№ п/п | Категории линий | Получатель эффекта | Инвесторы[1] |
Новые линии | |||
Стратегические | Российская Федерация | Российская Федерация | |
Социально-значимые | Российская Федерация + Субъекты Российской Федерации | Российская Федерация + субъекты РФ | |
Грузообразующие | Российская Федерация + Частные инвесторы, включая холдинг «РЖД» | Частные инвесторы + Российская Федерация | |
Технологические | Российская Федерация + Субъекты Российской Федерации + Частные инвесторы, включая холдинг «РЖД» | Частные инвесторы, включая холдинг «РЖД» + Российская Федерация + субъекты РФ | |
Высокоскоростные | Российская Федерация + Субъекты Российской Федерации + Частные инвесторы, включая холдинг «РЖД» | Российская Федерация + субъекты РФ + Частные инвесторы, включая холдинг «РЖД» | |
Действующие реконструируемые линии | |||
Модернизация, развитие провозных способностей для обеспечения роста объемов перевозок и реконструкция для организации скоростного пассажирского движения | Российская Федерация + Субъекты Российской Федерации + Холдинг «РЖД» | Холдинг «РЖД» + Российская Федерация |
Отнесение линии к той или иной категории производится на основании технико-экономических расчетов, определяющих основную целевую направленность данных линий и преимущественного эффектополучателя.
|
|
Этапы стратегического развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
Стратегическое развитие железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года включает два этапа.
Этап модернизации железнодорожного транспорта (2008 – 2015 годы), в течение которого будут обеспечены необходимые пропускные способности на основных направлениях перевозок, коренная модернизация существующих объектов инфраструктуры, обеспечение перевозок подвижным составом с исключением парков с истекшими сроками службы, будут разработаны новые технические требования к технике и технологии, начаты проектно-изыскательские работы и строительство новых железнодорожных линий.
Этап динамичного расширения сети железных дорог (2016 - 2030 годы).
На данном этапе предусматривается расширение железнодорожной сети и создание инфраструктурных условий для развития новых «точек» экономического роста в стране, выход на мировой уровень технологического и технического развития железнодорожного транспорта и повышение глобальной конкурентоспособности российского железнодорожного транспорта.
Варианты развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года
Прогноз развития железнодорожного транспорта до 2030 года разработан в соответствии с предполагаемыми сценариями социально-экономического развития России[2]:
|
|
сценарием энерго-сырьевого развития России (далее – энерго-сырьевой сценарий);
сценарием инновационного развития (далее – инновационный сценарий).
На основе данных двух сценариев развития Российской Федерации приняты два варианта развития железнодорожного транспорта до 2030 года: минимальный и максимальный, обеспечивающие реализацию поручений Президента России по развитию железнодорожного транспорта, содержащихся в поручениях и Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
Оба варианта Стратегии направлены на решение поставленной Президентом страны задачи устранения инфраструктурных ограничений роста экономики и обеспечение данных сценариев социально-экономического развития страны. Инерционный вариант, предусматривающий сохранение дефицита транспортной инфраструктуры в Стратегию е включен, как не отвечающий целевым задачам долгосрочного развития страны.
Целевым вариантом реализации Стратегии является максимальный вариант, ориентированный на достижение инновационного сценария развития Российской Федерации.
Минимальный вариант (вариант 1) основан на энерго-сырьевом сценарии развития экономики (см. Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанную Минэкономразвития России на период до 2020 г.). В рамках данного варианта предусматривается полная модернизация железнодорожной инфраструктуры и развитие необходимых провозных способностей на основных направлениях грузопотоков в соответствии с потребностью экономики и населения в перевозках по энерго-сырьевому сценарию развития России.
К 2015 году обновляется подвижной состав (закупка, коренная модернизация) с исключением парков с истекшими сроками службы.
Предусматривается улучшение транспортного обеспечения новых «точек» роста экономики со строительством отдельных грузообразующих и технологических линий.
Строительство высокоскоростной линии будет осуществлено на направлении Санкт-Петербург – Москва.
Данным вариантом предусматривается строительство ряда линий стратегического значения и линий, направленных на улучшение транспортной обеспеченности регионов.
Максимальный вариант развития (вариант 2) основан на инновационном сценарии развития России, предусмотренному в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, разработанной Минэкономразвития России на период до 2020 г., и характеризуется значительной концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволят резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг. Особенностью инновационного сценария развития является изменение структуры ВВП в сторону производства высокотехнологической продукции.
В данном варианте предусматривается полная ликвидация ограничений в провозных способностях на железнодорожном транспорте общего пользования Российской Федерации и создание соответствующего мировому уровню инфраструктурного базиса для развития новых точек экономического роста в стране, обеспечение современного уровня развития инфраструктуры и транспортное обеспечение разведанных новых месторождений.
К 2015 году обновляется подвижной состав (закупка, коренная модернизация) с исключением парков с истекшими сроками службы.
За счет строительства всех необходимых стратегических линий будет обеспечено повышение конкурентоспособности и национальной безопасности страны. По максимальному варианту предусматривается строительство железнодорожной линии до Магадана, что создаст условия для освоения Северо-Восточного региона страны и даст возможность для создания устойчивого железнодорожного сообщения к отдаленным территориям страны.
|
|
Реализация максимального варианта приведет к кардинальным изменениям в мировых торговых связях Евроазиатского, Азиатско-Тихоокеанского и Северо-Американского регионов, качественно усилив транзитную роль железнодорожного транспорта России.
Для обеспечения транспортных связей, создания более привлекательных условий для пассажиров, повышения комфортности и безопасности пассажирских перевозок будут построены высокоскоростные магистрали в сообщениях: Санкт-Петербург – Москва, Москва – Нижний Новгород, Москва – Смоленск – Красное (в рамках МТК №2). Выбор вариантов строительства новых ВСМ Москва – Нижний Новгород и Москва – Смоленск – Красное (в рамках МТК №2) будет производиться исходя из фактической динамики социально-экономического развития страны и регионов.
Будут предприняты меры по сокращению времени хода поездов на направлении Москва – Адлер до 15 часов за счет частичного строительства новых и модернизации существующих железнодорожных линий. Также будет осуществлен перенос пассажирского движения с Черноморского побережья на участке Туапсе – Адлер со строительством новой линии по нагорному или тоннельному варианту.
Прогноз грузо- и пассажиропотоков на железнодорожном транспорте в Российской Федерации до 2030 года
На основе оценки перспектив развития российской экономики с учетом развития других видов транспорта спрогнозированы основные объемные показатели работы железнодорожного транспорта: погрузка грузов, грузооборот, пассажирооборот.
По минимальному варианту погрузка в 2030 г. прогнозируется в объёме 1970 млн. тонн, с ростом к уровню базового 2006 г., в 1,5 раза.
Грузооборот прогнозируется в объеме 3050 млрд. тонно-км, с ростом в 1,56 раза, пассажирооборот - в 1,14 раза и превысит 202 млрд. пасс-км.
По максимальному варианту погрузка к 2030 г. возрастет в 1,64 раза и достигнет 2150 млн. тонн.
|
|
Грузооборот в 2030 году возрастет по сравнению с 2006 годом в 1,69 раза и составит 3300 млрд. тонно-км, пассажирооборот - в 1,3 раза и превысит 231 млрд. пасс – км.