Эффекты взаимодействия экспериментатор-участник исследования-процедура исследования

Эффект "Пигмалиона" [15]

Любой экспериментатор заинтересован в получении результатов подтверждающих гипотезу исследования, в результате чего может наблюдаться эффект «Пигмалиона». Этот эффект состоит в том, что экспериментатор своим поведением, неосознанно указывает участникам исследования, что бы он хотел, чтобы они сделали или трактует неясное поведение участников исследования в пользу подтверждения гипотезы. Пример такой неясной ситуации: студент сидит за партой, положив голову на руки. Данную ситуацию можно трактовать как внимательное слушание, либо как сон. Важно отметить, что зачастую сам экспериментатор не отдает себе отчета в том, как он трактует подобные неоднозначные ситуации. Таким образом, получается, что появление эффекта различия результатов в группах участников исследования может быть вызвано отношением экспериментатора к исследованию, что получило название эффект «Пигмалиона» или по имени исследователя открывшего этот эффект Розенталя.

Есть и другие примеры проявления эффекта "Пигмалиона". В одном из Американских университетов провели следующий эксперимент – двум группам аспирантов было необходимо проверить скорость научения крыс прохождению лабиринта. Одной группе аспирантов сказали, что крысы, предназначенные для исследования, специально выведенная порода особо умных крыс, другой что их подопытные – из породы особо глупых. В ходе исследования аспирантам была четко прописана процедура исследования и проводилось видеонаблюдение. В ходе наблюдения не было выявлено никаких отклонений в процедуре исследования, а так же фактов фальсификации данных. Однако в первой группе крысы показали результаты достоверно лучшие, чем во второй группе. Что можно объяснить только влиянием эмоционального отношения экспериментаторов к испытуемым.

Эффект "плацебо".

Эффект «плацебо» был открыт древними врачами, которые, когда никакое лекарство не могло помочь больному давали ему «плацебо»- таблетку соли, глюкозы, мела в общем состоящую из любого безвредного вещества. И больной благодаря своей вере во врача и действенность лекарственного препарата вылечивался. Теперь при проведении исследований лекарственных препаратов используются три группы испытуемых – экспериментальная, контрольная и группа с «плацебо». Возможно возникновение эффекта «плацебо» и в ходе психологических и педагогических исследований. Испытуемые, которые относятся к экспериментальной группе, могут изменить свое отношение к предмету под влиянием знания об участии в эксперименте и т.д. Т.о. эффект «плацебо» состоит в реакции участников исследования на оказываемое воздействие, что может изменить получаемые данные.

Реакция участников исследования может относиться и к условиям проведения исследования, как это имеет место в эффекте "Хоторна".

Эффект "Хоторна"

Этот эффект был обнаружен психологами, взявшимися за оптимизацию работы предприятия «Вестрен Электрик» в городе Хоторн (Hawthorn). На этом предприятии были выбраны две группы рабочих (экспериментальная и контрольная). В зале, где работала одна группа, улучшили освещение, в другом оставили без изменения. Против ожидания производительность труда возросла в обеих группах. Потом экспериментаторы сделали еще ряд улучшений, но неизменно наблюдался рост производительности не только в экспериментальной группе (как это ожидалось), но и в контрольной. Общий результат этого исследования состоял в том, что за пятилетний период, в течение которого вносились различные изменения в условия труда, производительность продолжала возрастать, независимо от того в каких условиях находились рабочие. Эффект "Хоторна" – это следствие влияния отношения участников к исследованию. Рабочие чувствовали интерес к своей работе со стороны экспериментаторов и за счет этого работали лучше[16].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: