double arrow

Философское понимание сознания

1.Понятие и структура сознания.

2.Происхождение и сущность сознания.

3.Сознание и язык. Проблема искусственного интеллекта.

Понятие и струк­тура сознания

С ознание - яв­ление сложное, многоплановое и многоаспектное. Оно неразрывно связано с такой ключевой категорией любого мировоззрения как человек. Решение проблемы сознания играет определяющую роль в постижении проблемы человека.

В силу своей исключительной сложности и многогранности сознание является предметом интереса со стороны многих наук и вненаучных форм познания. Философия, используя и обобщая достижения различных форм познания, сосредотачивает свое внимание на анализе таких важных вопросов как сущность, про­исхождение и структура сознания, возможности и пути его изу­чения. Вопросы эти с древности и до наших остаются дискусси­онными, не имеющими однозначного решения.

Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по от­ношению к материи, считают его самостоятельной, созидающей сущностью (субстанцией) всех вещей и процессов. Дуализм (или психофизиологический параллелизм) рассматривает сознание и тело как независящие друг от друга начала и не видит взаимосвязи психи­ческих и физиологических процессов в организме.

В противоположность идеализму, материализм исходит из того материя первична, а сознание вторично. В истории философии материалисты, не в состоянии объяснить связь сознания с неодушевленной материей, вопрос о возникновении сознания склонялись к гилозоизму. Гилозоизм (греч. hylё – вещество; zoё – жизнь) приписывает способность ощущения всей материи. «И камни мыслят», - утверждают гилозоисты. Представителями гилозоизма были древнегреческие материалисты. В эпоху Возрождения и Нового времени - Дж.Бруно, французские материалисты XVIII Ж.Робинэ и Д.Дидро. Не исчез гилозоизм и сегодня. Так, современный западный философ Ж.Делёз считает, что вещи способны мыслить. В.Беньямин - приписывает вещам способность вглядываться в окружающий мир, Д.Харауэй признает за вещами творческие импульсы, а Б.Лаутар рассуждает даже о «парламенте вещей», наделяя их правом суждения.

В отличие от идеализма и дуализма, материализм рассмат­ривает сознание не как нечто автономное, независимое от мате­рии, а, напротив, как ее свойство. Свойство это - в отличие от та­ких атрибутов материи, как движение, пространство, время - не является всеобщим. Оно присуще особому виду высокоорганизо­ванной материи - человеческому мозгу. Однако осознает, мыслит не мозг как таковой, а человек, обладающий мозгом, причем че­ловек в единстве с системой - природной, социальной, культур­ной - в которую он включен как активно действующий элемент.

Материализм исходит из того, что материя существует вне и независимо от сознания, сознание же не существует вне материи. Сознание вторично (но не второстепенно), производно от мате­рии. С материалистической точки зрения, вторичность сознания рассматривается в трех аспектах: 1) историческом (сознание как особое свойство материи возника­ет на определенном этапе ее эволюции); 2) психо­физиологическом (сознание-функция головного мозга человека); 3) гносеологическом или эпистемологическом (сознание - выс­шая форма отражения внешнего мира, отличающаяся осмыслен­ностью и целенаправленностью).

В современной философии и науке к числу наиболее перспективных относятся инструменталистские, интенционалистские и кондиционалистские программы исследования сознания.

Сторонники интенционалистского (от лат intentio – направленность) подхода сводят сознание к знанию, для них сознание тождественно знанию. Сознание, по их мнению, функционирует как «сознание о чем-то или о ком-то», т.е. оно всегда направлено на определенные предметности мира. «Жизнь сознания» рассматривается соотносительно с противостоящей ему предметностью, которая рационально осмысливается и переживается в опыте сознания.

Дальнейшее развитие эта позиция получила в инструментализме: сознание – это своего рода «личный компьютер», функциональное назначение которого (по аналогии с «искусственным интеллектом») извлечение и преобразование информации, распознавание образов, вычисление и координация операций. Подчеркивается, что все это исключительно важно при анализе и планировании, управлении и принятии решений в практике, познании и общении людей, так как любая человеческая деятельность нуждается в познавательно-информационном обеспечении.

В рамках кондиционалистских (от лат. conditio – условие) программ акцентируется внимание на зависимости сознания от телесной организации, от строения и функций психики, бессознательного, факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека. Эти разнородные условия и детерминанты влияют не только непосредственно, но и опосредовано (скрытно), что весьма ощутимо сказывается на активности сознания, творческом потенциале личности. Исследование этого разнообразия воздействий позволяет раскрыть механизмы бессознательного и характер их влияния на все процессы сознания.

Каждая из этих упомянутых программ нацелена на то, чтобы приоткрыть глубинные тайны сознания. Наиболее плодотворной среди них является позиция сторонников кондиционалистских программ. Кондиционализм дает более широкое толкование сознания, не отождествляя его со знанием. Проводимое изучение проблем сознания в зависимости от внутренних и внешних условий и факторов сознательной деятельности позволяет обеспечить всесторонний подход в осмыслении сложнейшего феномена сознания. Полученные в рамках этого подхода результаты имеют не только научное, но и практическое значение, в первую очередь, для практики образования. Односторонняя ставка образования на рациональность сознания приводит к созданию модели образования, которая ориентирует лишь на процессы усвоения и использования знаний. В результате этого межчеловеческие отношения и, даже, такие интимные проявления сознания как любовь, выстраиваются на основе рационального расчета, что приводит к снижению культуры чувств и духовно-нравственной деградации личности.

Сознание имеет сложную внутреннюю структуру, вклю­чающую различные элементы и уровни своего существования. Вместе с тем, сознание – системное образование, целостно-связная совокупность чувственных, мыслительных, эмоциональных, волевых, мнемических (процессы памяти) процессов, каждая из которых выполняет свои собственные функции. Это целостный процесс, так как все составляющие сознания находятся в закономерных связях и отношениях друг с другом.

Обратимся к характеристике основных элементов структуры сознания. К ним относятся: ощущение, мышление, воля, память, эмоции, ин­туиция, внимание.

Ощущение дает человеку непосредственное отражение от­дельных внешних сторон предметов и явлений.

Мышление про­тивопоставляется чувственному познанию как опосредованное отражение внутренней, сущностной стороны предметов, событий.

Воля это практическое обнаружение сознания. Это не только умение желать, но и способность действовать, осуществ­лять намеченное. Воля как сила жизни, по словам Ф.Ницше, утверждает себя, тогда как проявление безволия есть выражение отрицания жизни.

Исключительно важное место в структуре сознания занимает память, как способность запечатлевать, сохранять и воспроизво­дить информацию. Тем самым память придает связность и устой­чивость жизненному опыту человека и является необходимой предпосылкой формирования личности.

Эмоции - это сфера личностных, субъективно-психологических переживаний (предчувствия, радость, восторг, гнев, страх, любовь, ненависть, симпатия, антипатия). Эмоции принимают на себя функции оценки и выбора. Ничто не совершается в человеческой жизни без эмоциональной окраски.

Огромный познавательный потенциал обнаруживается в ин­туитивной способности сознания человека. Интуиция - это спо­собность непосредственного постижения истины путем прямого ее усмотрения без соответствующего доказательства. Особен­ность интуитивного «видения» («озарения», «вспышки») созна­ния проявляется в неожиданности решения проблемы, в неосоз­нанности путей и средств ее решения. Это сфера сознания, где представлены духовные идеалы и способности к творчеству в ви­де фантазии, продуктивного воображения.

Важным элементом сознания является внимание. Благодаря сосредоточенности внимания интересующий нас объект находит­ся в фокусе сознания. Воздействующие на человека предметы, события вызывают не только познавательные мысли, идеи, но и определенные эмоции, обнаруживающие себя в волнении, вос­хищении, любви, ненависти и т.д. Отдельные философы и, осо­бенно, психологи отождествляют сознание с вниманием.

В философской литературе устоялось представление о разделении мышления на два основных типа: рассудок и разум.

Рассудок (или здравый смысл) определяется как низшая ступень логического познания, основанная на представлениях и понятиях повседневной жизни; как житейское расчетливое мышление, ориентированное на практическую пользу.

Разум – высшая ступень логического понимания, теоретическое, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее глубокое знание истины.

Единство и всесторонняя активизация названных выше и многих других психических процессов, учет условий становления сознания и характера его функционирования позволяет глубже осмыслить природу человека и его сознания.

Происхождение и сущность сознания

Проблема происхождения сознания останется тайной для науки и философии, если не подходить к этой проблеме исторически, без учета того, что сознание, как свойство материи, возникло на определенном этапе ее эволюции. История возникновения сознания – одна из составляющих общего процесса развития материи, в ходе которого возникает и развивается жизнь, все многообразие живой природы, а затем и мыслящий человек.

Сознание есть высшая форма и результат развития важно­го свойства материи - отражения. Отражение - это изменение одного предмета под воздействием другого, или, иными словами, передача особенностей одного предмета другому в процессе их взаимодействия.

Способность к отражению и его характер зависит от уровня организации материи. В качественно различных формах отраже­ние проявляется в неорганическом мире, в мире растений, жи­вотных и, наконец, у человека. В простейшем случае отражение в неорганической природе - это механические деформации, физи­ко-химические изменения, появляющиеся в результате взаимодействия.

С возникновением жизни формируются качественно новые формы отражения. Простейшей формой отражения в живой природе является раздражимость, представляющая собой от­ветную реакцию организма на внешнее или внутреннее воздейст­вие среды в виде возбуждения. Эта форма отражения, имеющая приспособительный характер, широко распространена у растений и простейших животных.

Более высокой формой биологического отражения, по сравне­нию с раздражимостью, являются рефлексы и ощущения. Рефлексы и ощущения появляются у животных, обладающих нервной системой. На этой ступени эволюции возникают психические формы отраже­ния, отличающиеся избирательностью и активностью. Рефлекс - это закономерная реакция организма на внешнее раздражение, осущест­вляемая при участии центральной нервной системы. По мере морфологического усложнения организмов в про­цессе органической эволюции наряду с безусловными (или врож­денными) рефлексами и на их основе у животных появляются и условные (или приобретенные) рефлексы, возникает высшая нервная деятельность.

Дальнейшее развитие присущего материи свойства отраже­ния происходило у наших предков под определяющим влиянием социальных факторов. Точнее, процесс возникновения сознания протекал в единстве с возникновением общества. Решающая роль в этом процессе перехода биологической формы движения мате­рии к социальной принадлежит трудовой деятельности. Она спо­собствовала формированию абстрактного мышления и возникно­вению высших, сугубо человеческих форм отражения.

Сознание - это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах. Сознание - это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия.

Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать, человек делает это мысленно, в идеальной фор­ме. Идеальное - свойство сознания, обусловленное социальной природой человека. Оно представляет собой специфический спо­соб существования (бытия) объекта, отраженного в психике субъекта в чувственных и мыслительных образах, проектах и схемах деятельности, духовных ценностях и идеалах.

Идеальное есть характеристика сознания как противополож­ности материи. В этом плане она предстает как субъективная ре­альность, противостоящая реальности объективной. В отличие от материального, обладающего свойствами вещности, пространст­венности, временности, идеальное обозначает непротяженность, невещественность, содержательное сходство образа и соответст­вующего предмета.

Иными словами, сознание, с одной стороны, опирается на материальное, имеет его в качестве своей предпосылки и в этом отношении оно вторично. С другой - оно устремлено на новое материальное, опредмечиваясь и объективируясь в новых результатах человеческой деятельности, выступает в этом плане как первичное.

Сознание имеет творческий, активный характер. Оно на­правлено на преобразование мира и создание нового.

В этом отношении обратимся к понятию «сознательность». Оно характеризует человека и его деятельность с точки зрения способности действовать и творить со знанием дела. Иначе говоря, сознательность есть синоним разумности действий человека. Это понятие применяется также и для характеристики исторического процесса. Оно указывает на наличие в действиях людей высокой духовной компоненты, например, сознательность политического процесса, отношения к природе и т.д. Напротив, отсутствие сознательности указывает на стихийность в деятельности людей, ее неразумность. Сознательность – это показатель того, насколько люди способны осуществлять свою деятельность с помощью знаний об окружающем мире. Наличие сознания характеризует человека как существо, способное действовать разумно и творчески.

Индивидуальное сознание характеризуется:

§ активностью (отражение реальности в форме образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер); активность проявляется в избирательности и целенаправленности;

§ направленностью на предмет (интенциональностью);

§ способностью к саморефлексии, к самонаблюдению;

§ различной степенью ясности: эти уровни диагностируются у человека по его самоотчетам – от сосредоточенности до потери предмета мысли.

Коммуникативное происхождение сознания обуславливает способность мысленного диалога с са­мим собой, т. е. ведет к появлению самосознания (рефлексии).

Самосознание - это особый уровень сознания, на котором осуществляется функция контроля за деятельностью сознания и поддержания его целостности. Оно предполагает выделение и от­личие человеком самого себя, своего «Я» от всего, что его окру­жает. Это способность человека посмотреть на себя как бы со стороны, осознать свои действия, чувства, мысли, мотивы пове­дения, интересы, свое положение в обществе. Оно возникает не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования, а под влиянием определенных общественных условий, которые требу­ют от людей умения оценивать свои поступки, слова и мысли с точки зрения определенных социальных норм.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии. Реф­лексия - это размышление личности о самой себе, когда она вгля­дывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Уровни рефлексии могут быть разнообразными - от эле­ментарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оце­нивает негативные стороны своего внутреннего духовного мира, например, изживает дурные привычки. Познавая себя, он никогда не остается таким же, каким он был прежде.

Бессознательное – это совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Многие человеческие, действия, кажущиеся на первый взгляд случайными, обусловлены глубинными мотивами и комплексами, которые сам человек не осознает. Эти мотивы проявляются также в сновидениях, невротических симптомах, продуктах творчества и др. На сегодняшний день выделяются четыре класса проявлений бессознательного:

1. Неосознаваемые побудители деятельности (мотивы и смысловые установки), которые не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими потребностями, мотивами и установками личности. Влияние такого рода мотивов и установок может приводить к нарушениям адаптации и психического здоровья личности. Коррекция этих нарушений осуществляется посредством психотерапии, в процессе которой клиент приходит к осознанию конфликтных побуждений и получает возможность их сознательного контроля.

2. Неосознаваемые механизмы (в частности, механизмы фиксированной установки), обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов, применение в соответствующей ситуации имеющихся у субъекта навыков и умений. Лежащие в их основе операции первоначально осознаны; по мере их отработки и автоматизации они перестают осознаваться.

3. Надсознательные явления (неосознаваемые механизмы творческих процессов, результаты которых осознаются как художественные образы, научные открытия, проявления интуиции, вдохновения, творческого озарения и др.).

4. Структуры общественного бессознательного - неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре. Неосознаваемые процессы не требуют контроля со стороны сознания, что позволяет разгрузить его для выполнения других задач. Вместе с тем возможность осознания (но не постоянная осознанность) движущих человеком мотивов, внутриличностных конфликтов и структур общественного бессознательного позволяет человеку подняться на более высокую ступень управления своим поведением.

Конструктивный вариант решения проблемы сознания содержится в теории З.Фрейда, в которой разработаны вопросы понимания бессознательного. 3.Фрейдом выделены и описаны следующие структурные уровни сознания: осознаваемое, бессознательное, подсознательное, сверхсознательное.

Осознаваемое («Я») – по Фрейду, - это все то, что более или менее упорядочено внутри себя и стремится упорядочить все вокруг (логика, разум). Осознаваемое – это сфера психической жизни, которая находится в фокусе сознания, выступает как непосредственно открытая для индивида, как актуально протекающее сознание. Сознание на этом уровне обрабатывает информацию последовательно, стремится к однозначности своих утверждений и общезначимости их толкования.

Бессознательное («Оно») – совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума и не всегда ему подотчетных (эрос, танатос). Это глубинный пласт сознания. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек, как биологическое существо, не свободен. Инстинкты порождают у человека подсознательные желания, эмоции, импульсы, проявляющиеся в нашем сознании в форме влечений, переживаний, аффектов. З.Фрейд видел в бессознательном источник одновременно как творческих, так и разрушительных тенденций, что обусловило впоследствии неоднозначное толкование принципов его учения.

Подсознательное – все то, что уже было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Это не только автоматические, т.е. переставшие осознаваться навыки (например, навыки игры на музыкальном инструменте, рутинные трудовые навыки), но и глубоко усвоенные субъектом, ставшие его убеждением социальные нормы, регулятивная функция которых переживается как «веление долга», «зов сердца» и т. п. Эти так называемые автоматизмы и интуитивные представления могут порождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного. На примерах автоматизмов проявляется охранительная функция подсознательного, благодаря чему уменьшается нагрузка на сознание и увеличиваются творческие возможности человека.

Сверхсознательное или «Сверх-Я» («Я-идеал»), считает Фрейд, это верхний уровень функционирования сознания, который представляет социум в структуре индивидуального духовного опыта – социокультурные установки, требования общественной морали, принятые в обществе нормы поведения и регулирования. «Сверх-Я» – высшая инстанция в структуре сознания (душевной жизни), выполняющая роль внутреннего цензора, совести. Сверхсознание – особый уровень психической активности, присущей и процессам творчества. Одной из самых важных функций работы сверхсознательного является сублимирование, т. е. переведение энергии, накопленной в мире инстинктов, на культурное созидание, творческую активность.

Многие философы не без оснований рассматривают сознание как дар человеку, чудо из чудес мироздания. При этом отмечается, что сознание есть не только благо, но одновременно и крест, и тяжесть, ибо в нем дана вся боль мира. Не случайно, чтобы унять боль (душевную или физическую) на время отключают сознание с помощью наркотических средств, алкоголя и т.п.

О механизме сознания мы знаем так же мало, как наши предки об атмосферном электричестве. До настоящего времени ученые не могут дать, исчерпывающего ответа, например, на такой вопрос как: что такое разум и нужно ли для его поиска выходить за пределы нашей планеты? Ведь это свойство приписывается только человеку и измеряется только человеческими мерками. Однако возможность существования полевых форм жизни, неопознанные летательные объекты (НЛО), полтергейст – требуют более углубленного понимания бытия мира в целом и сущности сознания в особенности.

Сознание и язык. Проблема искус­ственного интеллекта

Нередко сознание определяют как знание человека об окру­жающем мире и о самом себе, которое с помощью слов, математиче­ских символов, образов художественных произведений может быть передано другим людям, в том числе другим поколениям в виде па­мятников культуры. По мнению лингвистов, языковая форма являет­ся не только условием передачи мысли, но и условием ее реализации. Люди постигают мысль уже оформленную языковыми знаками. Вне языка имеются только неясные побуждения, волевые импульсы, вы­ливающиеся в жесты и мимику. Сознательное - это событие, обрабо­танное языковой системой мозга и оформленное средствами языка.

Язык человека качественно отличается от «языка» животных (жестов, звуков), выражающего их эмоциональное состояние, же­лания, потребности. «Язык» животных - это замкнутая система, строго ограниченная приспособленческим отношением к приро­де. Язык человека - открытая саморазвивающаяся система, отра­жающая предметный мир, его свойства и отношения, а также от­ношения людей. Он дает возможность человеку осмыслить мир и собственную деятельность в нем.

Конечно, свои мысли и чувства человек может выразить и другими, достаточно разнообразными средствами. Так, мысли и чувства музыканта выражаются в звуках, художника – в рисунках и красках, скульптора – в формах, конструктора – в чертежах, математика – в формулах, геометрических фигурах и т.п. Мысли и чувства могут быть выражены в действиях, поступках человека. Но надо иметь в виду следующее: какими бы средствами не выражались мысли, они, в конечном счете, переводятся на словесный (вербальный) язык – универсальное средство среди используемых человеком знаковых систем. Это особое свойство языка вызвано его связью с мышлением.

Близость мышления и языка, их тесное родство приводит к тому, что свое адекватное (или наиболее приближенное к таковому) выражение мысль получает именно в языке. Ясная по своему содержанию и стройная по форме мысль выражается в доходчивой и последовательной речи. Вспомним народную мудрость: «Кто ясно думает, тот ясно говорит».

Сущность языка выражается в основных его функциях: но­минативной (способность языка называть вещи, явления– «давать имена»); позна­вательной (участие в процессе познания: мы не только говорим так, как мыслим, но и мыслим так, как говорим); информативной (спо­собность хранить, передавать, воспроизводить информацию); коммуникативной (способность общения на самых различных уровнях).

Язык такой же необходимый искусственный посредник в от­ношении человека к миру как и орудие его преобразования - тех­ника. Родившийся человек пока не овладеет этими двумя основными посредниками — орудием труда и языком — не становится человеком в полном смысле этого слова. В тоже время сознание не исчерпывается тем, что может быть выражено в языке, рацио­нально усвоено.

Проблема сознания и языка с появлением компьютерных технологий оказалась тесно связанной с проблемой искусствен­ного интеллекта. Термин «интеллект» в философии трактуется как высшая познавательная способность мышления, которая от­личается творческим, активным характером в отличие от пассив­но чувственных форм познания. Впервые данный термин использовал Н.В.Гоголь, обозначая им способности человека к познанию, постижению чего-либо.

Искусственный интеллект есть метафорическое понятие для обозначения системы созданных людьми средств, воспроизводящих определенные функции человеческого мышления.

Приоритетная область использования искусственного интеллекта – компьютерные экспертные системы. Изучающие проблему искусственного интеллекта специальные дисциплины изначально ориентированы на всестороннее комплексное осмысление данной проблемы, призваны разрабатывать правила конструирования таких алгоритмов работы компьютерной техники, которые имели бы характер разумной, целенаправленной деятельности. С помощью машин можно искусственно воспроизвести такое свойство как мышление,но моделировать и обладать этим свойством – вещи принципиально разные.

Если мышление животных, их «язык» - остаются на уровне элементарного мышления. У живот­ных есть память, им свойственны зачатки анализа, синтеза и дру­гих мыслительных операций, осуществляемых на уровне пред­метных образов, но не понятий. У человека сознание связано с абстрактным понятийным мышлением.

В отличие от человека и животных, машина, обладающая так называемым «искусственным интеллектом», оперирует не образ­ами, а знаками. Здесь может осуществляться процесс «самонау­чения» (самообучающиеся, самопрограмми-рующиеся ЭВМ или компьютеры). Од­нако это «научение» особого рода. То, что ЭВМ, скажем, способ­на доказывать математические теоремы, еще не означает ее уме­ния также играть в шахматы или решать научные проблемы и на­оборот. Конечно, ЭВМ может выполнять, причем значительно быстрее человека, многие умственные операции. Но полностью заменить человека. Иллюзия «разумности» достигается не только быстродействием, но и удачной комбинацией последовательно и параллельно работающих процессоров, осуществляющих формализованные процедуры. Но все же заменить полностью человека компьютер не может. И, прежде всего, потому, что компьютер работает по программе, заложенной в него человеком, и поэтому находится в его власти.

Следует учитывать, что проблема искусственного ин­теллекта имеет многовековую историю. Ранее, при создании вы­числительных устройств, как правило, шли путем имитации пред­метных действий человека или его мышления. В настоящее время работы, посвященные искусственному интеллекту, ведутся по трем основным направлениям:

- воспроизводство творческих способностей человека;

- применение диалоговых форм «общения» человека с компьютерными системами (перевод формализованных текстов на естественные языки, понимание естественного языка компьютерами);

- создание робототехники, важнейшим элементом которой
является «искусственный интеллект».

Человек с его сознанием и ЭВМ идут навстречу друг другу. Техника все активнее начинает выступать партнером человека в его жизнедеятельности. Естественный интеллект, сопряженный с «искусственным» усиливает творческие возможности человека, ставит его перед необходимостью новой парадигмы мышления, способной обеспечить их единство и целостность в интересах со­хранения и дальнейшего развития человечества.

Подводя итог, целесообразно еще раз подчеркнуть, что соз­нание представляет собой открытую систему, в которой имеется не только сфера рационального, мыслительного, но и чувствен­ного, эмоционального, волевого. Все составляющие структуры сознания вместе взятые, характеризуют новые возможности че­ловека как существа творческого и самосозидающего.

* * *

В справочной литературе по проблеме сознания смотрите следующие статьи:

Современный философский словарь. - М.-Бешпек-Екатеринбург, 1996. Ст.: “Сознание”, “Язык” и др.

Новая философская энциклопедия. В 4-х т. - М., 2001. Ст.: “Сознание”, «Бессознательное», “Искусственный интеллект”.

Філософський енциклопедичний словник. - К., 2002. Ст.: “Відображення”, “Ідеальне”, “Свідомість”, “Мова”, “Штучний інтелект”.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: