Принципы отношения к обществу и научному сообществу

Основополагающим принципом как и при общении с участниками исследования является «Не навреди».

Важно «Не навредить» опубликовывая те данные, которые могут быть использованы в антиобщественных целях. Решение психолога осуществить исследовательский проект предполагает его ответственность за его предвидимые научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие или непосредственно затронутые исследованием, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.

Не осуществлять фальсификацию данных и не использовать плагиат, поскольку это может нанести вред науке и научному сообществу.

Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты.

Кроме этических принципов еще существуют обычные правила вежливости, которые кратко можно сформулировать так:

1. Уважайте время участника эксперимента

Время участника эксперимента также ценно как и ваше, не тратьте его попусту. Не опаздывайте, а в случае болезни и других непредвиденных обстоятельствах постарайтесь предупредить участников о перенесении времени или отмене исследования.

2. Будьте подготовленным

Подготовьте все, что необходимо для проведения исследования заранее (невежливо возиться с оборудованием), отрепетируйте инструкции.

3. Будьте вежливым

Не приказывайте, а просите своих испытуемых, ведь они же добровольно согласились принимать участие в эксперименте. Чаще пользуйтесь словами «Пожалуйста», «Благодарю вас», «Спасибо».

4. Не используйте эксперимент в личных целях

Экспериментальная площадка это не место, где устраивают свидания или предлагают пищевые добавки. Отношения экспериментатор – участник не должны быть использованы в каких-либо иных целях, кроме исследовательских.

В качестве заключения можно привести алгоритм, который предложен Американской психологической ассоциацией (Д.Мартин, 2002):

1. Оценивайте этическую допустимость эксперимента

2. Определяйте, не рискуют ли чем-нибудь его участники

3. Помните о своей ответственности за этичность процедур

4. Говорите участникам о рисках и получайте информированное согласие

5. Определяйте, оправдан и необходим ли обман

6. Уважайте право участников отказаться от участия в исследовании

7. Защищайте участников от дискомфорта, вреда и опасности

8. Проводите постэспериментальные беседы

9. Соблюдайте конфиденциальность полученной информации

Контрольные вопросы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: