Введение. Говорят, Наполеон Бонапарт сказал однажды: «кто не умеет говорить, карьеры не сделает»

Говорят, Наполеон Бонапарт сказал однажды: «Кто не умеет говорить, карьеры не сделает». Сегодня эти слова как никогда современны и своевременны. Но что значит «уметь говорить»? Может ли риторика помочь нам научиться говорить? Как сделать так, чтобы тебя слушали? Чем оратор отличается от болтуна? Эти и другие вопросы мы будем рассматривать в курсе «Риторики» и в этом пособии.

Актуальность проблемы. Характерной особенностью XXI столетия исследователи признают всплеск интереса к риторике. Такое внимание к формированию речевых навыков не случайно, это связано с резким изменением коммуникационной и языковой ситуации в обществе. Современному человеку очень важно грамотно высказывать свои мысли, убедительно отстаивать собственную позицию в споре, не попадаться на уловки и грамотно применять контрмеры, соблюдать речевые и этико-психологические правила поведения. Итог пренебрежительного отношения к ораторскому искусству обычно закономерен: недостаточная речевая культура может пагубно сказаться на карьере и самой жизни. Злободневность данной работы подчеркивается так же и тем, что в нашем обществе обострились до предела борьба за власть, деньги и душу человека. Пользуясь недозволенными риторическими стратегемами, нами пытаются манипулировать многочисленные мошенники. Чтобы устоять, остаться самостоятельным, разумным человеком, необходимо осмыслять правила искусного спора, упражняться в этом нелегком деле и внимательнейшим образом изучать многочисленные уловки.

Степень разработанности проблемы. Первыми риторику начали разрабатывать софисты. Но в их интерпретации риторика превратилась в науку об убеждении кого угодно в чем угодно: софисты считали, что важнее всего научиться «очаровывать» речью. Платон же, выступивший с критикой софистов, иначе помыслил цели и задачи риторики. Философ считал, что самое главное – поиск истины, когда участников диалога связывает общая цель. Такой подход, хоть и дал возможность риторике обрести этическую опору, но не позволял решать собственно риторические задачи. Эти задачи были разрешены Аристотелем, создавшим для риторики теоретический и этический фундамент. Именно Стагирит отметит главное качество речи – ясность, что и сегодня позволяет разграничить убеждение и манипулирование. Задача риторики, по замыслу Аристотеля, состояла в том, чтобы нравственные принципы, на которых должна основываться общественная жизнь, стали более убедительными, чем эгоистические и материально-практические соображения. Поэтому и мы будем соотносить удачную речь с принципом убедительности. Удалось нам убедить собеседника? Реализовали задуманное. Возникла пропасть непонимания? Что-то нарушено: наши риторические стратегии оказались несовершенны.

Что может безнадежно испортить впечатление от речи или от текста? Например, безграмотность. Поэтому в системе языкового образования риторика всегда следовала за грамматикой. Грамматика, как и большинство наук о слове, ограничивает свой предмет фактами языка – они исследуют продукты речевой деятельности. Особенность же риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не главная цель, а средство. Предмет риторики – речь, которая еще не создана, но которую предстоит создать. Поэтому вначале изучают грамматику, затем переходят к риторике. Риторика же предполагает, что каждый создатель речи должен быть индивидуален, не похож на других, отсюда основные требования: речь должна сообщать нечто новое, быть уместной и правильной.

Но вернемся к истории риторики. В эпоху поздней античности ораторское искусство занимает самое высокое место в системе образования. В начальной школе (школе литератора) учили читать и писать, в средней школе (школе грамматика) понимать и ценить древних авторов, а в высшей (школе ритора) учили активному владению речью. Специфика средневековой византийской и западноевропейской риторики состоит в том, что главный ее предмет – проповедь и богословская полемика. В эпоху картезианского рационализма риторика несколько сдает свои позиции, поскольку считается, что разум бессилен в отрыве от опыта и логической дедукции. Риторика поддерживается только системой образования, а потому в ХVІІ–ХІХ веках риторику стали понимать как науку об аргументации преимущественно в письменной речи: общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значение письменной литературы – религиозной и политической публицистики, философии, документа – наоборот, возрастает. В результате, постепенно развивается частная риторика. В ней формулируются правила создания конкретных видов произведений: судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг и т. п.

События XX века остро поставили перед философией и наукой проблему манипулирования сознанием при помощи средств массовой коммуникации. Интерес к риторике возрастал по мере того, как становилось очевидным, что понимание технической кухни массовой информации дает человеку возможность быть хотя бы относительно независимым от зомбифицирования.

В XXI веке риторика переживает новый расцвет. Это уже не просто наука, но модная наука. Ведь быть успешным – значит обучиться технике убеждения и умело применять ее.

Классическая риторика содержит пять разделов:

* нахождение материала;

* расположение материала;

* выражение: отбор слов, сочетание слов, украшения(«элокуция»);

* запоминание;

* произнесение.

В литературе по риторике и ораторскому искусству накоплен огромный опыт, который может быть использован для решения задачи обучения искусству спора. С особой благодарностью выделим труды Г. Г. Хазагерова, а также книги А. А. Волкова, Е. Н. Зарецкой, К. Бредемайера.

Искусству спора и уловкам посвящены труды С. Поварнина, В. А. Винокура, В. П. Шейнова.

Игнорировать речевое воздействие риторических ухищрений сегодня, в век, когда классическая риторика активно модифицируется, невозможно, поэтому группой единомышленников: Андреем Павловичем Артеменко, Ярославой Игоревной Артеменко и составителем данного учебно-методического пособия, Натальей Валерьевной Поповой впервые был разработан и введен в научный оборот новый термин риторические стратегемы (раздел 3).

Однако, несмотря на уже существующую специальную литературу по риторике, требуют дальнейшей разработки и проблемы искусного спора, и вопрос риторических стратегем, и контрмеры к уловкам.

Зная, что образованный человек должен уметь красиво и грамотно говорить, студент, изучая курс риторики, должен:

- получить представление о закономерностях речевого и невербального воздействия;

- овладеть риторическими технологиями создания речи, то есть узнать, как изобрести ее содержание, расположить правильно компоненты, словесно выразить и предъявить аудитории;

- научиться пользоваться риторическими стратегемами, выработать свои контрмеры против агрессивного оппонента;

- научиться публично выступать, управлять вниманием аудитории, владеть техникой речи и языком телодвижения во время выступления;

- уяснить, как нужно писать текст, например, дипломной работы и какие стратегии лучше использовать на защите.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: