости предусматрива­ют несгораемые стены, перегородки и покрытия с пределом огне­стойкости не менее 0,75 ч. Предел огнестойкости внутренних две­рей должен быть не менее 0,75 ч (деревянные полотнища, обши­тые стальным листом по асбестовому картону или пропитанные огнезащитным составом).

Здания или сооружения II степени огнестойкости предусмат­ривают с несгораемыми кровлями или сгораемыми кровлями по несгораемому основанию. Стены и перегородки всех помещений оштукатуривают цементным раствором. Панели стен на высоту 1,8 м облицовывают глазурованной плиткой. Стены выше панели и потолки загрунтовывают и окрашивают краской в соответствии с «Указаниями по рациональной цветовой отделке производст­венных помещений и технологического оборудования». Цвето­вую отделку поверхностей выбирают с учетом особенностей кли­мата, технологического назначения помещений, условий зри­тельной работы, характера освещения помещений, а также требований техники безопасности и охраны труда.

Высоту помещений от пола до потолка предусматривают по санитарным нормам не менее 3,2 м (для кузнечно-рессорных, сварочных, окрасочных отделений – не менее 4,5 м), а от пола до низа выступающих конструктивных элементов покрытий или перекрытий – не менее 2,6 м.

Такая высота обеспечивает необходимый объем воздуха для работающих, что в значительной степени исключает возможность образования повышенной концентрации окиси углерода и других продуктов сгорания. Площадь помещения на одного работающе­го должна быть не менее 4,5 м2.

Материалы для устройства полов должны обеспечивать глад­кую и нескользкую поверхность, удобную для очистки, и удовле­творять гигиеническим и эксплуатационным требованиям данно­го помещения. Материал покрытия полов в отапливаемых отделениях и при долговременном пребывании людей на рабочих местах должен иметь коэффициент теплоусвоения не более 5,0 ккал/м2-ч-град. Для отвода воды в полах устраивают трапы-сборники. Полы в отдельных помещениях рекомендуется делать из керамических плит или из цементобетона с отделкой мраморной крошкой. Такой пол гигиеничен, легко убирается и моет­ся, кроме того, он хорошо отражает свет.

Операции по обкатке и испытанию двигателей на стенде, заряду аккумуляторных батарей и другие работы, ведущиеся в од­ном здании и сопровождающиеся выделением газов, паров, теп­ла, а также образованием шума и пыли, выполняют в отдельных помещениях, изолированных от остальных глухими стенами или перегородками.


Приложение а


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: