Студопедия
Карамелька - детский развивающий канал


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Ссылка должна даваться на авторитетные источники




Задайтесь вопросом: несет кто-нибудь ответственность за ту или иную информацию, опубликованную в книге или размещенную на сайте? Не придуманы ли статистические данные или список литературы? С большим доверием следует относиться к книгам, опубликованным издательствами крупных вузов, авторами, являющимися экспертами в данной области.

2.2. Диспозиция – вторая тема классической риторики – изучает композицию речи.

Речь должна быть выразительной и правильно структурированной.

Если речь идет о письменной работе: сплошной текст всегда воспринимается хуже, читается медленней, чем графически структурированный.

2.2.1. Композиция с точки зрения инвариантных частей ораторской речи. Римская риторика в лице Квинтилиана выделяла восемь частей речи:

v обращение – это начальная часть речи, привлекающая внимание слушателей, самопредставление говорящего, поэтому объем обращения зависит от того, насколько аудитория знакома с говорящим, насколько она расположена к нему;

v именование темы (вступление, для письменной речи – подзаголовок) – это введение аудитории в предмет речи, где оратор должен как можно яснее растолковать, о чем он будет говорить;

v повествование описывает историю вопроса (степень разработанности);

v описание – синхронный срез ситуации, положение дел на настоящий момент. Описание подводит черту под повествованием: какие произошли события и какая сложилась картина;

v доказательство сосредотачивает логические аргументы. Здесь широко применяется так называемый апофазис – последовательный перебор и отвержение всех возможных альтернатив, кроме одной. Апофазису логически противостоит диализис – учет всех альтернатив. Чаще всего это перебор всех альтернатив для доказательства невозможности чего-то;

v опровержение – это разбор и отведение реальных или возможных аргументов противника;

v воззвание – обращение к чувствам, например, на митинге;

v заключение речи.

2.2.2. Принцип выдвижения. Отмеченные позиции. Человек не может долго слушать монотонную, однообразную речь. Поэтому хорошее выступление неоднородно: на пиках имеем максимальное напряжение, на спадах отдых. В каждом тексте есть самое главное, суть его содержания, и менее главное. Правильно организованный текст – это текст, в котором информационные пики приходятся именно на главное, а побочное оказывается предсказуемым, легко расшифровываемым. Принцип выдвижения можно сформулировать следующим образом: текст должен быть организован иерархически, главные мысли необходимо выделять. Возможна многоярусная его организация. Выделение осуществляется либо за счет готовых позиций – начало, конец, заглавие и т.д., либо за счет перегруппировок внутри текста.




2.2.3. Схемы выдвижения:

Конвергенция – это концентрация изобразительно-выразительных средств в каком-либо фрагменте текста. Конвергенцией называют и обратное явление: намеренно скупое использование изобразительно-выразительных средств в каком-либо фрагменте, что также выделяет его.

Сцеплением называется повтор сходных элементов в сходных позициях.

Градация – это расположение текста в порядке нарастания и убывания какого-либо признака. Градация подобна сцеплению, но, помимо повтора, предполагает усиление какого-либо признака в каждом из элементов сцепления.

Обманутое ожидание – это сцепление и градация с нарушением в конце. Классический пример обманутого ожидания – «Сказка про репку».

2.2.4. Композиция с точки зрения последовательности доводов. Выбор схемы зависит от того, испытывает ли аудитория доверие к данному оратору и разделяет ли она его позицию.

" Аудитория в целом разделяет взгляды оратора, хотя как всегда, у нее есть кое-какие вопросы и неясности. Сам же оратор особым ее доверием не пользуется. Может быть, она не склонна ему верить, а скорее всего он ей просто незнаком. Композиционная схема, к которой в этом случае лучше прибегнуть оратору, может быть названа амплифицирующей (от лат. аmplificatio – «расширение»). Это стратегия медленного наращивания аргументации. В конце концов, все частные сомнения аудитории рассеиваются, а сам оратор постепенно начинает восприниматься как человек основательный, профессионал.

" Аудитория ничего не имеет против оратора, но самих его убеждений она не разделяет. Настроена аудитория скептически. Оптимальная композиционная схема в этом случае может быть названа шоковой. Оратор начинает с самого сильного и обязательно неизвестного аргумента, чтобы застать аудиторию врасплох. После «шока» обычно следует каскад энергичных аргументов, часто в форме риторических вопросов, от которых публика не успевает перевести дыхание. При такой стратегии речь, как правило, не должна быть слишком длинной.



" Аудитория не приемлет ни установок оратора, ни самого оратора. Скорее всего, его она просто не знает, а установок выступающего не разделяет и настроена крайне скептически. Схема, рекомендуемая в этой ситуации, может быть названа маневром. Оратор начинает с того, что соглашается с установками аудитории, поддакивает ей, развивает ее предположения и завоевывает ее доверие. Он показывает, что понимает все то, что понимает сама аудитория. Но в какой-то момент речи оратор высказывает сомнения в собственных рассуждениях, обнаруживает в них изъян. С этого момента и начинается обратная аргументация.

2.3. Элокуция – украшение речи, создание изобразительности, наглядности.

Если, описывая утро, мы скажем, что «день – будто назойливый коммивояжер – пытался через щель в занавесках соблазнить нас образчиком своей продукции», это сразу активизирует воображение. Даже устойчивые сравнения, например, «холодный как лед», «лысый как бильярдный шар» дают пищу нашей фантазии, позволяют увидеть описываемое, а значит, быстрее понять содержание.

Для наглядности применяется атрибутизация – развертывание предложения, распространение его различными атрибутами – прилагательными и наречиями. Так, фраза «Вошел человек» менее изобразительна, чем «Вкатился толстяк в мятой шляпе». Отсутствие деталей создает впечатление демагогии.

Другой способ усиления выразительности называют гипонимизацией. Дело в том, что слова более общего значения принято называть гиперонимами, а более частного – гипонимами. Так, слово «собака» будет гипонимом к слову «животное». А у слова «такса» будет гипероним «собака». Гипонимизация – это использование гипонима. Замена гиперонима гипонимом всегда ведет к усилению изобразительности, а обратная замена – к ее ослаблению, к демагогии.

2.3.1. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, они не вносят дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Фигурами усиливаются доводы к пафосу. Можно сказать, что фигуры сами выступают как доводы к пафосу, ибо они проясняют чувства говорящего, демонстрируют их. Неуместное употребление фигур или отсутствие фигур вообще – асхематон (бесфигурье) – выглядит нелепо. Мы, осознавая, что сегодня насчитывается не менее сотни фигур, остановимся только на тех, которые часто применяются в современном дискурсе и могут быть использованы для «порождения» новых текстов.

Задание для студента: найти определение фигурам и тропам [2; 11] и привести свои собственные примеры.





Дата добавления: 2015-05-10; просмотров: 443; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 9395 - | 7174 - или читать все...

Читайте также:

 

54.90.86.231 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.