Диагностика профессиональных предпочтений

Цель работы: ознакомление с методиками, используемыми в процессе профессиональной ориентации.

Задачи работы:

- определение мотивов выбора профессии испытуемым;

- определение общих склонностей и профессиональных интересов испытуемого;

- анализ соответствия результатов методик реальной ситуации.

Используемые методики: «Мотивы выбора профессии», «Дифференциально- диагностический опросник» (Д ДО), «Карта интересов».

Методика «Мотивы выбора профессии»

При выборе профессии человек руководствуется разными мотивами: общественной значимостью профессии, престижем, заработком, возможностью продвижения по службе и др. Знание того, почему человек избрал ту или иную профессию, позволяет предвидеть, насколько успешно он будет ею овладевать, насколько серьезно, увлеченно будет работать, насколько устойчивым будет интерес к избранной деятельности.

Методика «Мотивы выбора профессии» позволяет определить ведущий тип мотивации в процессе выбора профессии из следующих четырех:

- внутренние индивидуально значимые мотивы;

- внутренние социально значимые мотивы;

- внешние положительные мотивы;

- внешние отрицательные мотивы.

Методика содержит двадцать вопросов - по пять на каждый тип мотивов (приложение 3).

Обработка результатов

Обработка результатов заключается в подсчете суммы баллов, по следующим четырем группам вопросов:

вопросы: 1, 5,8, 15,20 - внутренние индивидуально значимые мотивы (И);

вопросы: 3,7,12,14,17 - внутренние социально значимые мотивы (С);

вопросы: 4,9,10,16,19 — внешние положительные мотивы (П);

вопросы: 2,6, 11,13,18 - внешние отрицательные мотивы (О). Максимальная сумма указывает на преобладающий тип мотивации.

Интерпретация результатов

1 вопросы: 20

2 вопросы: 16

3 вопросы: 19

4 вопросы: 13

Так как наибольшая сумма 20 для 1 категории вопросов, то ведущим типом мотивации в процессе выбора профессии у испытуемого являются внутренние индивидуально значимые мотивы.

Дифференциально-диагностический опросник ДЦО

В основу дифференциально-диагностического опросника Е.А. Климова положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на 5 групп, в соответствии с различимыми разновидностями объектных систем.

Первую группу составляют профессии типа человек - природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.

Основой второго типа являются отношения человек - техника, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются; радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.

Третью группу образуют профессии типа человек - человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности - сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.

Четвертую группу составляют профессии типа человек - знаковая система. Объектами являются условные знаки, шифры, коды, таблицы, В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты.

Человек - художественный образ - основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист и т.д.

Названные типы профессий не могут быть строго ограничены, принимаются во внимание лишь преобладающие признаки, характерные для каждого из этих типов. ДДО содержит двадцать пар различных видов трудовой деятельности (приложение 3). Испытуемому предлагается осуществить выбор в каждой паре наиболее предпочтительного для него вида работы.

Обработка результатов

Обработка результатов методики заключается в подсчете суммы плюсов в каждом из пяти вертикальных столбцов листа ответов ДЦО.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: