Логический барьер

Барьер логического непонимания возникает, если человек, с нашей точки зрения, говорит или делает что-то в противоречии с правилами логики; тогда мы не только отказываемся его понимать, но и эмоционально воспринимаем его слова отрицательно. При этом неявно предполагаем, что логика есть только одна — правильная, т.е. наша.

Однако ни для кого не секрет, что существуют разные логики: женская, детская, возрастная и т.д. Каждый человек думает, живет и действует по своей логике, но вот в общении, если только эти логики не соотнесены или если у человека нет ясного представления о логике партнера, возникает барьер логического непонимания.

Преодоление логического барьера возможно при соблюдении следующих условий:

1. учет логики и жизненной позиции собеседника. Для этого необходимо примерно представлять себе позицию партнера, собеседника (кто он, на каких позициях стоит и др.), а также индивидуальные и социально-ролевые особенности, так как приемлемость или неприемлемость той или иной логики для партнера в основном зависит от его исходной направленности;

2. правильная аргументация.

Существуют различные виды аргументации:

1. возрастающая (когда сила аргументов к концу общения возрастает). К ней целесообразно обращаться при высокой заинтересованности в разговоре собеседника и при его высоком образовательном уровне;

2. убывающая (когда сила аргументов к концу сообщения ослабевает). К ней целесообразно обращаться при необходимости пробудить внимание и интерес и при низком образовательном уровне;

3. односторонняя (когда следуют аргументы только положительные или только отрицательные). К ней целесообразно обращаться, когда надо укрепить уже имеющиеся у людей взгляды, представления, когда позиции сторон сходны, когда у объекта воздействия низкий образовательный уровень;

4. двусторонняя (когда используются различные — как положительные, так и отрицательные — аргументы). К ней целесообразно обращаться, когда слушатель, собеседник безразлично или негативно настроен на восприятие данной информации, т.е. когда аргументы противоречат его сложившимся представлениям, установкам, когда у собеседника высокий образовательный уровень.

9.​ Позиции в общении. Перечислить, дать краткую характеристику.

Условно выделяют три позиции отношения при общении:

​ ·Первая позиция, назовем ее “ сверху ”, проявляется тогда, когда один из собеседников обладает большей информацией, чем все остальные. Это позиция власти, доминирования. Обычно, с такой позиции мы оцениваем явления и события, осуждаем и обсуждаем других людей, обвиняем, настаиваем. У второго партнера такая позиция вызывает желание защищаться или напасть в ответ (что тоже является защитой, только более жесткой). Таким образом, возникает разговор часто переходящий в деструктивный конфликт, и провоцирует его тот, кто первым занимает позицию “сверху”. Людей, которые часто занимают подобную позицию, не любят, а боятся. Характерные слова для такой позиции: надо, должен, обязан, нельзя, запрещаю, хорошо, отлично, молодец, плохо, отвратительно - слова, которые задают правила и слова, которые несут в себе оценку.

​ ·Вторая позиция — назовем ее “ снизу ”, свойственна людям, которые бояться любых противоречий или ситуаций требующих принятия решений и ответственности за них. Девизы - “лишь бы все было мирно”, “лишь бы никого не задеть и не обидеть”, “лишь бы все были довольны”, - характерны для людей, готовых подстраиваться под все и вся, идти на бесконечные уступки и на любые компромиссы. Второй возможный вариант проявления этой позиции - игра. Бесконечное заигрывание с самим собой и с другими людьми. У этой позиции есть ряд отрицательных моментов. Во-первых, у человека часто ее занимающего, постепенно накапливается чувство неудовлетворенности, отвращение к себе и ненависть к партнерам, с которыми он занимает такую позицию (особенно негативно относятся к партнеру, принуждающему к занятию такой позиции). Поэтому, рано или поздно, позиция снизу приводит либо к бунту человека ее занимающего, либо к появлению состояния хронической усталости или даже к депрессивным состояниям. Во-вторых, человек занимающий позицию “снизу” провоцирует своего партнера занять позицию “сверху”, а, следовательно, перевести диалог в менее конструктивное русло. В-третьих, при общении с человеком стоящим на позиции “с низу”, как правило, возникает неприятное ощущение отсутствия полноценного контакта, а то и неуважение к нему. Конфликта при таком общении может и не возникнуть, но и удовлетворения от такого общения тоже, скорее всего, ни кто не получит. Характерные слова для этой позиции: дай, мне, моё, ну пожалуйста, меня обидели, давай (поиграем, покурим,...). А вообще эта позиция не любит слов, предпочитает эмоции.

​ ·Третья позиция — «на равных» или «партнерские». Чаще люди, все-таки склонны или указывать, оценивать, наказывать или оправдываться, ублажать, убегать. Случаи, когда человек открыто и честно говорит о действительных своих чувствах, мыслях и желаниях, говорит от своего имени, проявляя уважение и дружелюбие к своему партнеру. Человек, занимая эту позицию, вызывает собеседника общаться “на одном языке”. Партнеру в таком случае не приходиться защищаться, он чувствует себя безопасно и комфортно, а значит, он способен услышать и понять все, что ему говориться, и принять решение с учетом Ваших интересов.

​ ·Четвертая позиция – «демонстративно-отстраненная». Казалось бы, она не подразумевает общения. Но это не совсем верно. Например, присутствие взрослого, демонстративно занятого своим делом, но готового прийти на помощь при первой необходимости, очень значимо для детей. Вполне возможно, что никто из них и не подойдет к педагогу с вопросами, но они будут чувствовать себя увереннее, чем если бы остались один на один с заданием. Позиция демонстративной отстраненности является для потенциальным источником расширения общения в любых доступных позициях. Эта позиция предполагает умение наблюдать со стороны, непроизвольно вникать в суть дела.

10.​ Позиция «НАД». Специфика, плюсы и минусы. (привести развернутый пример)

11.​ Позиция «ПОД». Специфика, плюсы и минусы. (привести развернутый пример)

12.​ Позиция «НА РАВНЫХ». Специфика, плюсы и минусы. (привести развернутый пример)

13.​ Позиция «ДЕМОНСТРАТИВНО-ОТСТРАНЕННАЯ». Специфика, плюсы и минусы. (Привести развернутый пример)- примеры свои остальное из 9 вопроса

14.​ Вербальная коммуникация. Знаковые системы (Андреева). Общая характеристика, плюсы и минусы.

Вербальная коммуникация - процесс двустороннего речевого обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык,т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа:лексический и синтаксический.Речь является самым универсальным средством коммуникации,поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.Правда, этому должна сопутствовать высокая степень общности понимания ситуации всеми участниками коммуникативного процесса, о которой речь шла выше.

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь,слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации),а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь.В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык.К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся:коммуникативная(функция обмена информацией);конструктивная(формулирование мыслей); апеллятивная(воздействие на адресата);эмотивная(непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая(обмен ритуальными(этикетными)формулами);метаязыковая(функция толкования).

Функцию,которую выполняет язык в процессе коммуникации,определяет вид высказывания и отбор слов.В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации,выделяют следующие типы высказываний:сообщение,мнение, суждение,рекомендация,совет, критическое замечание,комплимент,предложение,вывод, резюме,вопрос, ответ.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю.Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой.Но такое общение не является коммуникацией,так как не происходит обмена информацией.Внешняя речь включает в себя диалог, монолог,устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора,обусловленностью предыдущими высказываниями.Выделяют следующие виды диалога:информативный(процесс передачи информации);манипулятивный(скрытое управление собеседником).Речевыми средствами манипуляции являются:эмоциональное воздействие,использование общественных норм и представлений,лингвистическая подмена информации;полемический;фактический(поддержание контакта).

Вообще относительно использования речи как некоторой знаковой
системы в процессе коммуникации справедливо все то, что говорилось о
сущности коммуникации в целом. В частности, и при характеристике диалога
важно все время иметь в виду, что его ведут между собой личности,
обладающие определенными намерениями (интенциями), т.е. диалог
представляет собой «активный, двусторонний характер взаимодействия
партнеров» (Кучинский, 1988. С. 43). Именно это предопределяет
необходимость внимания к собеседнику, согласованность,

скоординированность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации — понимания смысла того, что говорит другой, в конечном счете — понимания, познания другой личности (Бахтин, 1979). Это означает, что посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменении поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А.А. Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО) (Леонтьев, 1975. С. 118), что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации. Само же воздействие может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, т.е. прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, т.е. раскрытию в нем и им самим каких-то новых возможностей.

15.​ Невербальная коммуникация. Знаковые системы (по Лабунской). Общая характеристика, плюсы и минусы.

Невербальная коммуникация. Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы: 1) оптико-кинетическую, 2) пара- и экстралингвистическую, 3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса, 4) визуальный контакт (Лабунская, 1989). Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных. Именно общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. (Всем известны недоразумения, которые возникают иногда при общении русского и болгарина, если пускается в ход утвердительный или отрицательный кивок головой, так как воспринимаемое русским движение головы сверху вниз интерпретируется как согласие, в то время как для болгарской «речи» это отрицание, и наоборот). Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований — кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами. Так, например, в исследованиях М. Аргайла изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах (в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, итальянцы — 80, французы — 20, мексиканцы — 180).

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временнбх характеристик общения выступают как


своего рода дополнения к семантически значимой информации. Приход своевременно к началу дипломатических переговоров символизирует вежливость по отношению к собеседнику, напротив, опоздание истолковывается как проявление неуважения. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные допуски опозданий с соответствующими их значениями.

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл, который называет проксемику «пространственной психологией», исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0—45 см); персональное расстояние (45—120 см), социальное расстояние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп.

16.​ Виртуальное общение. Общая характеристика, плюсы и минусы.

В настоящее время все больше набирает обороты виртуальное общение. Такое общение не предполагает наличия живого человека рядом. Это общение, которое характеризуется определенным набором знаков, символов. Возможность такого общения возникает в современном мире в информационном потоке, который предлагает наличие большого количества информации. Это происходит виртуально, без наличия звука, жестов. При таком общении человек раскрепощается, раскрывается, у него пропадает страх, появляются познания в письменном языке. Он может обрабатывать множество получаемой информации. При общении в коллективе, допустим, можно много времени потратить на то, чтобы выслушать человека, в виртуальном общении такая информация усваивается намного быстрее. Но в таком общении отсутствуют эмоции, которые помогают определять направление дальнейшей беседы.

Виртуальный - значит предполагаемый. Существование информационного общества прогнозирует развитие мышления и языка личности, возможность руководить потоками поступающей информации, выбор среды существования человека. В виртуальном общении убыстряются процессы взаимодействия. Входящая интерактивная информация позволяет формировать ее воздействие. Виртуальное общение позволяет одновременно общаться с несколькими членами коммуникативного взаимодействия. Такое общение обедняет человека. Оно обесценивает живую речь, негативно влияет на личность человека. Это влияние сказывается на уничтожении системы языковых навыков, форм общения реального и стратегии направлений в контактах личностных. Человек теряется в обстановке реальности. Он становится успешным в виртуальном мире, потому что успешно овладевает потоком информации и направляет ее в определенном направлении, но в обыденной жизни он становится одиноким. Неумение успешно перенести виртуальное общение в реальное, превращает человека в замкнутого индивида, который стремиться окунуться в виртуальный мир. Общество развивается и формируется непосредственно с изменением формы и содержания языка. Это происходит с изменением мышления и развитием прогресса. Общество проходит в своем развитии определенные ступени. Если оставаться только в виртуальном общении, то можно достичь высот в информационном потоке, обрести много знакомств, но стать намного беднее. Виртуальное общение определяет свой язык, который стабилен и не сопричастен с традициями и культурой, выработанной веками. Виртуальное общение, впоследствии, приводит к деградации личности, так как мышление развито только на определенном этапе. В живом общении предполагается развитие языковых навыков и форм общения, что служит накоплению смысловых значений информации. При виртуальном общении человек самовыражается через свое «Я», которое возникает по ситуации, речь очень бедна. Общение может быть глубоким и долговременным. Но такое общение очень скудное, не наделено богатыми формами реального общения, формирует новое сознание и, соответственно, новое мышление, и отношение к окружающему. Виртуальный человек становится зависимым от информационного контакта. Он начинает жить виртуальной жизнью, в реальной жизни он уже не умеет себя проявить, а в виртуальном мире он чувствует себя очень комфортно. Последствия будут катастрофичны - потеряна связь с внешним реальным миром, так как, утрачивается или происходит замена традиционного языка на язык виртуальный.

17.​ Этика делового общения. Ключевые понятия.

Деловое общение – необходимая часть человеческой

жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных

регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши

представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности

или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим

подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или

стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек

понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он

их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение,

сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении

целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным Этика (от

греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика»

впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая

должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные,

нравственные поступки. Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система

этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ

нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых

различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т.

д.

Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло»,

«справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: