Исследование психических состояний и свойств личности

Цель работы: знакомство с методиками субъективной диагностики функционального состояния и индивидуальных свойств личности.

Задачи работы:

- оперативная оценка функционального психоэмоционального состояния испытуемого;

- определение качеств испытуемого по параметрам экстраверсии-интроверсии и нейротизма;

- определение типа темперамента испытуемого;

- диагностика особенностей межличностного взаимодействия, присущих испытуемому.

Используемые методики: методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН), личностный опросник Айзенка (форма А), методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Порядок выполнения работы:

Методика диагностики оперативной оценки самочувствия,

активности и настроения (САН)

САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). Каждую из них представляет 10 пар слов. На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала. Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале.

Обработка результатов

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие (т.е. по шкалам: 3, 4, 9, 10, 13, 15, 16, 21, 22, 27, 28-оценки шкалы слева направо будут от 1 до 7, а по остальным шкалам - от 7 до 1). Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1,2,7,8,13,14,19,20,25,26. £ = 41

Активность (сумма баллов по шкалам): 3,4,9,10,15,16,21,22,27,28. £ = 40

Настроение (сумма баллов по шкалам): 5,6,11,12,17,18,23,24,29,30. £ = 45

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.

C=5.8

А=4,3

Н=5,5

Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов.

Личностный опросник Айзенка (форма А)

Автор двухфакторной модели личности Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию-интроверсию и нейротизм. В общем смысле экстраверсия - это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм - понятие, синонимичное тревожности, - проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

Обработка результатов

После заполнения испытуемым листа ответов экспериментатор, используя ключ, подсчитывает баллы по показателям: Э - экстраверсия, Н - нейротизм, Л - ложь (каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается как один балл). Результаты записываются в протокол.

Ключ для опросника Айзенка следующий.

Экстраверсия - вопросы: 1,3, 8, 10, 13, 17,22, 25,27, 39,44, 46,49, 53, 56 - ответы «Да»; вопросы: 5,15,20,29,32,34,37,41,51 - ответы «Нет».

Нейротизм - вопросы: 2,4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21,23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,45, 47, 50,52,55,57 - ответы «Да».

Ложь - вопросы: 6,24,36 - ответы «Да»; вопросы: 12, 18,30,42,48,54 - ответы «Нет».

С помощью «круга Айзенка» (рис. 1) на основе полученных показателей Э и Н определяется тип темперамента испытуемого.

Рис. 1. «Круг Айзенка» - распределение черт личности в координатах осей «экстраверсия – интроверсия» и «стабильность – нестабильность»

Э=8 Н=4 Л=4

Интерпретация полученных результатов

При анализе результатов исследования следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия: 12 - среднее значение, >15 - экстраверт, >19 - яркий экстраверт, <9 - интроверт, <5 - глубокий интроверт.

Нейротизм: 9-13-среднее значение нейротизма, >15-высокий уровень нейротизма, >19 - очень высокий уровень нейротизма, <7 - низкий уровень нейротизма.

Ложь: <4 - норма, >4 - неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение.

Можно сделать вывод, что испытуемый флегматик.

Экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т.п. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

У интроверта преобладают следующие особенности поведения: он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

На одном полюсе нейротизма (высокие оценки) психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легковозбудимы, для них характерны изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность.

Другой полюс нейротизма (низкие оценки)-это эмоционально-стабильные лица, характеризующиеся спокойствием, уравновешенностью, уверенностью, решительностью.

Показатели экстраверсии-интроверсии и нестабильности-стабильности взаимонезависимы и биполярны. Каждый из них представляет собой континуум между двумя полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создает неповторимое своеобразие личности. Характеристики большинства испытуемых располагаются между полюсами, чаще где-то близко к центру. Удаленность показателя от центра свидетельствует о степени отклонения от среднего с соответствующей выраженностью личностных свойств.

Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента - холерическим, сангвиническим, флегматическим, меланхолическим отражается в «круге Айзенка». Необходимо помнить, что нельзя говорить о «хороших и плохих» темпераментах, можно лишь вести речь о различных способах поведения и деятельности, об индивидуальных особенностях человека. Каждый человек, определив свой тип темперамента, может более эффективно использовать его положительные черты.

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири

Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем - идеальном «Я», отношения к самому, себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.

Опросник разработан Тимоти Лири в 1957 г. и представляет собой модифицированный вариант интерпесональной диагностики Г. Лири. Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.

Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы (дискограммы) (рис. 2). В основе горизонтальной и вертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование - подчинение, дружелюбие - агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Опросник разработан Тимоти Лири в 1957 г. и представляет собой модифицированный вариант интерпесональной диагностики Г. Лири. Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.

Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы (дискограммы) (рис. 2). В основе горизонтальной и вертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование - подчинение, дружелюбие - агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Рис. 2. Дискограмма для методики Т. Лири. Обработка результатов

Обработка результатов

После того, как испытуемый оценит себя, подсчитываются баллы, по каждому из 8-ми октантов дискограммы. Каждый плюс оценивается в 1 балл, таким образом, максимальная оценка уровня - 16 баллов. Максимальная оценка уровня разделена на четыре степени выраженности отношения:

Адаптивное поведение 0-4 балла (низкая степень) 5-8 баллов (умеренная степень)
Экстремальное поведение 9-12 баллов (высокая степень)
Экстремальное поведение вплоть до патологии 13-16 баллов (экстремальная степень)

Подсчет баллов производится по следующему ключу:

1-й октант: вопросы 1-4,33-36,65-68,97-100;

2-й октант: вопросы 5-8,37-40,69-72,101-104;

3-й октант: вопросы 9-12. 41-44. 73-76,105-108;

4-й октант: вопросы 13-16, 45-48, 77-80, 109-112;

5-й октант: вопросы 17-20,49-52. 81-84, 113-116;

6-й октант: вопросы 21-24, 53-56, 85-88, 117-120;

7-й октант: вопросы 25-28,57-60. 89-92,121-124;

8-й октант: вопросы 29-32, 61-64, 93-96, 125-128.

Полученные количественные показатели по каждому из октантов от 0 до 16 переносятся на дискограмму. На соответствующей номеру октанта-координате, на уровне, соответствующем полученным баллам, проводятся дуги. Отделенная дугой внутренняя часть октанта заштриховывается. После того как отмечены все полученные при обследовании результаты и заштрихована внутренняя, центральная часть круга психограммы до уровня, очерченного дугами, получается некое подобие «веера» (рис. 3).

Интерпретация полученных результатов

Наиболее заштрихованные октанты полученной дискограммы соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8-ми баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16, свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Если в дискограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности: испытуемый не захотел оценить себя откровенно.

В целом интерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени - на абсолютные величины.

Каждому из 8-ми октантов соответствует тип межличностных отношений.

Наиболее заштрихованный 2октант:6. Независимый - доминирующий.

0-8 баллов. Уверенный, независимый, ориентированный на себя, склонный к соперничеству.

9-12.самодовольный, нарциссический, с выраженным чувством собственного достоинства, превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: