Фигуры размещения. 2.3.2. Тропы.Так называют слово или оборот, употребленный в переносном смысле

➣ инверсия

➣ гипербатон

➣ парцелляция

➣ парентеза

2.3.2. Тропы. Так называют слово или оборот, употребленный в переносном смысле.

Тропы делятся на четыре группы:

ü тропы сходства (метафора и ее виды): перенос значения осуществляется на основании сходства представлений;

ü тропы смежности (метонимия): перенос значения осуществляется на базе пространственной или временной смежности;

ü тропы контраста (антифразис и его виды): в основе переноса лежат ассоциации по контрасту;

ü тропы тождества (перифразис и его виды): основанием для переименования служит тождество представлений.

2.3.3. Грамматические тропы – использование грамматической формы в несвойственном ей грамматическом значении. Отметим здесь только множественное скромности, которое широко применяется в научном дискурсе: «Мы в своей дипломной работе хотели показать, что...». Это этикетная формула. Разновидностью множественного скромности выступает глумливое множественное крестьянское: «Мы люди темные, ничего в этом не понимаем...».

Кроме того, существуют специфически риторические формы грамматических тропов. К ним, например, относится риторический вопрос. С риторическим вопросом не следует путать вопрос к самому себе, так называемую гипофору.

2.3.4. Фигуры мысли выражения, которые держатся на некоем отклонении в мысли, чем отличаются их от фигур слова, содержащих некое отклонение в слове.

Выделяют такие фигуры мысли:

➢ плеоназм

➢ антиципация

➢ регрессия

➢ амплификация

➢ антитеза

➢ оксюморон

➢ коррекция

➢ градация

2.4. Мемория – этап подготовки к произнесению речи, в том числе и с использованием специальных мнемонических приемов, направленных на облегчение и совершенствование процесса запоминания информации.

Оратор может успешно запомнить текст только через комплексное взаимодействие ряда навыков: развитие внимания, наблюдательности и через повторение.

Чаще всего советуют для успешного запоминания:

* читать вслух (так соединяется зрение и слух). Для повторения возьмите по мере надобности лишь небольшую часть материала, но такую, которую нужно основательно запомнить;

* делать перерывы при повторении. Эффективнее заучивается материал в течение двух дней по часу, чем в течение двух часов в один день, потому что во время перерыва между занятиями продолжается закрепление материала в памяти;

* комбинированное повторение. Совокупность деталей плохо запоминается, гораздо лучше сохраняются знания, которые объединяются новыми связями. Связывайте различные предметные области между собой всюду, где они соприкасаются.

Топологическая мнемотехника (приписывают Цицерону). Ее суть состоит в том, что имеющиеся отрезки информации связываются с местами какого-либо реального или воображаемого пространства как точками запоминания. Для этого мнемонического способа можно использовать собственный дом или те места, где мы часто бываем.

Первый раз лучше реально пройтись по выбранному зданию и мысленно расположить в его пространстве единицы информации. «Располагать» запоминаемое можно в окне, шкафу, на столе, люстре и т. п. Важно только, чтобы эти предметы всегда стояли на одних и тех же местах. Чем больше предметов будет в нашем распоряжении, тем больше информации можно разместить.

Следует группировать элементы последовательно слева направо и сверху вниз, чтобы при воспроизведении не потерялась нить изложения.

Главное – перед запоминанием заранее определить схему пути и те предметы, которые в нее войдут, чтобы не думать при размещении информации, стоит ли использовать тот или иной атрибут квартиры.

2.5. Акция – «театральное исполнение речи» – ее произнесение.

Речь должна быть продумана с точки зрения силы звучности, длительности пауз, сопровождения жестами. Понятно, что классическая риторика не может претендовать на первенство в этом вопросе, уступая его современной психологии. Но советы лишними все же не будут.

? Если Вы ограничены регламентом, сократите содержание вашей речи: лучше сказать мало, чем сказать плохо.

? Составьте план речи, в особенности, если Вы ограничены регламентом. Отметьте информацию, которая требует точности:

- даты;

- статистические данные;

- цитаты (которые должны быть краткими);

- термины, а так же сложные или малознакомые слова (которые, впрочем, не рекомендуется употреблять без надобности) и т. д.

? План речи размещается на одной стороне листа бумаги; его не следует писать на нескольких листах. И позаботьтесь, чтобы страница выглядела аккуратно. Не самое лучшее впечатление производит оратор с рваными, грязными «ошметками» в руках.

? Оратор должен продумать первую фразу и заключение речи; все остальное можно импровизировать. Если Вы достаточно уверены в себе, перед выступлением можете выбросить или забыть план выступленияречь получится лучше.

? Могут читаться: лекции, доклады, официальные документы, чужие тексты; все остальные виды речей произносятся. Написанный текст речи затрудняет ее произнесение: неопытный оратор боится упустить что-нибудь из написанного, поэтому сбивается и делает ошибки.

? Оратор, который выступает перед публичной аудиторией, должен быть физически собранным, бодрым, оптимистичным, спокойным, уверенным в себе; он должен иметь опрятный и привлекательный вид. Поэтому перед публичным выступлением позаботьтесь о своем не только духовном, но и физическом состоянии.

? Многие, в том числе и опытные, ораторы сильно волнуются перед публичным выступлением. Волнение естественно и полезно: если оратор не волнуется перед выступлением, значит, он не заинтересован в своей речи и безразличен к аудитории.

? Слишком сильное волнение вредно. Чтобы избавиться от него, постарайтесь непосредственно перед выступлением отвлечься от его содержания, не воображайте себе аудиторию с ее реакцией, подумайте о чем-нибудь хорошем. Если это не помогает, попробуйте такой прием: сидя за столом, в ожидании своего выступления, напрягайте попеременно икроножные мышцы (тело расслаблено, руки спокойны, никаких лишних движений, а движения мышцы на ноге никто не заметит).

? Не пейте воду непосредственно перед выступлением и много воды во время произнесения речи: мочевой пузырь может заставить прервать акцию на самом интересном месте.

? Стойте прямо, развернув плечи. Голову держите, немного приподняв подбородок. Ноги должны быть примерно на ширине плеч. Не прижимайте руки к животу, не заламывайте руки, не сцепляйте пальцы рук, не закладывайте руки за спину, не держите их в карманах, не заплетайте ногу за ногу.

? Жестикуляция оратора должна быть умеренной: держите руки свободно, не машите ими во время речи, но и не вытягивайте их по швам. Ораторский жест соответствует темпу и содержанию речи, он должен быть плавным и уверенным, но не слишком широким.

? Никогда не пытайтесь перекричать аудиторию.

? Голос пускайте не вниз и не вверх, но прямо перед собой несколько над головами аудитории.

? Встав перед аудиторией, первым делом улыбнитесь и посмотрите на людей, которые вас слушают,Вы увидите, что они внимательны к вам и настроены в целом доброжелательно.

? Сделайте небольшую начальную паузу. Если шумят, сделайте паузу больше и окиньте взглядом аудиторию.

? Произнося речь, помните, что Вы обращаетесь к людям, которые согласились выслушать вас, а не к бумажке, на которой написан ваш конспект.

? Во время речи смотрите на аудиторию, последовательно фиксируя взглядом группы находящихся перед вами людей (рисуем «знак бесконечности» – ). Не обращайтесь все время к одному и тому же лицу. Каждый из слушающих должен быть убежден, что Вы обращаетесь лично к нему.

? Будьте человеколюбивыговорите по возможности кратко.

? Используйте только литературные слова и выражения. Старайтесь употреблять как можно меньше иностранных слов там, где можно без этого обойтись.

? Произносите речь не отдельными словами, а связными фразами. Длина фраз определяется состоянием и размером аудитории и объемом помещения, в котором Вы говорите. Нормальная длина предложения – это 9 ± 2 слова. Чем больше аудитория и объем помещения, тем меньшей должна быть средняя длина фразы.

? Во время публичной речи оратор не должен чувствовать себя соловьем: Вы говорите для людей, а не для самовыражения. Оратор должен видеть все, что происходит в аудитории во время речи, и своевременно реагировать на поведение аудитории.

? Не бойтесь реплик из зала. Реагируйте или не реагируйте на них по обстоятельствам и исходя из ваших интересов.

? Не давайте втянуть себя в дискуссию во время речи: Вы должны сказать все, что намеревались сказать.

? Завершение всякой речи должно быть энергичным и оптимистичным. Покажите подъемом голоса и завершающей интонацией, что Вы сказали все, что нашли нужным, и не забудьте поблагодарить аудиторию за внимание. Уход оратора с трибуны не должен производить впечатление бегства.

Итак, классический риторический канон – это совокупность правил и приемов, которые необходимы для ведения честного диспута. А что делать, если к нам применяют особые риторические приемы? Об этом в следующем разделе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: