В условиях использования железнодорожного транспорта в Российской Федерации как инструмента снижения транспортных издержек, расширение сети железных дорог должно осуществляться за счет средств государства и частного капитала, что соответствует мировому опыту.
Для того чтобы российские железные дороги оставались «локомотивом» роста экономики России, их реформирование будет синхронизировано с инновациями, инвестиционным развитием и модернизацией производственной базы железных дорог.
При этом модернизация действующих железнодорожных линий и строительство новых участков должны осуществляться на основе расширения рыночных возможностей железнодорожной отрасли и, прежде всего, ОАО «РЖД», а также с привлечением средств Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основе анализа определены получатели наиболее существенных эффектов от развития и модернизации сети железных дорог с учетом чего выделены 6 категорий строящихся и реконструируемых железнодорожных линий (табл. 2.1.):
|
|
- стратегические линии, предназначенные для укрепления транспортной целостности Российской Федерации;
- социально-значимые линии, предназначенные для улучшения транспортного обслуживания населения и регионов;
- грузообразующие линии, предназначенные для транспортного обеспечения развития новых месторождений полезных ископаемых и промышленных зон;
- технологические линии, предназначенные для оптимизации железнодорожной сети в целях ускорения хозяйственных и межрегиональных связей;
- высокоскоростные линии, предназначенныедля перевозки пассажиров со скоростью до 350 км/ч;
- модернизируемые действующие линии,предназначенныедляосвоения прогнозных объемов перевозок и организации скоростного пассажирского движения.
Данный подход учитывается при внесении дополнений в Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и другие нормативные акты.
Участие Российской Федерации в развитии железнодорожного транспорта реализуется через прямое бюджетное финансирование, а также другие формы и инструменты государственного участия:
- выделение средств из Инвестиционного фонда Российской Федерации на условиях частно - государственного партнерства;
- финансирование в рамках федеральных и межгосударственных целевых программ;
- целевое повышение общего уровня индексации общесетевых тарифов, обеспечивающее формирование источника финансирования строительства новых объектов железнодорожного транспорта;
- государственные гарантии и/или компенсацию процентов по долгосрочным займам, привлекаемым инвестором для строительства железнодорожной инфраструктуры;
|
|
- введение льготного режима по налогообложению на новые объекты железнодорожной инфраструктуры, доходы, полученные с использованием новых линий, и средства, направляемые на финансирование строительства новых объектов инфраструктуры;
- предоставление налоговых инвестиционных кредитов;
- вывод на рынок части активов железнодорожного транспорта, принадлежащих государству;
- другие инструменты участия государства в развитии железнодорожного транспорта, определяемые Правительством Российской Федерации.
В связи с необходимостью сохранения государственного контроля над инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования в области решения государственных задач, необходимо ввести определенные ограничения на передачу в эксплуатацию зарубежным компаниям новых транспортных линий. В частности, необходимо определить обременения, связанные с обороноспособностью государства и мобилизационной готовностью.
Затраты на выкуп земель для строительства новых и модернизации существующих железнодорожных линий финансируются за счет Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таблица 2.1.