Принципы отношения к участнику исследования

Отношения к участнику основаны на двух основных положениях: «Не навреди» и «Право на неприкосновенность личной жизни». Они могут быть конкретизированы в следующих принципах:

1. Снижения возможных неблагоприятных последствий.

Исследователь обязан удостовериться в том, что достоинство и целостность личности участника исследования в результате не пострадают. Исследователи должны осознавать, что они проводят исследования в многокультурном и многоэтническом обществе, что участники являются индивидами различного возраста, пола и социального положения, и возможно исследователь не располагает необходимыми данными для проведения исследований с данной категорией испытуемых. Поэтому исследователь должен знать, что этичность любого исследования адекватно может быть оценена только членами популяции, к которой принадлежат его участники. Исследователь должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия испытуемых и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.Психологи не должны подвергать испытуемых воздействиям, приводящим к постоянному вреду или риску в физическом или психологическом отношении.

Исследование должно быть немедленно прекращено, если со стороны его участника возникает неожиданная стрессовая реакция. При возникновении любых нежелательных последствий участия в эксперименте психолог должен принять меры к их устранению.

2. Конфиденциальности

Проблема обеспечения конфиденциальности неразрывно связана с вопросом: «Кто может иметь доступ к данным, полученным в вашем исследовании?». К данным об участниках исследования не должны иметь доступ все кто пожелает, поскольку это может привести их неправильному или некорректному использованию. В результате участнику исследования может быть причинен вред или дискомфорт. Возможно, в ходе вашего исследования вам становятся доступными данные о личной жизни испытуемого, поэтому важно при этом не нарушить право испытуемого самого решать какие данные и кому могут быть доступны. Перед проведением в исследования необходимо проинформировать участника исследования, о том, кому будут доступны полученные данные и как будет обеспечиваться их конфиденциальность. Так для проведения видео- или аудиозаписи, а также для последующего их воспроизведения необходимо получить согласие участника исследования. Во избежании нарушения данного принципа необходимо обращаться с любой информацией как конфиденциальной, в том числе и с информацией о том, как участник исследования выполнял те или иные задания.

Для обеспечения конфиденциальности обычно используется шифрование данных, фамилия участника шифруется и обычно в публикациях указываются только инициалы (Н.П., А.В. и т.д.).

Шифр каждый исследователь определяет для себя самостоятельно и хранит отдельно от данных, в месте недоступном для других людей. Например, кодом может служить соответствие русских букв на клавиатуре компьютера английским: Иванов - Bdfyjd, смещение на 1 букву Иванов – Кгбопг, возможны и более сложные системы кодов. (Литература)

3. Компетентности

В соответствии с этим принципом исследователь должен иметь представление об области своей компетентности. В том числе исследователь несет ответственность за адекватность задаче выбранной им теоретической концепции, методов работы, конкретных методик работы с участниками исследования, способов обработки первичных данных.

Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в проведении исследовательских процедур, преподаватель должен обеспечить, независимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям.

Психологические и педагогические эксперименты должны проводиться только в соответствующих условиях.

1. Информированного согласия

Участие в психологических экспериментах должно быть добровольным. Участники исследования должны быть проинформированы в понятной для них форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, чтобы они могли самостоятельно принять решение об участии в проведении исследования.

Участнику должно быть сообщено о любой форме скрытого наблюдения. В тех случаях, когда исчерпывающая информация противоречит проводимому исследованию, специальные меры предосторожности должны быть приняты для обеспечения благополучия испытуемых, в частности, должно быть сделано общее разъяснение о невозможности предоставле­ния полных сведений о проводимой программе. В тех случаях, когда это возможно и не нанесет вреда участнику исследования, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента. То же самое распространяется на скрытое наблюдение. Намеренная дезинформация участников возможна только при невозможности провести исследование другим способом, и должна по возможности избегаться.

Участник исследования должен быть проинформирован о возможности в любой момент выйти из исследования.

Исследователи должны осознавать, что их положение может повлиять на согласие испытуемых принимать участие в исследовании, поскольку испытуемые могут являться их студентами, клиентами, подчиненными.

Плата испытуемым не должна быть использована с целью привлечения их для исследований с повышенным риском (больше чем риск без оплаты, риск в реальной жизни)

Лонгитюдное исследование может потребовать более чем одного согласия испытуемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: