Фазы исследования

Любое исследование состоит из определенных этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи.

Осознания противоречия и формулировка проблемы. На этом этапе происходит постановка целей и задач. Составляется подробный план исследования. Этот этап может занимать долгие годы поисков и раздумий, а может длиться несколько минут при получении конкретного задания от научного руководителя.

Формулировка рабочей гипотезы, т.е. некоторого объяснения причин изучаемых явлений и закономерностей (предположения о существовании явления, о связи событий). Гипотеза - это ожидаемый результат, который вовсе не обязательно подтвердится в исследовании. При проведении любого исследования отрицательный результат - тоже результат.

Этап планирования, который включает в себя подбор и апробацию комплекса методов и методик, выделение переменных, составление схем исследования, выбор контингента испытуемых, оценку его этичности, выбор необходимого числа измерений, алгоритмов математической обработки данных и, наконец, выбора места проведения исследования. Этот этап, на котором закладывается валидность будущего исследования, поскольку именно от четкого планирования, в конечном счете, зависит, будут ли средства, выделенные на исследование, потрачены эффективно.

Этап пилотажного исследования, в ходе которого уточняются реальные возможности экспериментатора, методик и условий проведения исследования. Вносятся коррективы в процедуру исследования. Производится выяснение достаточности выбранных методик. Производиться первичная обработка результатов, уточняются методы статистической обработки. Разрабатываются способы хранения и ввода информации.

Этап проведения исследования. Это этап сбора фактического материала, его упорядочивания.

На следующем этапе производится обработка результатов, их анализ, обсуждение, интерпретация. На этом этапе обобщаются данные, делаются выводы, подводятся итоги и формулируются новые вопросы и проблемы.

Основная литература

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. С-Пб. 2002.

2. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982

3. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология (учебник). М. 2002

4. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология (практикум). М. 2002

5. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М. 1980

6. Мартин Д. Психологические эксперименты: секреты механизмов психики. СПб.:2002

7. Психология: учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А.Сосновского. М., 2005

8. Сидоренко Е.В. Математические методы в психологии. С-Пб. 2002

9. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. СПб. 2001

10. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. С-Пб. 1998

11. Худяков К.Д, Зароченцев А.И. Экспериментальная психология. М., 2005

Дополнительная литература

12. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М. 1991.

13. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб, 2003

14. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 1999

15. Бурлачук Л.Ф.Психодиагностика. С-Пб. 2002

16. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М. 1950

17. Гальперин П.Я., Ждан А.Н. История психологии ХХ век. М. 2002

18. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии. М. 1998. 286с.

19. Жан Пиаже: теория эксперименты, дискуссии / Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской, Москва 2001

20. Левин К. Динамическая психология / Под ред. Д.А.Леонтьева, Е.Ю.Патяевой, Москва 2001

21. Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред. Корниловой Т.В. М. 1998

22. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. М. 2001

23. Общая психодиагностика /Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М. 1987

24. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М., 2004

25. Хозиев В.Б. О валидности формирующего метода // Вопросы психологии №5, 2002. с.67


[1] Что, например, было сделано П.Я.Гальпериным, предложившим новый метод изучения психики человека – формирующий эксперимент. К.Левин предложил использовать демонстрационный опыт. Демоснстрационный опыт Левина по смыслу формирующему эксперименту Гальперина - воссоздавались условия при которых проихойдет возникновение у человека определенного психического состояния. Приэтом было очень важно отследить сам процесс его возникновения (Т.Дембо Возникновение гнева)

[2] По мнению В.Вундта, только проделав 10000 проконтролированных интропекций, соискатель мог считаться тренированным психологом.

[3] Физиолог Павлов Иван Петрович (14.09.1849 – 27.02.1936) — выдающийся русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. В 1904 г. за работы по пищеварению и кровообращению получил Нобелевскую премию.

[4] «Достоверны» написано здесь не просто так, идея применения простых процедур измерения для классификации людей была не нова. Но, оказывается, очень сложно создать такую процедуру, которая бы при этом позволяла достоверно измерять какие либо психологические характеристики. Тесты разрабатывались и раньше, первые тесты были созданы еще в конце XIX векаФ.Гальтоном. Однако, как показывала проверка, они не выдерживали критики. Оценки, которые ученики получали по тесту, никак не сочетались с оценками учителя или экспертов. Тоже касалось и других психологических характеристик.

[5] Так, например, в исследованиях динамики возникновения гнева Т.Дембо было показано, что классификация отдельных изолированных событий в этом случае оказывается малополезной. Наблюдаемые процессы необходимо характеризовать по интенсивности, степени реальности, сосредоточении (К.Левин, 2001, с.552).

[6] Таким образом, разработаны различные системы наблюдения. Например, методика анализа педагогического стиля учителя (Фландерса). Студенты педагогических вузов осваивают эту методику на занятиях по педагогической психологии.

[7] Ими был открыт закон преобразования стимула и ощущений (Закон Вебера-Фехнера), согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. В дальнейшем было показано, что этот закон не имеет универсального характера и действителен только в известных пределах, а также применим только лишь к слуховым и зрительным ощущениям. Тем не менее, методы и идеи Фехнера оказались плодотворными не только для разработки психологии отношений, но и для изучения процессов памяти. Значение работ Фехнера состояло во внедрении новаторских экспериментально-математических методов в исследование психических процессов.

[8] Понятие тест было введено учеником Ф.Гальтона Дж. Кэттеллом. В статье "Умственные тесты и измерения", опубликованной в 1890г., рассказывалось о первой попытке измерить не особенности восприятия, физиологические и психофизиологические характеристики, а психологические – умственные способности.

[9] С психологическими характеристиками сложнее, поскольку, применяя любой измерительный инструмент к человеку (кроме, пожалуй, линейки), мы воздействуем на него. Например, измерение давления приводит к изменению давления. Измерение интеллекта приводит к тому, что мы начинаем быстрее решать некоторые задачи. В психологии и педагогики для измерения надежности используются параллельные формы – задачи по смыслу те же, но с другими условиями формулировкой и т.п.

[10] В связи с этим очень странно выглядят книги "1000 лучших тестов", "Протестируй себя сам" и т.п.

[11] Первым методом психологии была интроспекция – изучения состояния собственного сознания. В.Вундт и его последователи считали, что натренированность сделает возможным осознание своих внутренних ощущений, а значит, считали себя самыми качественными испытуемыми.

[12] Стэны –стандратнная десятка. Перевод осуществляется, исходя из предположения о нормальности распределения с учетом дисперсии выборки. Подробнее см. Анастази А.,2003, с. 82-84.

[13] В литературе нет единой процедуры определения этого соответствия. Так же как в разных книгах могут встретиться такие виды валидности как: внешняя, внутренняя, операциональная, конструктная, экологическая, критериальная, прогностическая,содержательная и т.д. В данном пособии мы будем опираться на классический труд Д.Кэмпбелла, в соответствии с которым будет рассматриваться понятие валидности. Будут даны определения внешней, внутренней, конструктной и статистической валидности.

[14] Выборка – ограниченное число лиц, выбранных из популяции.

[15] Из греч. мифологии. Пигмалион – царь и скульптор, влюбившийся в изваянную им статую девушки Галатеи, которую, вняв его мольбам оживили богиня Афродита. Имя Пигмалион используется для обозначения человека более чем не безразлично относящегося к своему творению.

[16] По мнению МакПарсонса, проанализировавшего первичные данные этого исследования, зависимость была другая и никакого эффекта "Хоторна" не было, поскольку оплата рабочих была пропорциональна их производительности.

[17] Хотя, как замечают философы, понятие констатирующий эксперимент не достаточно корректно, поскольку в ходе эксперимента проверяется, а не констатируется гипотеза (А.А.Касьян). Возможно, более приемлемо применение термина «диагностика уровня естественного формирования».

[18] Как часто, чтобы разобраться в чем то нам необходимо порассуждать вслух.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: