От 30.11.2009 N 1554)
В соответствии со статьей 5 Воздушного кодекса Республики Беларусь Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила использования воздушного пространства Республики Беларусь.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Премьер-министр Республики Беларусь С.СИДОРСКИЙ
ПРАВИЛА
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
(в ред. постановлений Совмина от 10.01.2008 N 21,
От 30.11.2009 N 1554)
Глава 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Правила определяют порядок организации использования воздушного пространства Республики Беларусь, а также порядок его использования в интересах граждан и экономики, обороны и безопасности государства.
2. Для целей настоящих Правил используются следующие термины и их определения:
аварийное оповещение - обслуживание воздушного движения, предоставляемое для уведомления соответствующих организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи служб поиска и спасания, и оказания необходимого содействия таким организациям;
|
|
авиамодель - летательный аппарат тяжелее воздуха без человека на борту, который используется для спортивных соревнований или развлечений;
автоматизированное управление воздушным движением - реализация процесса управления воздушным движением посредством автоматизированной системы управления воздушным движением или автоматизированного рабочего места управления воздушным движением;
аэронавигационные данные - фактические сведения или инструкции, изложенные в порядке, пригодном для связи, интерпретации или обработки, касающиеся характеристик и фактического состояния аэродромов, аэроузлов, элементов структуры воздушного пространства Республики Беларусь и средств радиотехнического обеспечения и связи, необходимые для организации и выполнения полетов;
аэроузел - близко расположенные аэродромы, организация и выполнение полетов с которых требует специального согласования и координации;
безопасная высота - высота полета, исключающая столкновение воздушного судна с земной (водной) поверхностью или с препятствиями на ней;
беспилотный летательный аппарат - воздушное судно без экипажа на борту;
внетрассовый маршрут - маршрут полета воздушного судна, проходящий вне маршрутов зональной навигации, воздушных трасс и местных воздушных линий;
воздушная обстановка - одновременное взаимное расположение воздушных судов и других материальных объектов в определенной части воздушного пространства;
воздушная трасса - ограниченный по высоте и ширине коридор в воздушном пространстве, предназначенный для выполнения полетов воздушных судов и оборудованный средствами управления, контроля и радионавигации;
|
|
воздушное пространство обслуживания воздушного движения - воздушное пространство определенных размеров с буквенным обозначением, в пределах которого могут выполняться определенные виды полетов и для которого установлены обслуживание воздушного движения и определенные правила полетов;
временный режим использования воздушного пространства Республики Беларусь (далее - временный режим) - особый порядок использования воздушного пространства Республики Беларусь, устанавливаемый и вводимый органами Единой системы организации воздушного движения Республики Беларусь (далее - Единая система) на срок до двух суток для осуществления деятельности по использованию воздушного пространства Республики Беларусь (далее - деятельность по использованию воздушного пространства), требующей специальной организации этого использования;
вторичный радиолокатор - радиолокационная система, в которой переданный радиолокационной станцией радиосигнал вызывает передачу ответного радиосигнала другой станцией;
высота перехода - установленная высота для перевода шкалы давления барометрического высотомера на стандартное (760 мм ртутного столба, или 1013,2 гПа) при наборе заданного эшелона;
высота полета - расстояние по вертикали от определенного уровня до воздушного судна. В зависимости от уровня начала отсчета различают высоты: истинную (от уровня точки, находящейся непосредственно под воздушным судном), относительную (от указанного исходного уровня) и абсолютную (от среднего уровня моря);
диспетчерский район - часть контролируемого воздушного пространства, устанавливаемая для предоставления обслуживания воздушного движения;
диспетчерское обслуживание воздушного движения - обслуживание контролируемых полетов, предоставляемое в целях предотвращения столкновений воздушных судов между собой и другими материальными объектами в воздухе, с препятствиями, в том числе на площади маневрирования аэродрома, поддержания упорядоченного потока воздушного движения, оказания помощи воздушным судам, терпящим бедствие;
диспетчерское разрешение - разрешение воздушному судну действовать в соответствии с условиями, установленными диспетчерским органом;
документ аэронавигационной информации - изданный в установленном порядке документ, содержащий аэронавигационные данные;
заявка на использование воздушного пространства - документ установленного образца, содержащий необходимые данные для обеспечения и выполнения деятельности по использованию воздушного пространства;
зона взлета и посадки - воздушное пространство установленных размеров, предназначенное для маневрирования воздушных судов при взлете и заходе на посадку;
зона запретная - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого использование воздушного пространства без специального разрешения запрещено;
зона ограничения - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого полеты воздушных судов ограничены определенными условиями;
зона опасная - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого в определенный период может осуществляться деятельность, представляющая угрозу безопасности полетов воздушных судов;
зона пилотажная - воздушное пространство установленных размеров, предназначенное для выполнения заданий на полет;
зона специальная - воздушное пространство установленных размеров, предназначенное для выполнения испытательных полетов, дозаправки топливом в воздухе, пусков ракет, воздушных стрельб и других специальных полетов;
|
|
зональная навигация - метод навигации, позволяющий воздушным судам выполнять полет по любой траектории в пределах действия радиомаячных навигационных средств или в пределах, определяемых возможностями специальных автономных средств или их комбинации;
контролируемый полет - любой полет, выполняемый при наличии диспетчерского разрешения;
координация использования воздушного пространства Минского района полетной информации - распорядительная деятельность органов Единой системы в пределах их компетенции по разрешению, согласованию, определению последовательности и условий деятельности по использованию воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, а также деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полетов с учетом установленных временных режимов, кратковременных ограничений, прогнозируемой и фактической воздушной, метеорологической, орнитологической обстановки и структуры воздушного пространства Республики Беларусь;
контролируемое воздушное пространство - воздушное пространство определенных размеров, в пределах которого осуществляется диспетчерское обслуживание воздушного движения в соответствии с классификацией воздушного пространства;
кратковременное ограничение использования воздушного пространства Республики Беларусь - особый порядок использования отдельных частей воздушного пространства Республики Беларусь, устанавливаемый и вводимый в действие военным сектором центра Единой системы продолжительностью до двух часов для оперативного обеспечения безопасности использования воздушного пространства Республики Беларусь;
маршрут - проекция траектории полета воздушного судна на земную поверхность, зафиксированная контрольными пунктами (географическими координатами точек), через которые должно пролетать воздушное судно;
маршрут зональной навигации - маршрут обслуживания воздушного движения, установленный для воздушных судов, которые могут применять зональную навигацию;
|
|
местная воздушная линия - ограниченный по высоте и ширине коридор в воздушном пространстве, предназначенный для полетов воздушных судов на высотах ниже нижнего эшелона и обеспеченный обслуживанием воздушного движения;
нерадиолокационное эшелонирование - эшелонирование, при котором данные о местоположении воздушных судов получены не посредством радиолокатора, а из других источников;
обслуживание воздушного движения - общий термин, означающий в соответствующих случаях полетно-информационное или диспетчерское обслуживание воздушного движения, а также аварийное оповещение;
общее воздушное движение - полеты, выполняемые в соответствии с правилами и положениями Международной организации гражданской авиации (ICAO) и (или) в соответствии с национальными правилами и процедурами, применяемыми в гражданской авиации;
оператор беспилотного летательного аппарата - лицо, имеющее в предусмотренных законодательством Республики Беларусь случаях сертификат (свидетельство) для самостоятельного управления беспилотным летательным аппаратом;
операционное воздушное движение - полеты, при выполнении которых не соблюдаются положения, установленные для общего воздушного движения, и для которых правила и процедуры определяет Министерство обороны;
организация воздушного движения - обеспечение возможности пользователей воздушных судов придерживаться планируемого времени вылета и (или) прибытия и наиболее предпочтительных профилей полета при минимальных ограничениях без снижения установленных уровней безопасности;
органы Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны (далее - ВВС и войск ПВО) - подразделения радиотехнических войск ВВС и войск ПВО, группы и отделения контроля соответствующих командных пунктов объединений, соединений и воинских частей ВВС и войск ПВО;
планирование использования воздушного пространства Республики Беларусь - комплекс мероприятий, осуществляемых оперативными органами Единой системы в соответствии с государственными приоритетами в целях распределения воздушного пространства Республики Беларусь по месту, времени и высоте в интересах пользователей воздушного пространства Республики Беларусь (далее - пользователь воздушного пространства) и обеспечения безопасности полетов;
полетно-информационное обслуживание - обслуживание воздушного движения в целях предоставления консультаций и информации для обеспечения безопасного и эффективного выполнения полетов, которое осуществляется при всех видах обслуживания воздушного движения;
полоса воздушных подходов - часть воздушного пространства в установленных границах, примыкающая к торцу взлетно-посадочной полосы и расположенная в направлении ее оси, в которой воздушные суда осуществляют набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку;
правила визуальных полетов - порядок выполнения полетов в условиях, позволяющих экипажу воздушного судна (оператору беспилотного летательного аппарата) определить местонахождение и пространственное положение воздушного судна по наземным ориентирам и естественному горизонту, визуально выдерживать установленные интервалы между воздушными судами, а также между воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе и на земной (водной) поверхности;
правила полетов по приборам - порядок выполнения полетов в условиях, при которых местонахождение и пространственное положение воздушного судна определяются по пилотажным и навигационным приборам;
радиолокационный контроль - использование радиолокаторов в целях предоставления экипажу воздушного судна (оператору беспилотного летательного аппарата) информации об отклонениях от маршрута, включая отклонения от условий, указанных в диспетчерских разрешениях;
радиолокационное эшелонирование - эшелонирование воздушных судов, осуществляемое на основе данных об их местоположении, полученных из радиолокационных источников;
разрешение на выполнение полета - разрешение, выдаваемое Генеральным штабом Вооруженных Сил и (или) Министерством транспорта и коммуникаций в случаях, установленных законодательством;
разрешение на использование воздушного пространства Республики Беларусь - предоставление пользователю воздушного пространства права действовать в соответствии с условиями, согласованными с оперативным органом Единой системы;
разрешительный порядок использования воздушного пространства Республики Беларусь - установленный порядок выдачи разрешения на выполнение полета и (или) разрешения на использование воздушного пространства;
район выполнения авиационных работ - воздушное пространство установленных размеров, в пределах которого выполняются авиационные работы;
район аэродрома - воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью в установленных границах в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
район аэроузла - воздушное пространство установленных размеров, ограниченное в горизонтальной и вертикальной плоскостях, устанавливаемое, как правило, по общей границе двух и более близко расположенных районов аэродромов, выполнение полетов с которых требует специального согласования и координации;
район поисковых и аварийно-спасательных работ - участок земной и (или) водной поверхности и воздушное пространство над ним, в границах которого проводятся поисковые и аварийно-спасательные работы;
район полетной информации - часть воздушного пространства Республики Беларусь, в пределах которого обеспечивается полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение или управление полетами. Границы Минского района полетной информации совпадают с границами воздушного пространства Республики Беларусь;
режим полета - параметры полета воздушного судна;
сокращенный минимум вертикального эшелонирования (RVSM) - интервал вертикального эшелонирования, применяемый в диапазоне эшелонов 8850 м (FL290) и 12500 м (FL410) для эшелонирования воздушных судов, имеющих допуск к полетам с применением RVSM;
старший авиационный начальник аэродрома - начальник аэродрома государственной авиации, которым является командир (начальник) авиационной воинской части (авиационной организации), базирующейся на аэродроме;
структура воздушного пространства - совокупность ограниченных в вертикальной и горизонтальной плоскостях элементов воздушного пространства, предназначенных для обеспечения деятельности по использованию воздушного пространства;
суточный план - документ, содержащий сведения о планировании использования воздушного пространства Республики Беларусь на сутки;
территория аэродрома - территория в пределах его ограждения согласно свидетельству (удостоверению) о государственной регистрации;
требуемые навигационные характеристики (RNP) - перечень навигационных характеристик, необходимых для выполнения полетов в пределах установленного воздушного пространства. Навигационные характеристики и требования определяются для конкретного типа RNP и (или) вида применения;
узловой диспетчерский район - диспетчерский район, создаваемый в местах схождения маршрутов зональной навигации, воздушных трасс и местных воздушных линий в окрестностях одного или нескольких крупных аэродромов;
управление полетами - действия группы руководства полетами организаций государственной авиации, направленные на своевременное и безопасное выполнение экипажами воздушных судов (операторами беспилотных летательных аппаратов) заданий на полет;
центр Единой системы - оперативный орган Единой системы, осуществляющий планирование и координацию использования воздушного пространства Республики Беларусь, выдачу в соответствующих случаях разрешений на использование воздушного пространства, обслуживание воздушного движения, управление полетами и контролирующий соблюдение настоящих Правил;
эшелонирование - вертикальное и горизонтальное рассредоточение воздушных судов в полете на установленных интервалах, обеспечивающих безопасность воздушного движения;
эшелон нижний (безопасный) - ближайший к безопасной высоте полета установленный эшелон полета, расположенный выше этой высоты;
эшелон перехода - установленный эшелон полета для перевода шкалы давления барометрического высотомера со стандартного давления на давление аэродрома или минимальное атмосферное давление, приведенное к уровню моря;
эшелон полета - установленная высота полета воздушного судна относительно изобарической поверхности, соответствующей стандартному давлению.
3. Пользователь воздушного пространства имеет право на:
обеспечение безопасности, регулярности и экономичности полетов воздушных судов и другой деятельности в воздушном пространстве со стороны органов, ответственных за безопасность полетов;
получение от органов обслуживания воздушного движения и управления полетами информации о деятельности, связанной с использованием воздушного пространства, представляющей угрозу безопасности его деятельности;
внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию структуры воздушного пространства Республики Беларусь, а также нормативных правовых актов Республики Беларусь, регламентирующих использование воздушного пространства.
4. Пользователь воздушного пространства обязан:
осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве Республики Беларусь в соответствии с требованиями Воздушного кодекса Республики Беларусь, настоящих Правил и других нормативных правовых актов Республики Беларусь, регламентирующих порядок использования воздушного пространства;
своевременно подавать заявки на использование воздушного пространства;
осуществлять свою деятельность в воздушном пространстве Республики Беларусь только после получения соответствующего разрешения от органов Единой системы и в соответствии с изложенными в нем условиями, за исключением случаев, указанных в пункте 51 настоящих Правил;
своевременно сообщать о начале и окончании использования воздушного пространства Республики Беларусь в соответствующие оперативные органы Единой системы, а также в порядке, определенном Инструкцией по использованию воздушного пространства Минского района полетной информации, утверждаемой Министерством обороны (далее - Инструкция), в органы ВВС и войск ПВО;
содействовать органам обслуживания воздушного движения и управления полетами в осуществлении поисковых и аварийно-спасательных работ, а также в оказании помощи терпящим или потерпевшим бедствие воздушным судам;
применять установленные типы и формы сообщений об использовании воздушного пространства.
5. Территории, на которых размещаются и сооружаются объекты высотой 50 м и более, относятся к территориям особого государственного регулирования архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Размещение и сооружение данных объектов до начала проектных работ подлежат согласованию с Министерством обороны и Министерством транспорта и коммуникаций.
6. Юридические и физические лица, в чьей собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении находятся постоянные и временные высотные сооружения высотой 50 м и более, а на приаэродромной территории - высотой, устанавливаемой авиационными правилами, в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны размещать на этих сооружениях за счет собственных средств ночные и дневные маркировочные знаки в соответствии с нормами годности аэродромов и по окончании строительства представлять данные об указанных объектах в Министерство обороны, Министерство транспорта и коммуникаций и топографо-геодезическое республиканское унитарное предприятие "Белгеодезия".