Тот, кто прочитал это пособие, возможно, вздохнет: «А как же все это использовать?» Не переживайте. Вы только в самом начале пути.
Это пособие только указывает на то, как можно поступить в тех или иных случаях. Что-то подсказывает. И, зачастую, едва лишь намечает контуры проблемы, к осмыслению которой нужно приходить самостоятельно. Такова, например, проблема перехода от риторического воздействия к манипулированию. Все мы люди, все – рабы слов. Так нужно ли нам, чтобы словами еще и повелевал берущий нас за глотку манипулятор? А можем ли мы себе позволить риторику бессовестности? Переход от риторики к манипулированию для человека чаще всего прост и практически неосязаем (в одну только сторону, увы), но вот допустим ли наш переход через эту грань, если помнить про мораль и нравственность? Рубеж этот – человеческая свобода, и действовать в этом пространстве можно и нужно очень осторожно. Без философско-этической базы риторика превращается в оружие. И если «философия – это опасно» (А. А. Мамалуй), то насколько же опаснее могут быть риторические технологии, лишенные всяческого нравственного основания? Предупрежденные об опасности, мы не дадим себя застать врасплох. Научившись говорить, мы будем стараться понять, а понимание условий понимания снова приведет нас к риторике. На новом уровне, на новом витке. Перефразируя И. Канта, скажем: наше знание начинается с чувств, перерастает в понимание и заканчивается разумом. И тут возникает желание все это высказать, для чего совершенно необходима риторика.
Итак, главная цель этой работы – вызвать интерес к риторическим проблемам и побудить студента шлифовать свое мастерство. Риторика ведь не исчерпывается тем, что перечислено здесь. Есть масса интересных учебников и пособий, которые могут помочь и которые просто очень интересно читать.
И к таким книгам обязательно нужно будет обращаться при изучении курса риторики хотя бы потому, что автор этого пособия осознанно уходит от детальных пояснений и иллюстрирования, предлагая взамен множество схем.
Зато на семинарских занятиях и на зачете студенты должны будут объяснять, что такое, например, «гипербатон» или «парцелляция», и приводить примеры. А для этого стоит обратиться к книгам. Но примеры нужно будет придумывать свои. Так лучше усваивается материал.
Кроме того, нужен будет свой собственный опыт выступлений, ибо только постоянные тренировки могут посодействовать в создании своего собственного стиля, способны помочь стать убедительным, интересным собеседником. Поэтому на практических занятиях мы будем читать стихи (а подчас и самостоятельно рифмовать), играть, рассказывать притчи и анекдоты (кто сказал, что шутить просто?), составлять резюме и… впрочем, всего здесь перечислять не станем, ведь у этого пособия другая цель – стать подспорьем, а не заменить занятия по риторике.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артеменко А. П. Риторичні стратегеми в дискурсі ідентичності / А. П. Артеменко, Я. І. Артеменко, Н. В Попова // Вісник Харківського національного університету ім. В. Н. Каразіна. Cерія «Філософія. Філософські перипетії». – Харків, 2011. – № 984. – С. 109–117.
2. Волков А. А. Курс русской риторики [Электронный ресурс] / А. А. Волков. – Режим доступа: http://www.koob.ru/volkov/kurs_russkoy_ritoriky.
3. Гандапас Р. Презентационный конструктор [Электронный ресурс] / Р. Гандапас. – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/200932.
4. Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая. – М.: Дело, 2002. – 480 с.
5. Иванова С. Ф. Специфика публичной речи [Электронный ресурс] / С. Ф. Иванова. – Режим доступа: http://www.koob.ru.
6. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями [Электронный ресурс] / Хайнц Леммерман; [перевод с немецкого С. Т. Бугло]. – Режим доступа: http://www.koob.ru/lemmerman_heinz/lemmerman_uchebnik_ritoriki.
7. Мацько Л. І. Риторика: [навчальний посібник] / Л. І. Мацько, О. М. Мацько. – К.: Вища школа, 2003. – 311 с.
8. Общая риторика / Ж. Дюбуа, Ф. Эделин, Ж.–М. Клинкенберг, Ф. Мэнге, Ф. Пир, А. Тринон; [пер. с фр. Е. Э. Разлоговой и В. П. Нарумова; общ. ред. и вступ. ст. А. К. Авеличева]. – М.: Прогресс, 1986. – 392 с.
9. Поварнин С. Спор: О теории и практике спора [Электронный ресурс] / С. Поварнин. – Режим доступа: http://www.koob.ru/books/contact/spor.rar.
10. Речи известных русских юристов: [сборник] / [сост. П. М. Захаров, Е. П. Черкашина]. – М.: Юрид. лит., 1985. – 544 c.
11. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика [Электронный ресурс] / Г. Г. Хазагеров. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text7/08.htm#з_03.
12. Хазагеров Г. Г. Риторический словарь / Г. Г. Хазагеров. – М.: Флинта; Наука, 2009. – 432 с.
13. Хазагеров Г. Г. Язык правых [Электронный ресурс] / Г. Г. Хазагеров. – Режим доступа: http://www.relga.rsu.ru/n50/rus50.htm.
14. Чапек К. Двенадцать приемов литературной полемики или Пособие по газетным дискуссиям [Электронный ресурс] / Карел Чапек; [пер. с чешск. С. Никольского]. – Режим доступа: http://lib.ru/SOCFANT/CHAPEK/gazeta.txt.
15. Шахиджанян В. Учимся говорить публично [Электронный ресурс] / В. Шахиджанян. – Режим доступа: http://www.koob.ru/shahidzhanyan/shahidzhanjan_uchimsia_govorit_publichno.
16. Щербинина Ю. В. Речевая агрессия. Территория вражды: [монография] / Ю. В. Щербинина. – М.: Форум, 2012. – 400 с.
17. Эко У. Волк и ягненок. Риторика бессовестности / Умберто Эко; [пер. с итал. Е. Костюкович] // Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм в СМИ. – М.: Эксмо, 2007. – С. 75–107.
ПРИЛОЖЕНИЕ