После краткого знакомства с существующими подходами к изучению и построению профессиограмм учебная группа разбивается на две подгруппы. Одна подгруппа получает задание построить профессиограмму врача-терапевта по модульному методу, другая – по задачно-личностному. Соответственно заданию, подгруппы получают трудограмму врача и инструкции с изложением основных принципов модульного или задачно-личностного методов.
После завершения работы каждая подгруппа представляет построенную ею профессиограмму для последующего сопоставления и обсуждения.
Методические рекомендации по изучению темы
При обсуждении различных методов построения профессиограмм следует обратить внимание на следующие положения:
- выбор того или иного метода профессиографирования зависит от того, насколько жестко в профессии задан конечный результат и состав профессиональных действий;
- состав и содержание профессиограммы меняется в зависимости от типа решаемых задач: профориентации, профобучения, отбора и оценки персонала, рационализации режима и условий работы;
|
|
- построение профессиограммы предполагает углубленное изучение психологом особенностей данной профессиональной деятельности с помощью методов наблюдения, опроса, беседы, экспертных оценок;
- изучение профессий и разработку профессиограмм психологу целесообразно осуществлять совместно с представителями данной профессиональной группы, выступающих в роли экспертов.
Литература
1. Гаврилов В.Е. Составление и использование психологических характеристик профессии в целях профориентации. – Л.,1988.
2. Маркова А.К. Психология профессионализма – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 309с.
3. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384с.
4. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: учеб. пособие/ Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. – СПб.: Речь, 2007. – 448с.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 (2часа)
Методики оценки удовлетворенности работой
Цель: Сформировать умения пользования методиками оценки уровня удовлетворенности работой.
План
1. Знакомство с теориями удовлетворенности работой: двухфакторной и теорией ценности. Удовлетворенность как устойчивая диспозиция человека.
2. Проведение методики анкетирования удовлетворенности работой посредством парных сравнений.
3. Проведение методики критических ситуаций: описание ситуаций особенно удовлетворительных и особенно неудовлетворительных.
4. Обсуждение и сопоставление полученных результатов.