Распределение источников финансирования с учетом адресности получения эффекта от строительства и усиления железнодорожных линий

№ п/п Категории линий Получатель эффекта Инвесторы[1]
Новые линии
  Стратегические Российская Федерация Российская Федерация
  Социально-значимые Российская Федерация + Субъекты Российской Федерации Российская Федерация + субъекты РФ
  Грузообразующие Российская Федерация + Частные инвесторы, включая холдинг «РЖД» Частные инвесторы + Российская Федерация
  Технологические Российская Федерация + Субъекты Российской Федерации + Частные инвесторы, включая холдинг «РЖД» Частные инвесторы, включая холдинг «РЖД» + Российская Федерация + субъекты РФ
  Высокоскоростные Российская Федерация + Субъекты Российской Федерации + Частные инвесторы, включая холдинг «РЖД» Российская Федерация + субъекты РФ + Частные инвесторы, включая холдинг «РЖД»
Действующие реконструируемые линии
  Модернизация, развитие провозных способностей для обеспечения роста объемов перевозок и реконструкция для организации скоростного пассажирского движения Российская Федерация + Субъекты Российской Федерации + Холдинг «РЖД» Холдинг «РЖД» + Российская Федерация

Отнесение линии к той или иной категории производится на основании технико-экономических расчетов, определяющих основную целевую направленность данных линий и преимущественного эффектополучателя.

Этапы стратегического развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года

Стратегическое развитие железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года включает два этапа.

Этап модернизации железнодорожного транспорта (2008 – 2015 годы), в течение которого будут обеспечены необходимые пропускные способности на основных направлениях перевозок, коренная модернизация существующих объектов инфраструктуры, обеспечение перевозок подвижным составом с исключением парков с истекшими сроками службы, будут разработаны новые технические требования к технике и технологии, начаты проектно-изыскательские работы и строительство новых железнодорожных линий.

Этап динамичного расширения сети железных дорог (2016 - 2030 годы).

На данном этапе предусматривается расширение железнодорожной сети и создание инфраструктурных условий для развития новых «точек» экономического роста в стране, выход на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта и повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта.

Варианты развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года

Прогноз развития железнодорожного транспорта до 2030 года разработан в соответствии с предполагаемыми сценариями социально-экономического развития России[2]:

­ сценарием энерго-сырьевого развития России (далее – энерго-сырьевой сценарий);

­ сценарием инновационного развития (далее – инновационный сценарий).

На основе данных двух сценариев развития Российской Федерации приняты два варианта развития железнодорожного транспорта до 2030 года: минимальный и максимальный, обеспечивающие реализацию поручений Президента России по развитию железнодорожного транспорта, содержащихся в поручениях и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.

Оба варианта Стратегии направлены на решение поставленной Президентом страны задачи устранения инфраструктурных ограничений роста экономики и обеспечение данных сценариев социально-экономического развития страны. Инерционный вариант, предусматривающий сохранение дефицита транспортной инфраструктуры в Стратегию е включен, как не отвечающий целевым задачам долгосрочного развития страны.

Целевым вариантом реализации Стратегии является максимальный вариант, ориентированный на достижение инновационного сценария развития Российской Федерации.

Минимальный вариант (вариант 1) основан на энерго-сырьевом сценарии развития экономики (см. Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанную Минэкономразвития России на период до 2020 г.). В рамках данного варианта предусматривается полная модернизация железнодорожной инфраструктуры и развитие необходимых провозных способностей на основных направлениях грузопотоков в соответствии с потребностью экономики и населения в перевозках по энерго-сырьевому сценарию развития России.

К 2015 году обновляется подвижной состав (закупка, коренная модернизация) с исключением парков с истекшими сроками службы.

Предусматривается улучшение транспортного обеспечения новых «точек» роста экономики со строительством отдельных грузообразующих и технологических линий.

Строительство высокоскоростной линии будет осуществлено на направлении Санкт-Петербург – Москва.

Данным вариантом предусматривается строительство ряда линий стратегического значения и линий, направленных на улучшение транспортной обеспеченности регионов.

Максимальный вариант развития (вариант 2) основан на инновационном сценарии развития России, предусмотренному в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Минэкономразвития России на период до 2020 г., и характеризуется значительной концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволят резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Особенностью инновационного сценария развития является изменение структуры ВВП в сторону производства высокотехнологической продукции.

В данном варианте предусматривается полная ликвидация ограничений в провозных способностях на железнодорожном транспорте общего пользования Российской Федерации и создание соответствующего мировому уровню инфраструктурного базиса для развития новых точек экономического роста в стране, обеспечение современного уровня развития инфраструктуры и транспортное обеспечение разведанных новых месторождений.

К 2015 году обновляется подвижной состав (закупка, коренная модернизация) с исключением парков с истекшими сроками службы.

За счет строительства всех необходимых стратегических линий будет обеспечено повышение конкурентоспособности и национальной безопасности страны. По максимальному варианту предусматривается строительство железнодорожной линии до Магадана, что создаст условия для освоения Северо-Восточного региона страны и даст возможность для создания устойчивого железнодорожного сообщения к отдаленным территориям страны.

Реализация максимального варианта приведет к кардинальным изменениям в мировых торговых связях Евроазиатского, Азиатско-Тихоокеанского и Северо-Американского регионов, качественно усилив транзитную роль железнодорожного транспорта России.

Для обеспечения транспортных связей, создания более привлекательных условий для пассажиров, повышения комфортности и безопасности пассажирских перевозок будут построены высокоскоростные магистрали в сообщениях: Санкт-Петербург – Москва, Москва – Нижний Новгород, Москва – Смоленск – Красное (в рамках МТК №2). Выбор вариантов строительства новых ВСМ Москва – Нижний Новгород и Москва – Смоленск – Красное (в рамках МТК №2) будет производиться исходя из фактической динамики социально-экономического развития страны и регионов.

Будут предприняты меры по сокращению времени хода поездов на направлении Москва – Адлер до 15 часов за счет частичного строительства новых и модернизации существующих железнодорожных линий. Также будет осуществлен перенос пассажирского движения с Черноморского побережья на участке Туапсе – Адлер со строительством новой линии по нагорному или тоннельному варианту.

Прогноз грузо- и пассажиропотоков на железнодорожном транспорте в Российской Федерации до 2030 года

На основе оценки перспектив развития российской экономики с учетом развития других видов транспорта спрогнозированы основные объемные показатели работы железнодорожного транспорта: погрузка грузов, грузооборот, пассажирооборот.

По минимальному варианту погрузка в 2030 г. прогнозируется в объёме 1970 млн. тонн, с ростом к уровню базового 2006 г., в 1,5 раза.

Грузооборот прогнозируется в объеме 3050 млрд. тонно-км, с ростом в 1,56 раза, пассажирооборот - в 1,14 раза и превысит 202 млрд. пасс-км.

По максимальному варианту погрузка к 2030 г. возрастет в 1,64 раза и достигнет 2150 млн. тонн.

Грузооборот в 2030 году возрастет по сравнению с 2006 годом в 1,69 раза и составит 3300 млрд. тонно-км, пассажирооборот - в 1,3 раза и превысит 231 млрд. пасс – км.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: