Дезинтеграционные тенденции

Интеграция и ее противоположность - дезинтеграция трактуются как процессы изменения внутренней связности экономического пространства. Интеграция позволяет использовать преимущества взаимодополнения региональных экономик. Дезинтеграция создает угрозу экономической целостности страны. Однородность (неоднородность) и интегрированность (дезинтегрированность) являются взаимосвязанными и взаимодополняющими характеристиками качества экономического пространства. Здоровая интеграция, основанная на взаимной экономической выгоде партнеров, как правило, должна усиливать однородность экономического пространства.

В анализе интеграционно-дезинтеграционных процессов, происходящих в российской экономике, применяются теоретические принципы и фундаментальные понятия, рассматривавшиеся выше (оптимум Парето, ядро, равновесие), и адекватные инструменты исследования (межрегиональные модели национальной экономики).

Причины ослабления межрегиональных связей в экономике России разделяются на внешние и внутренние.

Благодаря либерализации внешнеэкономической деятельности многие российские регионы переориентировали свою торговлю в значительной мере на зарубежные страны. При этом импорт интенсивно вытеснял с внутреннего рынка отечественных товаропроизводителей, чему способствовало сужение спроса на внутреннем рынке, снижение таможенных тарифов и отмена большинства нетарифных ограничений.

Важнейшими проявлениями дезинтеграции российской экономики "изнутри" выступают значительное сокращение межрегиональных торгово-экономических связей, неудовлетворительное функционирование денежно-финансовой системы, сокращение межрегиональных гуманитарных контактов.

Признаком дезинтеграции российского товарного рынка является более быстрое падение межрегионального обмена продукцией по сравнению с падением производства. Доля межрегионального оборота по отношению к ВВП за 90-е годы снизилась примерно в два раза. Наряду с сокращением производства и общей емкости товарного рынка ускоренное падение межрегионального обмена обусловлено значительными изменениями ценностных соотношений обмениваемой продукции и потерей конкурентоспособности многих производств на внутреннем рынке. Наиболее негативное влияние оказал опережающий рост транспортных тарифов по сравнению с ценами на перевозимую продукцию. Это привело к тому, что многие экономические связи стали неэффективными, особенно между Дальним Востоком, Сибирью и европейскими регионами страны.

Однако не всякое сокращение межрегионального обмена следует оценивать негативно. Переход к рыночным отношениям позволил избавиться от многих прежних нерациональных и искусственных связей (например, от кооперированных поставок между предприятиями одного министерства, удаленных друг от друга на тысячи километров), уменьшил зависимость потребителей от предприятий - монополистов, открыл для периферийных регионов возможность работать на рынках близлежащих стран и т. п. Главное позитивное изменение заключается в том, что стал действовать такой интеграционный фактор как заинтересованность товаропроизводителей в преодолении региональных ограничений спроса и расширении рынка сбыта продукции.

В современных условиях межрегиональный товарообмен как фактор экономической интеграции сохраняет доминирующее значение. Бурное, но хаотичное развитие в России финансового рынка не способствовало межрегиональной интеграции. Существенным фактором дезинтеграции продолжает оставаться денежно - финансовая система. Рынок труда также пока слабо работает на экономическую интеграцию России. Основные потоки трудовой миграции - это, с одной стороны, беженцы и переселенцы из республик бывшего СССР, оседающие в основном в трудоизбыточных центральных и южных регионах, а с другой стороны, уезжающие с Крайнего Севера, также усиливающие давление на рынки труда регионов с более благоприятными климатическими условиями. Серьезным препятствием для интенсификации целесообразной трудовой миграции является неразвитость рынка жилья для людей со средними и низкими доходами.

Дезинтеграция гуманитарного пространства России наиболее явно проявляется в сокращении пассажирских перевозок между отдаленными друг от друга регионами. Главные причины - это падение реальных доходов у значительной части населения, снижение культурной и "рыночной" привлекательности центра страны, потери Россией большей части рекреационных регионов, рост транспортных тарифов.

Возможности сближения регионов по уровням социально-экономического развития и преодоления дезинтеграционных тенденций. Анализ фактической социально-экономической дифференциации регионов приводит к выводу о неосуществимости полного выравнивания регионов в обозримой перспективе. Эта декларативная цель должна быть исключена из государственных политико-экономических документов. Практический смысл имеет более скромная цель: уменьшение отставания экономически менее развитых регионов. Стремление к данной цели имеет две главные побудительные причины: 1) более активное включение всех регионов в общероссийский рынок, отвечающее интересам всех регионов; 2) укрепление экономической базы отставших регионов для решения их социальных задач.

Наиболее приоритетной задачей уменьшения неоднородности экономического пространства является преодоление тенденции усиления межрегионального социального неравенства. Уменьшение же межрегиональных различий по уровню экономического развития - это главное средство для решения социальных задач.

Обосновывается экономическая возможность такого роста доходов, чтобы ни в одном регионе доля населения, находящегося за «чертой бедности», не превышала 30% (в среднем по России она составляла в 1997 г. 23,4%, в 2004 – 17,8) Затем этот порог может быть снижен до 25% и т.д. Осуществление такого маневра будет вполне по силам российской экономике уже на первом этапе экономического подъема. Для этого необходимо одновременно двигаться с двух сторон: 1) рост экономической активности в наиболее бедных регионах, увеличивающий занятость, доходы населения и бюджетов; 2) увеличение социальных трансфертов из федерального бюджета (повышение пенсий, пособий, заработной платы в бюджетном секторе, минимальной заработной платы и т. п.).

Преодоление дезинтеграционных тенденций взаимосвязано (и как предпосылка, и как следствие) с возобновлением общего экономического роста, когда типичным становится опережающий рост торгового обмена по сравнению с ростом производства. Это подтверждается практикой многих стран. Минимум торгового обмена достигается раньше, чем минимум объема производства, а затем индекс роста товарообмена превышает индекс производства.

Специфика российской ситуации в 90-х годах, как уже отмечалось, состояла в том, что переориентация части экономических связей на внешнеэкономические являлась дополнительным фактором уменьшения межрегиональной торговли. Поэтому перспективы усиления межрегиональной интеграции на стадии экономического роста существенно зависят от динамики внешней торговли. Оценки наращивания экспортного потенциала, сравнительной эффективности импорта и импортозамещающих производств приводят к выводу, что в ближайшей перспективе темп роста ВВП будет превышать темп роста внешнеторгового оборота. Таким образом, следует ожидать, что экономический рост в стране будет осуществляться при опережающем росте межрегионального товарообмена.

Возобновление интеграционной тенденции не станет реинтеграцией в том смысле, что начнут восстанавливаться прежние экономические связи, существовавшие в "едином народнохозяйственном комплексе" конца 80-х годов. Это уже невозможно и нерационально. Новая интеграция будет строиться в соответствии с новыми критериями эффективности и изменившими объективными условиями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: