Процесса заучивания

Номер воспроизведения Результаты воспроизведения элементов примечание
                       
  + + + - + - + - + + - - V=7
  + + - + + + + - - + + - V=8
  + + + + + + + + + + + + V=12

2. Построить по этим данным график заучивания

3. Посчитать частоту воспроизведения каждого слова за все повторения по формуле:

где К i – частота воспроизведения i-го слова, Р i – количество его правильных воспроизведений; n – количество повторений.

4. Построить диаграмму частот воспроизведения слов в зависимости от их порядковых номеров.

6. Можно сделать вывод, испытуемый запоминает после первого повторения большее число слов, чем слогов. А также можно выдвинуть гипотезу о том, что запоминание имеет позиционную зависимость, т.е. лучше запоминаются первые и последние слова. К относительной особенности запоминания испытуемого, можно добавить, что запоминание находится в норме, с каждым воспроизведением количество правильных слов увеличивается (возрастающая кривая запоминания). При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9-10 слов.

Методика «Словесный лабиринт»

Экспериментальные психологические исследования показали, что прошлый опыт играет не только положительную роль в мышлении, обеспечивает субъектов уже знакомыми им правилами решения и способами анализа, но может оказаться и тормозом на пути решения новых задач, создавая консервативную нерациональную основу для решения. В определенных условиях, а именно когда человек в процессе обучения и практической деятельности усваивает лишь ограниченное число способов решения различных по сложности задач, у него можно обнаружить очень нежелательное качество мышления - ригидность. Под ригидностью понимается затрудненность переключения мышления на новые способы и правила, как бы «вязкость» мышления вплоть до полной неспособности субъекта изменить выработанную ранее программу деятельности.

Методика «Словесный лабиринт» позволяет исследовать индивидуальные особенности субъектов мыслительной деятельности по параметрам ригидности-лабильности. Под лабильностью мыслительных процессов понимается скорость перестройки этих процессов при последовательном переходе от решения одной задачи к другой. Поскольку для решения всех задач не существует единого алгоритма, временные показатели решения отдельных задач субъектом позволяет оценить его способность переключиться с одного способа решения на другой. Показателем лабильности (подвижности) мышления в данной методике выступает время, затрачиваемое испытуемым на решение каждого из десяти лабиринтов. Предполагается, что увеличение временных показателей и особенно их неравномерность по отношению друг к другу свидетельствует о трудностях переключения с одного способа решения на другой (типичная картина для ригидности). Наоборот, низкие и ровные по отношению друг к другу временные затраты свидетельствуют о легкой переключаемости с одного способа решения на другой (типичная картина для лабильности мышления).

Обработка результатов.

По временным показателям решения всех десяти задач построить график, отражающий свойства мышления. По оси абсцисс указать последовательно все номера лабиринтных задач. По оси ординат указать временные затраты на решение каждой отдельной задачи. Определить среднее время решения задач и отметить его на оси ординат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: