Основополагающим принципом как и при общении с участниками исследования является «Не навреди».
Важно «Не навредить» опубликовывая те данные, которые могут быть использованы в антиобщественных целях. Решение психолога осуществить исследовательский проект предполагает его ответственность за его предвидимые научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие или непосредственно затронутые исследованием, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.
Не осуществлять фальсификацию данных и не использовать плагиат, поскольку это может нанести вред науке и научному сообществу.
Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты.
|
|
Кроме этических принципов еще существуют обычные правила вежливости, которые кратко можно сформулировать так:
1. Уважайте время участника эксперимента
Время участника эксперимента также ценно как и ваше, не тратьте его попусту. Не опаздывайте, а в случае болезни и других непредвиденных обстоятельствах постарайтесь предупредить участников о перенесении времени или отмене исследования.
2. Будьте подготовленным
Подготовьте все, что необходимо для проведения исследования заранее (невежливо возиться с оборудованием), отрепетируйте инструкции.
3. Будьте вежливым
Не приказывайте, а просите своих испытуемых, ведь они же добровольно согласились принимать участие в эксперименте. Чаще пользуйтесь словами «Пожалуйста», «Благодарю вас», «Спасибо».
4. Не используйте эксперимент в личных целях
Экспериментальная площадка это не место, где устраивают свидания или предлагают пищевые добавки. Отношения экспериментатор – участник не должны быть использованы в каких-либо иных целях, кроме исследовательских.
В качестве заключения можно привести алгоритм, который предложен Американской психологической ассоциацией (Д.Мартин, 2002):
1. Оценивайте этическую допустимость эксперимента
2. Определяйте, не рискуют ли чем-нибудь его участники
3. Помните о своей ответственности за этичность процедур
4. Говорите участникам о рисках и получайте информированное согласие
5. Определяйте, оправдан и необходим ли обман
6. Уважайте право участников отказаться от участия в исследовании
7. Защищайте участников от дискомфорта, вреда и опасности
8. Проводите постэспериментальные беседы
9. Соблюдайте конфиденциальность полученной информации
Контрольные вопросы